Креативность и креативный менеджмент
Креативный в переводе с английского означает творческий, созидательный.
Согласно словарю Вебстера «креативность – это способность создавать новые значимые формы». В более широком смысле креативность – это выявление скрытых возможностей и творческое использование их потенциала в определенной области [5].
Креативность не тождественна интеллекту, под которым понимается способность анализировать, обрабатывать и усваивать большие объемы информации. Креативность – это высшая форма интеллекта, она является основным источником новых идей, открытий, изобретений и создания инноваций, инновациями становятся реализованные на практике новые (креативные) идеи.
Креативность предполагает способность к синтезу и созданию нового. Результатом креативного синтеза могут быть изобретения, новые теории, понимания проблемы, произведения искусства.
Креативность является основной предпосылкой создания инноваций. Инновациямистановятся реализованные на практике новые креативные идеи, обычно полученные при помощи креативного мышления или путем заимствования. Креативностьвсегда являлась основным источником развития общества.
Американский ученый Дж. Гилфорд выделял шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого количества идей; гибкость и вариации идей; оригинальность и нестандартность идей; способность совершенствовать объект, добавляя новые элементы; способность к анализу, синтезу и решению проблем.
В настоящее время креативность в развитых странах сталаосновным источником получения конкурентных преимуществ. Практически в любой области производства побеждает в конечном итоге тот, кто обладает большим творческим потенциалом. Источниками креативности являются творческие люди и организации.
Креативное мышление– это способность с помощью анализа, комбинации и синтеза разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект [5].
Основными методами креативного (творческого) мышления являются анализ, комбинации, развитие, синтез, аналогии, метафоры, ассоциации и др.
Креативный анализ – это разбиение множества рассматриваемых элементов на разнородные группы (например, сегментирование потребительского рынка, АВС-анализ и т.п.).
Креативные комбинацииосуществляются с помощью морфологических таблиц (таблиц Цвикки).
Креативный синтез – это объединение в определенном контексте разнородных элементов с целью придания результату дополнительной ценности. Результатами креативного синтеза являются изобретения, новые теории, понимания проблемы, произведения искусства.
Креативное развитие – добавление в систему новых элементов, повышающих ее эффективность, при удалении из системы элементов, снижающих ее эффективность.
Креативное использование – перенос идей и методов из одной области в другую.
Для креативности в научной деятельности необходимо обладать также способностями к обобщениям, абстрагированию и конкретизации, т.е. способностями в частном видеть общее, а, в общем, – частное.
Логическое мышление – можно определить, как умение делать выводы из имеющихся данных с помощью известных методов и правил.
Наилучшие результаты достигаются путем синтеза креативного и логического мышления.
Необходимыми условиями для креативного мышления являются:
1) компетенция: знания, навыки, умения и опыт;
2) творческое мышление: использование методов креативного мышления, гибкость, изобретательность и настойчивость при решении задачи;
3) мотивация и цели: внутренняя (стремление к самоутверждению, самореализации и применению своих знаний), и внешняя (материальные цели и достижения, продвижение по службе и др.). При этом для креативности более важную роль играет внутренняя мотивация;
4) труд: постоянная работа над проблемой или задачей.
Креативность зависит от таких качеств как изобретательность, умение находить решения на базе креативного мышления, способность взглянуть на проблему с разных и новых сторон, интерес к экспериментированию, способность к рефлексии и непрерывному обучению, способность вновь и вновь придумывать новые идеи.
В современном менеджменте управление процессами формирования новых конкурентоспособных идей для их реализации в конкурентоспособных инновационных проектах относят к «креативному менеджменту».
Креативный менеджмент является частью инновационного менеджмента, он реализуется на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла.
Креативный менеджмент –это управление людьми в организациях, направленное на формирования новых и конкурентоспособных идей для достижения успеха страны, фирмы и организации в различных областях деятельности. При этом управление людьми осуществляется как в самой организации (персоналом), так и вне нее (поставщиками, партнерами, посредниками, клиентами, потребителями и другими целевыми аудиториями) [5].
Целью креативного менеджмента является всемерное раскрытие творческих способностей людей, тогда как традиционное администрирование основано на выполнении людьми твердо установленных правил и не направлено на проявление ими инициативы и раскрытие всех своих способностей.
Задача креативного менеджмента – формирование новых конкурентоспособных идей и поиск эффективных решений на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла для их реализации в инновационных проектах на разных уровнях экономики и общества, направленных на достижение успеха предприятия, организации, фирмы, отрасли, региона или страны в целом в различных областях деятельности.
На предпроектной стадии осуществляется поиск и генерация новых идей, их оценка и отбор. На проектной стадии осуществляется разработка выбранных идей на этапах фундаментальных и прикладных исследований и опытно–конструкторских разработок. Для решения этих задач применяются специальные методы генерации новых идей.
Креативный менеджмент предполагает реализацию следующих функций:
1) анализ и прогнозирование развития объекта и внешней среды;
2) постановку проблем и задач;
3) сбор и анализ необходимой для их решения информации;
4) применение специальных методов и методик для генерации новых идей и принятия эффективных решений;
5) формирование новых идей и разработку альтернатив решения проблем и задач;
6) оценку альтернатив по разным критериям;
7) выбор лучшей альтернативы решения проблем и задач.
8) проработку концепции и плана решения проблемы и задач;
9) лидерство, основанное на сотрудничестве;
10) мотивацию персонала к сотрудничеству и инновациям;
11) непрерывное развитие персонала;
12) развитие интеллектуального потенциала организации.
Креативный менеджмент направлен на решение проблем и задач инновационного развития на основе системного анализа, сетевого, коллективного мышления и использования специальныхкреативных методов разработки инноваций. Эти методы направлены на формирование новых идей у специалистов и широко применяются на практике в различных областях экономики и техники.
Креативные (творческие) методы образуют фонд поисковых процедур и эвристических приемов поиска новых технических решений.
Целесообразность применения того или иного метода, зависит от сложности решаемой задачи, при этом могут применяться разные методы на разных стадиях инновационных проектов.
Ниже кратко излагаются креативные методы генерации новых идей, которые применяются при разработке инновационных проектов.