СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ. Законодательная база стандартизации, сертификации и технического регулирования; Федеральный закон «О техническом регулировании»; основные задачи в области

Законодательная база стандартизации, сертификации и технического регулирования; Федеральный закон «О техническом регулировании»; основные задачи в области технического регулирования; иерархическая соподчиненность правовых актов; определение технического регулирования и технического регламента; принципы технического регулирования; статус, виды технических регламентов и цели их принятия; требования технических регламентов; характер ссылок на стандарты в технических регламентах; сроки переходного периода и перечень нормативных документов, реализующих обязательные требования.

Законодательную базу стандартизации, сертификации и технического регулирования в целом составляет Закон РФ «О техническом регулировании» и применяемые в соответствии с ним иные Федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты. С 1993 года по 2003 год основными документами в области стандартизации и сертификации были Законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».

Одним из основных условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) стало соблюдение принципов в области технического регулирования. Данные принципы установлены в соглашении по техническим барьерам в торговле и Кодексе добросовестной практики применительно к подготовке, утверждению и применению стандартов. Перед Россией ВТО были поставлены следующие задачи в области технического регулирования [16, с. 10–11]:

· унификация оценки соответствия и дальнейшего признания полученных результатов;

· унификация технического законодательства;

· применение единых гармонизированных стандартов;

· унификация единства измерения;

· доказательство и минимальное обоснование любого обязательного требования;

· единообразие нормативных документов и их доступность.

Учитывая поставленные задачи, в конце 2002 года в России был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который объединил всю ранее существовавшую деятельность по стандартизации, сертификации, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), государственному контролю и надзору. Со дня вступления в силу Федерального закона признаны утратившими силу [2, ст. 47] Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» и Закон РФ «О стандартизации».

Закон РФ «О техническом регулировании» является основным источником технического права в России и обладает высшей юридической силой. Однако Закон содержит общие положения и не охватывает все стороны в определенной сфере деятельности. Для конкретизации отдельных положений Закона разрабатываются подзаконные нормативно-правовые акты, имеющие строгое иерархическое соподчинение.

Вторыми по значимости документами в области технического регулирования являются постановления Правительства РФ. Данные акты общенормативного содержания издаются Правительством РФ в пределах его компетенции на основе исполнения Конституции РФ, Федеральных законов и указов Президента. Ведомственные нормативные акты и акты местных органов самоуправления разрабатываются в соответствии с постановлениями Правительства РФ.

Национальный орган РФ по стандартизации (в настоящее время Ростехрегулирование) также издает постановления и приказы, имеющие строгую соподчиненность законам РФ и постановлениям Правительства РФ.

Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены основным Федеральным законом, применяются правила международного договора. В случае, если из международного договора следует, что для его реализации требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятые на его основе законодательства Российской Федерации [15, с. 276].

Сам термин «техническое регулирование» означает правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами [2, ст. 3]:

применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

единой системы и правил аккредитации, единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единства применения требований технических регламентов независимо от видов и особенностей сделок;

недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Как видно из самого определения технического регулирования, услуги и работы исключены из объектов в области установления и применения обязательных требований. Данное исключение подтвердило Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 года, отменив обязательное подтверждение соответствия всех услуг. Сертификация услуг будет носить только добровольный характер.

Новый Закон ввел понятие технических регламентов, как документов, содержащих только обязательные требования, тем самым, определив стандарты как документы рекомендательные и добровольные к применению. Технический регламент – это родовой документ, он может называться директивой, правилами, порядком и т.д. Отличительная особенность данного класса документов – их статус на уровне Закона и процедура приема в Правительстве РФ.

Технические регламенты принимаются в целях [2, ст. 6 ]:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования [2, ст. 7], обеспечивающие:

безопасность излучений;

биологическую безопасность;

взрывобезопасность;

механическую безопасность;

пожарную безопасность;

промышленную безопасность;

термическую безопасность;

химическую безопасность;

электрическую безопасность;

ядерную и радиационную безопасность;

электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

единство измерений.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей принятия технических регламентов.

Основными видами технических регламентов в Российской Федерации являются общие технические регламенты и специальные технические регламенты. В технический регламент в общем случае следует включать структурные элементы, отражающие следующие вопросы [10, с. 32]:

объекты технического регулирования;

терминологию;

общие положения для размещения на рынке;

требования безопасности;

положения о свободном перемещении;

подтверждение соответствия;

оценку соответствия;

управление перечнем стандартов;

контроль и надзор на рынке;

назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента;

переходный период.

Хотя требования стандартов носят рекомендательный характер, они становятся обязательными для выполнения, если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техническом регламенте или в директиве. В технических регламентах ссылки на стандарт или его составляющие части могут носить разный характер:

ссылки с твердой идентификацией, т. е. указание даты и номера издания конкретного стандарта;

ссылка со скользящей идентификацией, т. е. стандарт указывается в регламенте только с помощью номера;

ссылка общего характера, т. е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области.

Как уже отмечалось ранее, обязательная и добровольная сертификация, а также декларирование продукции и услуг объединены общим термином – подтверждение соответствия. Закон РФ «О техническом регулировании» определил строго добровольный характер подтверждения соответствия услуг.

Со дня вступления в силу Федерального закона РФ «О техническом регулировании» сроком на 7 лет установлен переходный период [2, ст. 46]. В данный период, до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений;

предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет.

Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении.

Статьи Закона РФ «О техническом регулировании», затрагивающие вопросы стандартизации и подтверждения соответствия, будут рассмотрены подробно в следующих главах учебного пособия.

Для гармонизации деятельности по стандартизации и сертификации с международной в 2003 году был принят Закон РФ «О техническом регулировании». Данный Закон является основным источником технического права в Российской Федерации, ему соподчиняются в строгой иерархической зависимости подзаконные нормативно-правовые акты.

Новый Федеральный закон внес значительные корректировки в вопросы правового регулирование отношений в области установления, применения и исполнения требований и отношений в области оценки соответствия. Стандартизация и сертификация услуг стали носить сугубо добровольный характер. Изменился статус самого стандарта, из документа, обязательного к применению он стал документом рекомендательного характера.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение термину «техническое регулирование».

2. Охарактеризуйте законодательную базу стандартизации и сертификации.

3. Назовите основные задачи в области технического регулирования.

3. Охарактеризуйте иерархическую соподчиненность правовых актов.

3. Назовите цели технического регулирования.

3. Перечислите принципы технического регулирования.

3. Назовите цели принятия технических регламентов.

4. Дайте определение техническим регламентам.

5. Какие группы требований охватывают технические регламенты?

6. Перечислите виды технических регламентов.

7. Приведите структуру технического регламента.

8. Охарактеризуйте варианты ссылок на стандарты и их составляющие части, применяемые в технических регламентах.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Определение стандартизации; функции, цели и уровни стандартизации; общая классификация объектов стандартизации; характеристика услуги по пошиву и ремонту швейных изделий и изделий из кожи и меха как специфического объекта стандартизации; принципы стандартизации; правила реализации принципа добровольного применения стандартов; перечень нормативных документов по стандартизации; категории и виды стандартов; определение стандарта; варианты применения международных стандартов; основные требования к содержанию основополагающих стандартов; структурные элементы стандартов; правила разработки и утверждения национальных стандартов; Государственная система стандартизации; методы стандартизации; система органов и служб стандартизации; основные задачи и функции Национального органа по стандартизации; технические комитеты по стандартизации и их основные функции; международная стандартизация; международная организация по стандартизации ИСО; организационная основа ИСО.

Наши рекомендации