Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов

Общие положения

Дефектация корпусов может выполняться в полном или частичном объеме.

Дефектация корпусов в полном объеме проводится специальными ко- миссиями при очередных освидетельствованиях (перед средним и капи- тальным ремонтами), а также в случаях необходимости при всех остальных освидетельствованиях. Выполняется в процессе предварительной дефекта- ции судна на плаву или во время периодического слипования (докования), либо в процессе заводского этапа дефектации непосредственно перед нача- лом ремонта. Результаты дефектации представляются на согласование ин- спектору Российского Речного Регистра (в дальнейшем – Регистру).

В состав комиссии по дефектации корпусов, назначаемой приказом предприятия-исполнителя ремонта, входят:

а) представитель технического отдела – председатель, осуществляет общее руководство работой комиссии, оформляет всю техническую доку- ментацию и отвечает за полноту, качество и сроки дефектации;

б) представитель службы судового хозяйства пароходства – замести- тель председателя, отвечает за планируемую после ремонта оценку техни- ческого состояния и устанавливаемый объем ремонта;

в) мастер ОТК завода – выполняет замеры параметров дефектов и оформление технической документации;

г) капитан или механик судна – участвует в проведении подготови- тельных работ к дефектации, информирует комиссию о наличии и распо- ложении дефектов, выполняет их замеры;

д) производственный мастер завода – организует выполнение подго- товительных работ к дефектации, проводит осмотр и замеры параметров дефектов.

Перед первым средним ремонтом после постройки судна и при отсут- ствии видимого износа замеры остаточных толщин связей корпуса могут не производиться.

Дефектация корпусов в частичном объеме проводится между средни- ми ремонтами (перед промежуточными видами ремонта) и выполняется администрацией судна и владельцем флота для проверки правильности включения в ремонтную ведомость дефектов, требующих устранения. В необходимых случаях к частичной дефектации привлекается представите- ли производственного цеха, ОТК и Регистра.

Нормы допускаемых остаточных толщин и местных остаточных де- формаций в Правилах Регистра назначены с учетом разделения судов на 2 группы:

1) суда длиной ≥ 50 м, суда смешанного плавания независимо от длины;

2) все остальные суда.

Классификация дефектов корпусных конструкций

Основными дефектами, подлежащими выявлению при дефектации кор- пусов, являются различные виды износа связей от коррозии и истирания, местные остаточные деформации корпусных конструкций, недопустимые дефекты (по устаревшей терминологии – повреждения) и прочие дефекты.

Для износов связей от коррозии и истирания, отражаемых в документах по дефектации, Правилами Регистра установлена следующая единая терми- нология в зависимости от степени и характера поражения поверхности:

а) местный износ– частичный износ, охватывающий отдельные уча- стки поверхности связи;

б) сплошной износ– общий износ, охватывающий всю поверхность связи; в) равномерный износ– сплошной общий износ с утонением, одина-

ковым по всей поверхности связи;

г) неравномерньй износ– сплошной износ с утонением, различным по всей поверхности связи;

д) язвенный износ– местный износ связи от коррозии в виде отдель- ных раковин (пятен, язв, точек).

К местным остаточным деформациям связей корпуса, возникающим от воздействия внешних нагрузок (соударения с судами, причалами, льдом, топляками, подводными препятствиями, падающим при погрузке грузом и т.п.), относятся вмятины, бухтины, гофрировки (ребристости) и кромочные деформации.

Под вмятинамипонимаются остаточные прогибы листов обшивки корпуса совместно с балками судового набора (рис. 2.3).

Бухтинамисчитаются отдельно расположенные остаточные прогибы листов обшивки между балками судового набора (рис. 2.4).

Гофрировкамиявляются остаточные прогибы листов обшивки меж- ду несколькими последовательно расположенными балками судового на- бора (рис. 2.5).

Под кромочными деформациямипонимается смятие у стенок рам- ного набора или переборок кромок, примыкающих к наружной обшивке корпуса или настилу грузовой палубы (см. рис. 2.3).

К основным видам недопустимых дефектовсвязей корпуса, выяв- ляемых при дефектации, относятся:

а) дефекты, нормируемые параметры которых превышают допусти- мые Правилами Регистра величины;

б) общий остаточный прогиб (перегиб) корпуса, сопровождавшийся разрывами, трещинами, потерей устойчивости балок продольного набора и их книц, комингсов люков, резкими поперечными складками палубного настила, обшивки днища, бортов или другими признаками наметившегося перелома корпуса;

в) любые нарушения целостности непроницаемых связей корпуса

(проломы, пробоины, трещины, сквозная коррозия и т.п.);

г) разрывы и трещины балок набора и сварных швов, соединяющих балки между собой и с обшивкой;

д) любая водотечность корпуса и непроницаемых переборок (и, в пер- вую очередь, превышающая возможности осушительной системы);

е) неоднократно повторяющиеся многочисленные трещины вибраци- онного характера наружной обшивки и других ответственных конструк- ций корпуса;

ж) потеря устойчивости балок рамного и холостого набора, пиллерсов и раскосов грузовой палубы;

з) погнутость или разрывы выступающих частей корпуса, мешающие эксплуатации судна.

К прочим дефектам, которые не влияют на оценку технического со- стояния корпуса в процессе эксплуатации, но учитываются при дефекта- ции для устранения при среднем ремонте, относятся цементные заделки водотечности, износ стыковых и угловых сварных швов, деформация вы- ступающих частей корпуса, не мешающие эксплуатации судна и не влияющие на общую прочность корпуса, отдельные глубокие язвы корро- зии связей и др.

Подготовка корпуса судна к дефектации

Если дефектация корпуса проводится в процессе предварительной дефектации судна (на плаву или во время очередного слипования по гра- фику), то рабочими судоремонтного предприятия с привлечением экипа- жа вскрываются слани, выполняется зачистка и осушение грузовых трю- мов, топливных, балластных и сухих цистерн и отсеков в объемах, необ- ходимых для дефектации.

Места измерения износа связей зачищаются от продуктов коррозии и старой краски. На поперечных переборках и рамных связях бортов или палубы для удобства дефектовщиков наносится мелом или краской нуме- рация шпангоутов.

Если дефектация корпуса проводится при заводском этапе дефекта- ции судна непосредственно перед началом среднего или капитального ремонтов, то зачищенное и принятое на отстой судно поднимается на слип и устанавливается на отведенном стапельном месте, как правило, на

ровный киль. Из отсеков удаляются имеющиеся цементные и другие вре- менные заделки водотечности. При этом также места измерения износа связей зачищаются от продуктов коррозии и старой краски, а на бортах наносится нумерация шпангоутов.

Администрация судна предоставляет комиссии документацию предыду- щей дефектации и ремонта корпуса и акты его освидетельствования Регистром.

В необходимых случаях до подъема судна на слип снимаются замеры его осадок для промера состояния упругой линии и выявления возможно- го наличия наметившегося перелома корпуса.

Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов - student2.ru

Рис. 2.3. Вмятины:

А – при поперечной системе набора; Б – при продольной;

fвм– максимальная стрелка прогиба по деформированному набору, мм;

l – наименьший размер по деформированному набору в районе fвм, м; di – ширина вмятины поперек корпуса по днищу, м (bi – по палубе); fкр – стрелка прогиба кро- мочной деформации рамной балки, мм; h – высота стенки рамной балки, мм; fобш– стрелка прогиба обшивки между деформированными балками, мм;

lэл, bэл– габаритные размеры вмятины, м

Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов - student2.ru

Рис. 2.4. Бухтина:

l – наименьший размер, мм (расстояние между ближайшими балками набора);

fобш– максимальная стрелка прогиба обшивки, мм

Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов - student2.ru

Рис. 2.5. Ребристость:

l – наименьший размер, мм (расстояние между ближайшими балками набора);

fобш– максимальная стрелка прогиба обшивки, мм

Документация, оформляемая при дефектации корпусов

В процессе дефектации и по ее итогам комиссией составляются сле- дующие документы:

а) таблицы замеров, которые являются рабочими накопительными документами для записи результатов замеров и расчетов при дефектации и оформляются отдельно: по износу связей корпуса (табл. 2.2); по вмяти- нам (табл. 2.3); по бухтинам, гофрировкам (ребристости) (табл. 2.4); по недопустимым и прочим дефектам (табл. 2.5);

б) растяжка наружной обшивки корпусас нанесенными на нее услов- ными обозначениями (в масштабе чертежа) дефектами (рис. 2.6). При необ- ходимости дополнительно заполняются растяжки настилов палуб, второго дна, обшивки внутренних бортов и непроницаемых переборок. Для судов длиной до 20 м растяжки наружной обшивки допускается не оформлять;

в) акт дефектации, который содержит минимальные сведения о суд- не и сводные итоги дефектации, включающие оценку технического со- стояния корпуса:

после предыдущего среднего ремонта;

устанавливаемую перед предстоящим средним ремонтом; планируемую владельцем на следующий межремонтный период (до

следующего среднего ремонта);

суммарный перечень объемов работ, необходимых для подтвержде- ния надежности планируемой оценки;

заключение инспектора Регистра о согласовании результатов дефек- тации, подготовленных к очередному освидетельствованию.

По результатам дефектации устанавливают одну из двух оценок тех- нического состояния корпуса: годное и негодное. Нормы оценок техниче- ского состояния основных элементов приведены в Правилах Регистра.

После согласования Регистром документация по дефектации корпуса передается по одному экземпляру администрации судна, техническому отделу предприятия и Регистру.

При приемке судна из ремонта выполненные объемы работ по корпу- су наносятся условными обозначениями на растяжку наружной обшивки, которая может многократно использоваться при всех последующих ре- монтах и должна сохраняться на весь срок службы судна.

Все работы, связанные с подготовкой материалов по определению технического состояния корпуса судна (определение износов и деформа- ций, расчеты, составление растяжки, таблиц износов и т.п.) должны вы- полнять судовладельцы и предприятия.

Для серийных судов, корпуса которых подвергаются КР или модерни- зации, а также для судов, общая прочность которых вызывает сомнения, в составе соответствующей проектной документации на ремонт Регистру должны быть представлены расчеты общей прочности корпуса с учетом износов, деформаций и введенных подкреплений.

Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов - student2.ru

Таблица 2.2

Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов - student2.ru

Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов - student2.ru

Таблица2.3

Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов - student2.ru

Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов - student2.ru

Таблица 2.4

Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов - student2.ru

Таблица 2.5

Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов - student2.ru

Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов - student2.ru

Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов - student2.ru

Рис. 2.6. Растяжка наружной обшивки с данными дифектации


Наши рекомендации