Правила работы магазина, торгового обслуживания и торговли товарами
В соответствии с Примерными правилами торговли товарный профиль торгового предприятия определяется его уставом. Если это предприятие муниципальной собственности, то его товарный профиль согласовывается с соответствующими органами местной администрации при регистрации. Любое предприятие розничной торговли должно иметь вывеску с указанием его наименования, торгового профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности)юридического адреса. Режим работы предприятия устанавливается по решению органов местной администрации, а предприятий основанных на иных формах собственности. – определяется собственником. Перед закрытием торгового предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами его работы. При этом должны быть обслужены все покупатели, находящиеся в торговом зале. В случаи закрытия предприятия для проведения санитарных работ, ремонта руководитель обязан уведомить покупателей за 5 дней специальным объявлением. Все торговые помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным требованиям, а оборудование и инвентарь содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.
Продажа товаров производится всем гражданам на общих основаниях. Льготное обслуживание предоставляется отдельным категориям населения на основании действующих законодательных актов.
В торговых залах продовольственных магазинов на доступном для покупателей месте устанавливаются контрольные весы, мензурки, овоскоп.
Продажа товаров облагаемых акцизами, производится при наличии лицензии на право торговли ими.
При продаже товаров наборами, скомплектованными на предприятии торговли, продавец не вправе отказать требованию покупателя о продаже отдельных товаров из набора. Вместе с покупкой покупателю обязательно выдается контрольно-кассовый чек.
Обмен и возврат приобретенных товаров производится в соответствии с правилами установленными Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Работники магазина не вправе требовать от покупателя при входе в торговый зал предъявления приобретенных в других магазинах товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты.
Правилами работы предприятиям розничной торговли определен перечень информации, которую рекомендуется предоставлять покупателям.
К такой информации отнесены: указатели расположения отделов или продаваемых товаров, фамилии и инициалы работников торгового зала, перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг, извлечения из правил торговли продажи отдельных видов товаров, порядок обмена товаров, телефоны организаций, осуществляющих контроль работы за предприятием.
В торговых предприятиях в доступном месте для покупателей должна находиться книга отзывов и предложений.
Контролируют торговые организации органы и службы, имеющие на это право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции, а также общественные организации потребителей. За невыполнение и нарушения правил торговли, работники предприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Персональную ответственность за выполнение правил торговли несет руководитель предприятия.
2. Правила продажи товаров. Правила обмена и возврата товаров.
1. Перед открытием магазина пополняются товарные запасы в торговом зале, обновляются выкладка товаров, витрины, проверяется наличие правильно, в соответствии с установленными реквизитами и четко оформленных и заверенных ценников, а также соответствующего инвентаря, подготавливаются упаковочные материалы, нарезается бумага листами требуемых размеров, выполняется другая работа, обеспечивающая нормальное функционирование магазина.
2. Продажа товаров в магазине производится всем гражданам на общих основаниях за наличный расчет и путем безналичного перечисления средств через учреждения Госбанка СССР или государственные трудовые сберегательные кассы.
3. Продажа товаров в кредит (с рассрочкой платежа) производится в соответствии со специальными инструкциями, которыми торговая организация обеспечивает каждый магазин, осуществляющий такую торговлю.
4. Инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам труда, которым по состоянию здоровья затруднительно самостоятельно совершать покупки, магазином оказывается помощь в приобретении ими продовольственных и непродовольственных товаров, на основании предварительных заказов, доставка товаров на дом и предоставление других дополнительных услуг, а также проявляется особо внимательное отношение при обслуживании их непосредственно в магазине.
5. Продажа товаров детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
6. Торговля алкогольными напитками производится в установленные для отдельных их видов часы в соответствии со специальными правилами, извлечение из которых с указанием мер ответственности за их нарушение вывешивается в торговом зале магазина. На право торговли алкогольными напитками магазин обязан иметь разрешение отдела торговли исполкома районного (городского) Совета народных депутатов.
7. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные правила торговли, осуществляется с соблюдением этих правил.
8. В торговом зале рационально и удобно для покупателей выкладываются (выставляются) в полном ассортименте имеющиеся в магазине товары в количествах, обеспечивающих широкий их выбор. Особое внимание уделяется информации покупателей о поступлении в продажу новых товаров.
9. Покупателю предоставляется возможность проверить правильность веса и меры отпущенных ему товаров как самостоятельно, так и с помощью работников магазина. В торговых залах продовольственных магазинов в соответствии с нормами технического оснащения устанавливаются на доступном для покупателя месте контрольные весы, контрольные мерные кружки и мензурки, а в торговых залах магазинов, торгующих тканями, - контрольные метры.
10. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах магазина или другой соответствующей свойствам товара упаковке. По просьбе покупателей продавцы обязаны производить нарезку отпускаемых гастрономических товаров. Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателя по весу или с применением стандартной мерной емкости согласно установленным правилам продажи таких товаров.
11. Запрещается продажа товаров недоброкачественных, не имеющих должного товарного вида, с истекшими сроками реализации, а также поступивших без установленной документации по качеству.
12. В магазине самообслуживания товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются с учетом спроса покупателей и сроков реализации товаров в специально выделенном и оборудованном для этой цели помещении и в зависимости от свойств товара упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную или оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.
13. На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типографским способом, указываются наименование и сорт товара, его вес нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки, номер фасовщика.
14. Не рекомендуется выкладка товаров пирамидой, спиралью и другими способами, затрудняющими их отбор, а также выкладка товаров в поврежденной и деформированной упаковке.
15. Четко оформленные ценники на товары закрепляются в ценникодержателях, вмонтированных в оборудование или установленных на специальных стойках. В тех случаях, когда наименование товара, вес и сорт указаны на упаковке, могут применяться ценники, указывающие только стоимость единицы товара.
16. Магазины (отделы) самообслуживания обеспечиваются корзинами, тележками, лотками (для мелких товаров), щипцами и другим инвентарем для отбора покупателями товаров.
17. При продаже товаров по методу самообслуживания в продовольственных магазинах (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, которые покупатель обязан взять при входе в зал самообслуживания. В непродовольственных магазинах (где это целесообразно) отбор товаров производится также в соответствующую свойствам данного товара инвентарную тару.
С покупателями, не выполняющими требования настоящего пункта, не должны производиться расчеты.
17. В продовольственных магазинах самообслуживания для удобства покупателей организуется продажа непродовольственных товаров повседневного (частого) спроса (галантерейных, школьно-письменных, парфюмерных, хозяйственных, электроизделий, игрушек и др.), которые размещаются на оборудовании отдельно от продовольственных товаров. Ассортимент этих товаров устанавливается вышестоящей торговой организацией.
18. Обмен купленных в розничной торговой сети промышленных товаров или возврат уплаченных за них денег производится в установленном действующими правилами порядке немедленно и беспрепятственно. При обмене промышленных товаров или возврате уплаченных за них денег не разрешается требовать от покупателей предъявления документов, удостоверяющих личность.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обратно от покупателей, как правило, не принимаются и не обмениваются. В случаях установления скрытых дефектов товаров или несоответствия наименованию и сорту, по которым они были проданы, товары подлежат обмену.
19. При продаже сложнотехнических изделий (телевизоры, радиоприемники, пианино, баяны, аккордеоны, холодильники, бытовые машины и др.), а также некоторых других промышленных товаров (ткани, одежда, трикотаж, обувь, ковры, мебель и др.) на отобранные покупателем товары магазином выписывается товарный чек, в котором указываются номер или название магазина, наименование и сорт изделия, его цена, дата продажи, фамилия продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из них выдается покупателю.
При продаже товаров методом самообслуживания товарный чек не выписывается, покупателю при расчете в обязательном порядке вручается кассовый чек, подтверждающий покупку товара в данном магазине. Чек должен сохраняться покупателем до выхода из магазина.
20. Непродовольственные товары, отобранные покупателем, могут храниться на контроле до оплаты их стоимости в течение 30 мин., по истечении которых они вновь подаются в продажу. В отдельных случаях срок хранения неоплаченного товара может быть продлен администрацией, но не более чем на 2 ч, а товары стоимостью свыше 5 тыс. руб. хранятся до их получения в течение 24 ч (без учета выходных дней). В этом случае на товарном чеке администрацией делается отметка: "Оплата по безналичному расчету" и проставляется дата и время выписки чека.
21. Покупателям предоставляется возможность оставить в магазине на хранение купленные и оплаченные ими громоздкие товары (мебель, пианино, холодильники, стиральные машины, телевизоры, радиоприемники и др.) на срок не более суток. Эти товары хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров. Не разрешается хранить в магазине товар с табличкой "продано" без сохранной квитанции.
22. Запрещается продажа товаров из подсобных и складских помещений, а также до начала и по окончании установленных часов работы магазина.
23. Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт
43. Категорически запрещается продажа товаров с истекшим сроком реализации.