Часть четвертая. Креативный город - что дальше?

Благодарности 020

Часть первая. Новые урбанистические реалии

Глава 1. Открытие креативного города 025

Глава 2. Городские проблемы — креативные решения 049

Глава 3. Новое мышление 078

Часть вторая. Динамика городской креативности

Глава 4. Творческая трансформация города 131

Глава 5. Фундамент креативного города 163

Глава 6. Креативная среда 197

Часть третья. Концептуальный инструментарий городской креативности

Глава 7, Начинаем креативное планирование 235

Глава 8. Новое открытие креативного города 281

Глава 9. Эффективность и устойчивость креативного процесса 316

Часть четвертая. Креативный город - что дальше?

Глава 10. Креативный город — новые горизонты 357

\006\

Приложение 1. 376

Приложение 2. 378

Приложение 3. 379

Список литературы 380

Интересные веб-сайты 389

Об агентстве Comedia 392

Указатель 394

\007\

Предисловие к русскому изданию

Суть концепции креативного города в том, что любое поселение - в какой бы оно ни находилось стране, — может вести свои дела с большим воображением и новаторским настроем. Чтобы город или мегаполис ступили на этот путь, должны быть созданы условия, позволяющие им думать, планировать и действовать творчески.

Поэтому центральное место в концепции креативного города занимают проблемы организационной культуры.

Государственный, муниципальный, частный или некоммерческий сектор — каждый из них может по-своему помогать раскрыться потенциалу города, ибо создание и воплощение креативных идей плодотворно там, где присутствует дух взаимного уважения и готовности делиться друг с другом.

В городах должны возникать лидеры, которые научатся отдавать другим часть своей власти, чтобы повысить собственное влияние.

Лишь на первый взгляд эта идея парадоксальна. На встрече мэров европейских городов в 2004 году в Лондоне, было признано, что есть три элемента, определяющих успех города, а именно, вы должны:

• знать, куда движется ваш город, понимать его предназначение и его потенциал развития;

\008\

• стимулировать распространение лидерства и не думать, что городу достаточно одного лидера; это означает, что более 1 % населения города должны чувствовать себя лидерами. В городе с населением 100000 должно быть 1000 лидеров, а в миллионном городе -10000;

• поощрять принятие рискованных решений в рамках системы, основанной на принципах отчётности и прозрачности, ибо это дает людям возможность творчески участвовать в формировании города.

Сегодня многие чувствуют себя незащищённо, ибо мир стремительно меняется, и иногда даже кажется, что почва уходит из-под ног. Важно ведь не столько то, насколько радикально меняются устои, сколько сам факт осознания перемен.

В такой ситуации ключевыми факторами развития городов являются адаптивность, гибкость и способность находить новые решения.

Есть очень мало городов, которые можно назвать креативными во всех отношениях. Возможно, к этому идеалу приближаются Нью-Йорк, Париж или Лондон; или, например, Амстердам или Вена, которые в течение столетий вновь и вновь изобретали себя заново.

Важнее другое: каждый город способен стать более креативным, и это относится, прежде всего, к тому, как он определяет свои возможности и как решает свои проблемы.

Целью является создание такой атмосферы, которая позволяет городу быть креативным во всём, что бы он ни делал. Креативность может проявлять чиновник, изобретательно борющийся с бюрократическими несообразностями; или бизнесмен, соединяющий стремление к выгоде с социальной ответственностью; или работник социальной сферы, проявляющий предприимчивость в решении проблем своих подопечных.

Креативность вовсе не сводится к творчеству в сфере искусств и она встречается не только в музыке, театре или живописи.

\009\

Чем же определяется искусство развития городов?

Это сложно-составное искусство. Его выдающиеся образцы относятся к высочайшим достижениям культуры. Лучшие из городов сами суть изощренные произведения. В то же время, худшие из них служат воплощением беспамятства, упадка и разрушения.

Долгое время считали, что в создании городов важны только архитектура и землепользование.

Затем к этому присоединили инженерное искусство, геодезию, топографию, строительство и проектный менеджмент. Сегодня мы знаем, что искусство развития городов включает в себя все остальные виды искусств.

Дело не ограничивается только созданием физической формы. Мы должны владеть:

- искусством понимания человеческих устремлений и потребностей,

- искусством создания богатства и приспособления его к нуждам города;

- искусством создания трехмерных пространств;

- искусством организации в городе движения и передвижения;

- искусством стимулирования человеческою потенциала;

- искусством создания общественной поддержки;

- искусством здорового образа жизни;

- искусством высвобождения вдохновения и использования мотивации и воли жителей;

- искусством соединения физических объектов в едином городском ландшафте;

- искусством включения в ткань городской среды сельских элементов;

- искусством двигаться к будущему, не забывая о прошлом;

- искусством создания праздничной атмосферы

- и многими, многими другими.

Но, главное, мы должны владеть искусством приращения экономической стоимости и человеческой ценности во всем, что бы мы ни делали.

Мировоззрение, способности и ценности, воплощенные в этих искусствах, дают возможность превратить физическое пространство в обитаемые человеческие поселения.

Во всех частях света существуют примеры, демонстрирующие владение этим искусством, - будь то Москва, которая стремительно превращается в мировой город, или города с богатым прошлым, такие как Владимир и Суздаль, или города-новостройки, такие как Тольятти, или обладающие огромным потенциалом развития наукограды.

\010\

В каждом городе существуют интересные проекты, Задача каждого города - собрать разрозненные проекты, соединить их в единое целое, так, чтобы, неожиданно стало:

1 + 1=3.

Творческие решения всегда имеют неожиданные позитивные последствия.

Я надеюсь, что эта книга подскажет новые мысли и придаст уверенности тем, кто думает о будущем российских городов.

Чарльз Лэндри

Тирана, май 2005 года

\011\

Список инновационных городских проектов

1. Монпелье (Франция): история в знаках 33

2. Как создать нечто из ничего. Хей-он-Уай — город книг (Великобритания) 35—36

3. Журнал "'Big Issue": креативное решение проблемы бездомности путем развития предпринимательства среди бездомных 39

4. Полет фантазии и смелость: реорганизация городской администрации Тилбурга (Нидерланды) 44—45

5. Фактура покрытия мостовых — в помощь слепым (Япония) 54

6. Снятие бюрократической путаницы путем введения смарт-карты социального обеспечения (Кампече, Мексика) 54

7. Установление связи между уборкой мусора и образованием (Бангалор, Индия) 55

8. Возрождение городского сообщества жителей автоприцепов посредством креативных мероприятий (Дублин. Ирландия) 56

9. Воспитание гражданственности через связь поколений (Нью-Йорк, США) 58

10. Даже почтальон может собирать мусор (Миккели, Финляндия) 60

11. Инновационный дизайн делает образование привлекательным: школа для детей из трущоб (Охала, Нью-Дели, Индия) 61

12. Архитектура как живое произведение искусства. Дом Хундертвассера (Вена, Австрия) 62—63

\012\

13. "Бабушка напрокат": восстановление связи поколений путем использования свободного времени пенсионеров (Берлин, Германия) 74

14. Формализация уборки мусора (Филиппины) 76

15. Барьеры креативности (Хаддерсфилд, Великобритания) 79

16. От оружейных складов НАТО к раю для лошадей: изобретательная конверсия, полжржавшая местные традиции (Тви-стелен, Германия) 100

17. Ястребы охотятся на голубей: позволим природе самой контролировать процесс загрязнения (Уокинг, Великобритания) 104

18. Креативное использование времени: преодоление проблем периодов затишья и перегруженности в ресторанах (Гонконг и Токио) 106

19. Пожилые люди охраняют здоровье бедняков (Манила, Филиппины) 111

20. Меняясь ролями: беспризорники тренируют полицию (Аддис-Абеба, Эфиопия) 114

21. Превращение в творческую организацию: ключевые факторы 173

22. Утопические ночи (Лондон, Великобритания)183

23. Новая жизнь пространств для творческих связей. Центр искусств и медиа-технологий (Карлсруэ, Германия) 187

24. Массачусстский музей современного искусства 189

25. Художественные сети в Кёльне 193

26. Хельсинки: сети для всех 194

27. Креативность — навсегда? 210

28. Автомобили общего пользования (Берлин, Германия) 217

29. Из грязи в князи (Белу-Оризонти, Бразилия) 221—222

30. Экологический город (Лестер, Великобритания) 226

31. Там, где есть общественный контроль, — казна на замке (Порто-Алегре, Бразилия) 277—279

32. Влияние радикалов на формирование концепции устойчивого развития 303—304

33. Знаток города 352

\013\

Эпиграф от конспектера

Нефть и газ – чёрное и голубое «золото», хлопок – белое «золото», а творческие люди – «интеллектуальное золото Человечества»!

Предисловие

Эта книга имеет далеко идущие цели. Она должна помочь людям творчески думать, планировать и действовать, чтобы создать фабрики идей, превращающие урбанистические инновации в реальность.

Задача этой книги — укрепить уверенность читателя в том, что и он может поступать инновационно, а решения городских проблем осуществимы. Сегодня города переживают смену парадиг.

Пытаясь решать городские проблемы с помощью старого образа мыслей, мы столкнёмся с теми же препятствиями, что и раньше. Несмотря на кризис городов, эта книга оптимистична.

Ведь города предоставляют огромный простор для коммуникации, новых идей и экономического роста.

Города мира дают поразительные примеры того, как много самых обычных людей выказывают лидерские способности, делая невозможное возможным.

Книга "Креативный город" балансирует между прагматикой и интеллектуальной игрой, а местами откровенно концептуальна - ведь концепции обладают силой формировать наше видение мира и упрощать то, что кажется сложным. Глубинные перемены требуют переосмысление концепций и логики, которую мы применяем в решении проблем и управлении возможностями.

{V: Стало быть, «логика решения проблем города» должна быть зафиксирована или хотя бы тезисно изложена. В книге Чарльза Лэндри это не сделано. Однако будет сделано в наших добавлениях и приложениях!}

Вероятно, что-то из сказанного много раз говорилось и раньше, но не обязательно делалось в контексте проблем города, и именно это,хочется верить, станет отличительной чертой этой книги.

{V: Отличительной чертой нашего понимания этой книги является ещё и другой лозунг «КРЕАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»}

\014\

О чём эта книга

"Креативный город" предлагает новый метод городского планирования, который даёт людям возможность творчески мыслить и действовать, делая наши города более жизнеспособными и управляя воображением и талантом. Книга не даёт готовых рецептов, но расширяет «банк» идей, из которых могут произрастать инновации.

Все мы считаем, что место, где мы живем, могло бы стать лучше. Многие знают примеры того, как можно сделать город более человечным. И все же города балансируют на грани: люди, принимающие решения, могут или применять методы, ведущие к медленному упадку, или искать пути превращении городов центры творчества и нового качества жизни.

Старые подходы всё чаще не годятся. Динамика городов претерпела радикальные перемены.

Однако новая городская утопия уже существует. Это, в частности, сумма новаторских путей, -если взять по всем городам, - создания рабочих мест или использования навыков молодежи и пожилых людей.

В каком-то городе мы находим вдохновляющие произведения архитектуры, а где-то — умные энергосберегающие устройства или транспорт, пользоваться которым в радость. Есть торговые комплексы, сочетающие развлечение с обучением, поднимающие настроение и полные творческого духа.

\015\

Примеры можно найти в городах всего мира.

Иногда их трудно сделать примером для подражания. Чаще мы воспринимаем город как обитель страха и вырождения, забывая, что именно в городах создают материальные ценности (более 80%), обеспечивающие процветание нации. Города обладают потенциалом, способным не только решить их собственные проблемы, но и улучшить качество жизни целых регионов. Но пока что городская жизнь все ещё видится в мрачном свете.

Век городов

Книга "Креативный город" - это призыв к действию. Ведь XXI век будет веком городов. Более половины населения мира будет жить в городах. В Европе число городских жителей уже превышает 75%.

Однако большинство людей живет в городах без особого на то желания.

В 1997 году исследование показало, что 84% населения Великобритании хотели бы жить в небольшой деревне, хотя в действительности там жили лишь 4%. Мы не в состоянии построить достаточно деревень, но мы можем попытаться сделать города тем местом, где хочется жить.

Это возможно за счёт воссоздания ценностей, которые существуют в деревне - ощущения уникальности места, преемственности, безопасности и предсказуемости, отчасти за счёт чисто городских возможностей: интенсивного общения, торговли, неожиданных удовольствий и многого другого.

\016\

Творчество: источник жизненной силы городов

Главный ресурс города – люди: человеческий ум и творческие способности.

Творческий потенциал тех, кто живёт в городах, определяет их будущий успех. Став большими и сложными с точки зрения управляемости,

города превратились в лаборатории, разрабатывающие технологические, концептуальные и социальные решения проблем.

В наши дни появились особые причины для размышлений о проблемах городов с точки зрения их недостаточной креативности и инновационной деятельности. Города переживают переходный период, связанный с процессом глобализации.

Процесс происходит по-разному: в Азии промышленные города всё ещё растут, в то время как в Европе, старая промышленность исчезает, а добавленную стоимость создают всё больше за счет приложения интеллектуального капитала, к продуктам, процессам и услугам.

Смена парадигм и её последствия

Книга «Креативный город» анализирует фундаментальные изме-нения городской жизни. Они представляют собой смену парадигм. Старые решения больше не работают. Hовoe мышление должно помочь осмыслить эту ситуацию.

«Креативный город» не сборник материалов по успешному мировому применению городских практик, хотя здесь ссылки и можно найти (примеры взяты из моего собственного опыта работы в Европе и в других развитых странах мира). И хотя история урбанистического развития рассматривается в книге в мировом масштабе, и все же «Креативный город» написан с точки зрения европейца.

\017\

Я больше знаю о европейских городах. Конечно, мне известно о великих творческих городах прошлого и настоящего в Китае, Индии, Африке и Южной Америке, однако я глубоко пронизан европейской культурой. Сложившийся у меня образ «хорошего города» отражает европейский урбанизм.

Городской центр нейтральное место встреч для всех частей города. Публично используемое пространство увеличивает богатство городов за счёт усиления взаимодействия, связей и интенсивности жизни. Городская жизнь самоподдерживаема и превосходит возможности индивидуума, а смешение культур формируют потенциал городского развития.

Представленные здесь принципы анализа городских проблем могут использоваться кем угодно и где угодно.

Этот инструментарий позволит горожанам, определяющим политику и принимающим решения, увидеть возможности, которые могут существовать только в городе.

Каждый город обладает творческим потенциалом, но во многих городах он заблокирован.

На yдивлeниe мaлo извeстнo о городских условиях, которые необходимы для проявления креативности и новаторства горожан.

«Креативный город» исследует динамику креативности и тем самым показывает необходимость выйти заг рамки устоявшегося представления, что творчество является прерогативой художника, а инновации носят преимущественно технологический характер.

Однако социальная креативность имеет не меньшее право на существование.

Творческие решения городских проблем

Источник креативности – творческие люди и организации, обладающие отличительной особенностью: собираясь вместе на одной территории, они формируют творческую среду. Книга «Креативный город» демонстрирует то, как возникает такая среда, превращающая города в центры инноваций.

\018\

В книге показано, как создают принципиально новые виды бизнеса, как развивать экологические подходы, каковы механизмы художественных решений, позволяющих пробудить гражданскую гордость и творческую энергию горожан.

Во всех случаях я хотел понять способы организации творческого потенциала. Важно выяснить, как правительство может работать с бизнесом и некоммерческими организациями, и что именно способствует образованию прочных связей между формальными и неформальными сетями. Меня интересовала роль техники в развитии творческих городов и значимость иных форм творчества.

Инструментарий для практиков

Книга "Креативный город" доказывает, что изменения привычного способа мышления способны генерировать волю и энергию, позволяющие по-новому взглянуть на возможности городов. Здесь описан весь спектр подходов к "творческому мышлению", "творческому планированию" и "творческому действию". В совокупности - это новый подход к городскому планированию.

Взятые на вооружение, эти техники могут быть усвоены и естественно включены в ежедневную практику принятия решений. Новые термины и понятия встречаются на протяжении всей книги. Это

- городская креативность;

- цикл городского творчества и способы его организации;

- жизненный цикл городских инноваций;

- программы исследования и развития в области урбанистики и методы разработки, введения в оборот и воспроизведения пилотных проектов;

- культурные ресурсы и их применение;

- представление о городе как об обучающемся организме и, наконец,

- создание новой формы "урбанистической" грамотности - способности "читать" и понимать города, кем бы вы ни были.

\019\

Зачем нужна эта книга?

Книга "Креативный город" написана ради трех целей:

1. Дать целостный подход к анализу городской проблематики. Это кардинально изменит способы принятия решений, оценки ресурсов и потенциала городов, а также методы городского управления.

2. Предложить инструментарий для основ нового мышления, помогающий появлению новых идей и решений проблем города.

3. Вызвать критическую полемику и повлиять на политику развития городов.

\020\

Благодарности

Я хотел бы поблагодарить многих людей. Франко Бьянкини - за щедрый обмен идеями. Сэра Питера Холла, соавтора книги "Инновационные и устойчивые европейские города". Франсуа Матарассо, чьи замечания и помощь в редактировании книги оказались бесценны.

Лорда Тревора Смита и Фонд реформ Джозефа Роунтри, которым я благодарен за веру в меня и финансовую поддержку проекта. Фила Вуда, координатора программы "Креативный Город" в Хаддерсфилде.

Среди прочих мои коллеги по Comedia Кен Уорпол и Лиз Гринхоу, проявлявшие неизменный интерес к будущему цивилизованных городов, а также Джефф Малган и его сотрудники в "Демосе", такие как Перри 6 и Чарльз Лидбитер.

На эту книгу повлияли Ховард Гарднер, Гарет Морган, Джейн Джейкобс и Apт Кляйнер. Важную роль сыграли клиенты Comedia, особенно Харри Шульман и Тимо Кантелл из Хельсинки, поддерживавшие работу над "Креативным городом" более шести лет, а также друзья, с которыми я обсуждал эти темы: Том Бурке, Боб Мак-Налти, Джуд Блумфилд, Марк Пахтер, Джонатан Хайамс, Дебора Дженкинс, Айлид Лэндри и Лиа Жилярди.

\021\

Большое спасибо Паулине Матарассо за её редакторскую помощь; Тому Флемингу, Хелен Гулд и Анабел Байлз, помогавшим в подборе примеров, Робу Ллойд-Оуэн у, принимавшему участие в главе о креативных техниках, и Джиму Листеру, который помогает в проведении нашего ежегодного курса «Творческий Город» в Амстердамской Летней Школе.

Я особенно благодарен Сьюзи, Максу и Нэнси, которым я наконец смогу посвятить себя в большей мере.

\022 - 025\

Часть первая. Новые урбанистические реалии

Глава 1. Открытие креативного города

В чем успех некоторых городов?

Концепция "Творческого Города" родилась из размышлений о том, что некоторые города смогли приспособиться к переменам, а некоторым даже удалось сделать эти перемены источником своего развития.

Барселона, Сидней, Сиэтл. Ванкувер, Хельсинки, Глазго, Бангалор, Ахмадабад, Куритиба, Роттердам, Дублин, городская агломерация на берегах реки Эмшер в Руре, районы Цюриха, Карлсруэ, Страсбурга — эти и другие процветающие города смогли использовать экономическую и социальную трансформацию, поставив её на службу развития. Другие же позволили себе стать пассивными жертвами глобальных перемен.

Я работал во многих очень разных местах – блистательных, мрачных, безнадежных, - и мне удалось извлечь некоторые уроки. Успешные города имеют много общего: ярко мыслящие индивидуальности, обилие творческих организаций, ясные политические цели.

Их развитие следует решительному, но отнюдь не детерминистскому пути. В них распространено лидерство, пронизывающее государственный, частный и некоммерческий секторы.

Это проявляется в смелых общественных инициативах, в рискованных частных инвестициях, в сетях, образующих переплетение коммерческих и общественно полезных проектов.

\026\

Ключевым стало понимание культуры, которая выражает ценности, — в особенности, организационной культуры.

Выявление культурной перспективы жизненно важно. Ведь необходимо развивать новые формы сотрудничества, так как

одна лишь межведомственная кооперация и корпоративная работ местных властей не позволяют полностью использовать городской потенциал.

Обособленные миры городского планирования, экономической, социальной, образовательной и культурной политики ещё слишком немногому научились друг у друга. Признание ограниченности возможностей агентства Comedia1 убедило нас в том, что успешная урбанистическая политика и менеджмент требуют большего внимания к вопросам культуры и к тем подходам, которые носят творческий, целостный, упреждающий характер и опираются на человеческий ресурс.

Успех городского развития зависит от благоприятной трансформации мышления политиков.

Люди, определившие успех развития городов, обладают набором качеств, к числу которых относятся широкий кругозор и готовность к риску, сосредоточенность на долговременных целях и чёткое понимание стратегии, способность работать, опираясь на местную специфику, и находить сильные стороны в очевидных недостатках, желание обучать и учиться. Эти черты обеспечивают креативный характер людям, проектам, организациям и, наконец, -городам.

Но легче понять креативную, творческую сущность отдельного человека, чем целого города. Ведь город - сплав людей, институтов, организационных форм, отраслей, социальных групп и культурных ресурсов.

1Comedia — созданное Чарльзом Лэндри британское независимое исследовательское и консультационное агентство, специализирующееся на урбанистических стратегиях и культурной политике (Примеч. переводчика).

\027\

Поскольку понятие творчества является непростым и во многом до сих пор ассоциируется с искусством и наукой, я начну с того, как я сам пришёл к концепции творческого города.

Два фактора влияли на моё понимание креативности (или творческого начала): во-первых, сила мышления и идей, которые формируют наше мировоззрение и, во-вторых, - важность культуры.

Креативное мышление

Все мы несём в себе культурный багаж. Мой багаж - это смесь различных европейских культурных установок - в основном, немецких, британских и итальянских, - которые сформировали моё мировоззрение, мою систему ценностей и мотивов.

Эти установки и определяют моё понимание креативною города, причём часто толкают меня в противоположных направлениях. Диалектичный немецкий подход подводит теоретическую базу, ищет синтетические решения и согласует противоречия. Англосаксонский подход более эмпиричен, он опирается на яркие и успешные примеры из реальной жизни. Итальянский подход зиждется на воображении и глубоком понимании культуры.

Главный вопрос: способны ли мы изменить образ мыслей людей и организаций, и, если да, то как?

Один из ответов апеллирует к силе мышления, важности идей в создании перемен.

Если мы осознаем необходимость точной целостной регистрации урбанистических проблем, это сделает ненужными тысячи разрозненных отчетов, которые пылятся на полках архивов.

Необходимо преодолеть привычку мыслить в рамках бинарных оппозиций, - барьеров на пути творческого решения проблем.

\028\

Я подчеркиваю ценность творческого климата в городе для расширения границ мышления. Например:

• Должны ли урбанистические решения рождаться на пересечении целостного восприятия проблем и категоризирующего подхода?

• В чем специфика женского подхода к городу в отличие от мужского?

• Могут ли сельские модели жизнедеятельности быть полезны для городов?

• Каков баланс между поддержанием традиций и стимулированием инноваций?

• Следует ли поощрять инстинктивные или рациональные решения?

• Как много должно быть в решениях изобретённого, или удобнее использовать уже опробованное?

• Нужно ли городу снижать темпы роста и развития или же лучше их наращивать?

Внимательное наблюдение за эволюцией проблемы и опора на анализ городского потенциала с позиций культуры, обыкновенно подсказывают подходящее решение.

Использование целостного подхода даёт неожиданно богатые решения. Городская креативность расцветает, если люди одновременно проявляют широкий взгляд на вещи и концентрированы на мелочах, то есть способны связать все возможности благодаря кругозору, и совместить практическое и концептуальное мышление.

\029\

Чаще всего весь набор качеств не присущ отдельному человеку, но он может быть реализован в команде. Команды, занимающиеся решением городских проблем, нуждаются в новых принципах подбора людей.

Культура выходит на передний план

Мой путь к креативному городу лежал через интерес к культуре. Меня всегда интересовали два аспекта:

- связь между культурной эволюцией и формированием города, и

- глубокая внутренняя связь между креативностью и развитием культуры.

Значительная часть проектов агентства Comedia была посвящена взращиванию независимых городских средств массовой информации. Мы проводили анализ поля возможностей и давали советы в сфере частного и общественного радио, в издательской и книготорговой деятельности, в области музыки, дизайна, ремеслах и театральной индустрии.

Мы придавали особое значение культурным индустриям, - самым быстро растущим сектором современной городской экономики. С истощением существующих ресурсов и сокращением объемов традиционного производства культуру воспринимают как палочку-выручалочку.

Пытаясь понять динамику культурных индустрий, я всё больше осознавал значимость этих ресурсов. Я сталкивался с огромной силой культурного наследия и традиций. Не потому ли в стремлении к переменам мы часто находим утешение в архитектуре, навыках, ценностях и социальных ритуалах прошлого?

\030\

Не потому ли, что в эпоху глобализации мы ищем стабильности? Культурное наследие связывает нас с историей, с коллективной памятью, укрепляет наше ощущение жизни и может подготовить к встрече с будущим.

Культурное наследие - сумма творческих усилий прошлого, а результаты творчества — механизм, который позволяет обществу развиваться.

При этом все аспекты культуры нуждаются в переосмыслении каждым следующим поколением. "Креативность - это культурный эквивалент процесса генетической изменчивости"; «большая часть новых признаков не повышают шансы на выживание..., но некоторые — повышают, и именно они объясняют биологическую эволюцию» (Czikszentmihalyi, 1997, с. 7).

То же происходит и с творчеством: пусть не все пилотные проекты являются успешными, однако исторически именно креативность была источником жизненной силы для городов, которая позволяла им уцелеть, преодолевая границы традиций. Культура и креативность переплетены.

Культура подчеркивает уникальность места. Ресурсы прошлого способны вселять уверенность в будущем. Культурное наследие открывается заново, будь то обновленное здание, или новое использование стародавних навыков.

Сегодняшняя классика — это вчерашняя инновация. Креативность - это ещё и поиск нового применения старым вещам.

Культурные ресурсы

Культурные ресурсы - это материал для создания базовых ценностей города, сырье, которое приходит на смену углю, стали и золоту. Креативность — метод эксплуатации этих ресурсов. Важнейшая проблема - не способы выявления культурных ресурсов, а то, как ограничить воображение, ибо реальные возможности общества не беспредельны.

\031\

Культура должна определять технологию городского планирования, а не выступать как малорентабельное дополнение к таким вопросам как жилищное строительство, транспорт и землепользование. Именно восприятие перспектив города сквозь призму культуры должно задавать систему координат для планирования городской жизни и социального развития.

Понимание культуры как ресурса стало для меня открытием, и впоследствии я уже думал о городах и их активах совершенно иначе.

В каждой детали городского ландшафта - своя история, которая может быть использована для обновления города. Такой взгляд породил новую форму учета городских активов. Предпринимая обзор городской экономики и социального потенциала политических традиций, мы задавались вопросом, как культурные активы могут способствовать экономическому успеху.

В самом деле, как старинные навыки плотницкого дела можно связать с современными технологиями? Или как можно использовать местные традиции обучения, чтобы представить город на рынке площадок для проведения конференций?

Мы даже рассматривали "чувственные" характеристики города: его цвет, звук, запах, образный ряд. Или же совершали экскурс в традиции и социальные ритуалы, так как заметили, что и такие вещи могут сделать город конкурентоспособным.

Такой подход позволял думать о городе как о меняющемся предмете.

У города есть индивидуальность и эмоции, свои подъемы и спады. Город - скорее живой организм, чем механизм.

По ходу исследования мы освоили некоторые концептуальные приёмы, которые могут показаться банальными. Один из принципов заключался в том, чтобы "превратить слабые стороны в сильные".

Поиск решений в проблемных ситуациях показывает, что любая вещь может рассматриваться как ресурс развития. Например, финский город Кеми, расположенный на Полярном круге, страдал от сильной безработицы, так как его экономика почти целиком зависела от не очень успешной бумажной фабрики.

\032\

Здесь главным активом стал снег и холод, благодаря которым удалось построить самый большой в мире снежный дворец. Эффект проекта превзошел все ожидания. Я слышал, что один сотрудник департамента по туризму в Глазго, узнав, что климат в городе суше, чем в Исландии, разрекламировал его как "Ривьеру для исландцев".

Каждый город может иметь свою уникальную нишу. Принцип "сделать что-то из ничего" стал руководством к действию для тех, кто развивает уродливые, холодные или знойные города.

Каждый город может стать всемирным центром какого-то вида деятельности, если проявит достаточно упорства, как Фрейбург стал центром экологических исследований, Новый Орлеан - центром блюза, Хей-он-Уай - центром книжной торговли.

Пытаясь выявить специфические ресурсы данного места, можно вспомнить об опыте итальянских городов с их "feste" и "sagre" - местными праздниками, посвященными любым ресурсам, которыми знаменит регион, от грибов и пасты до литературы.

Стало понятно, что культурные ресурсы воплощаются в умениях и талантах людей. Они не сводятся лишь к осязаемым предметам, но проявляются и в символах, в деятельности, в ассортименте местной ремесленной и промышленной продукции, в сфере услуг. Здесь приходят на память замысловатое искусство производителей сари в Индии, мастерство резчиков по дереву на острове Бали, продукция красильщиков из Дьенна в Мали.

Культурные ресурсы города могут быть обнаружены в его историческом, индустриальном или художественном наследии, в таких активах как архитектура и ландшафт, местные традиции, фестивали, ритуалы, распространенные хобби и увлечения.

Любительская деятельность может быть переосмыслена и настроена на производство новых товаров и услуг. Часто зря пренебрегают такими ресурсами как еда и кухня, определенные виды досуга, одежда и субкультуры. Ну

\033\

Монпелье: история в знаках

Посещение Монпелье показывает, насколько легко может город поведать о своих приоритетах. Знак в аэропорту приветствует гостей на дюжине языков, что означает: "Монпелье - международный город". По дороге в центр знаки рассказывают о планах посадки деревьев и создании велосипедных дорожек. По сути дела, тебе сообщают: "Монпелье - экологический город". Дальше путь проходит через кварталы, где улицы носят имена Альберта Эйнштейна и Альфреда Нобеля Вывод напрашивается: "Монпелье - город новых технологий". На центральной площади стоит диагностический автофургон, провозглашающий: "Монпелье - здоровый город". Ключевые стратегии Монпелье - стать международным, инновационным экологичным и здоровым городом.

К культурным ресурсам относятся и таланты в исполнительских и визуальных искусствах.

Воздействие культуры

Воздействие культуры многообразно. Она подсказывает творческие решения. Именно через призму культуры надо рассматривать городское развитие. Культурные очаги креативности являются очень важным сектором экономики, в котором в мировых городах, таких как Лондон, Нью-Йорк, Милан или Берлин задействовано от 3 до 5% рабочей силы.

Туризм питается от культуры, хотя он сфокусирован на узко понимаемой культуре - музеях, галереях, театрах и шопинге.

\034\

Очевидно влияние культуры на поток прямых инвестиций крупных международных корпораций, которые ищут места, привлекательные для их сотрудников. Оценивая эффект культуры, можно сказать, что она способствует накоплению социальною капитала и усиливает готовность общества реагировать на перемены.

Культура повышает самооценку отдельного человека, улучшает жизненные навыки. Она открывает дорогу к нравственному благополучию людей, повышает их гражданскую ответственность, указывает новые направления деятельности.

Особого внимания заслуживают те свойства культуры, которые делают её источником креативности, а в первую очередь, - её способность служить отличительным знаком места.

Рассматривая культуру как ресурс воображения, мы видим, как смыслы традиционной или современной культуры создают ценность места. В конечном счете, именно они рождают местное своеобразие, которое жизненно необходимо в мире, где города походят друг на друга.

Например, в Бейруте Solidaire осуществляет масштабный проект восстановления городского центра; его цель - отделаться от имиджа центра раздора и вернуть городу традиционное положение банковской столицы и главного перекрестка Ближнего Востока. Основой для этого должно стать космополитическое прошлое Бейрута. В Риге решили опереться на ганзейское прошлое и традиции мореходства, чтобы возродить идентичность города.

Культура завоевывает всё более значимые позиции. Угроза культурных потерь сплачивала группы горожан и заставляла их действовать.

Такие действия преследуют более широкие цели, чем только спасение отдельных зданий, по сути, они являются борьбой за права граждан.

Базирующаяся в Калькутте группа PUBLIC1 стала всеиндийским организатором кампаний за сохранение таких объектов, как железнодорожная станция, городская ратуша или ворота городского парка. При этом PUBLIC прежде всего видит в этих объектах ресурс развития демократии, защиты прав граждан.

1 Английская аббревиатура PUBLIC — People United for Better Living In Cities — люди, объединившиеся для лучшей жизни в городах.

\035\

Как создать нечто из ничего. Хей-он-Уай — город книг (Великобритания)

До 1961 года Хей-он-Уай был ничем не примечательным городком. Он полностью зависел от ухудшавшейся конъюнктуры на рынке сельскохозяйственной продукции.

Владелец полуразрушенного замка Ричард Бут занялся букинистической книжной торговлей. Книги заполонили его замок, и он стал покупать в городе другие здания, например, пожарную часть или закрывшийся кинотеатр.

Идея, что городок, полный книжных магазинов, привлечет к себе международное внимание, была необычной. Однако букинистический магазин, расположенный в бывшем кинотеатре, вскоре получил славу "крупнейшего в мире" и был продан лондонскому бизнесмену.

К началу 1970-х за Хеем закрепилась международная репутация книготоргового центра, и теперь в нем расположено 42 книжных магазина. В них можно найти книги на любую тему Здесь также есть специальные магазины детской литературы и американской литературы. Обилие посетителей, которых привлекала необычная специализация городка, позволили Буту открывать всё новые магазины.

Личное участие Ричарда Бута в развитии города привело к созданию 26 рабочих мест в его магазинах и более 220 а других фирмах. Это обеспечило городу экономическую устойчивость. Население города сейчас составляет всего 1400 человек. В нем и в ближайшей сельской округе действуют 15 больших гостевых домов, 4 гостиницы, множество мелких пансионов.

Быстро растет число кафе и ресторанов, 12 из которых было открыто в последние четыре года. В этот же период появились и десять антикварных лавок. Ежегодно город посещают более 110 тысяч туристов, наплыв гостей значительно увеличивается в мае, в период проведения литературного фестиваля.

34/35

Ричард Бут стал инициатором международного движения книжных городов. Повторяя опыт Хея, малые города по всему миру пытаются оживить свою экономику с помощью книжной торговли. В это движение включились Монтолье в южной Франции, Бредевоорт в Голландии, Бешерель в Бретани, Сент-Пьер-де-Клаж в Швейцарии, Реду в Бельгии, Стилуотер в США, Фьёрланд в Норвегии, Кампунг Буку в Малайзии, Миягава в Японии.

Источник: Landry, 1996

Иначе сложилось в Сингапуре — там исчез китайский квартал, и восстановить его уже невозможно.

Разросшаяся также запоздало оценила культурную ценность почти утраченного исторического городского центра. Оба города поняли, что культурные координаты цементируют городское сознание, рождают гражданскую гордость, которая, придаёт силы для решения задач, которые вроде никак не связаны с культурой.

Многообразие креативности

Распутывая клубок противоречий

Чем больше я занимался проблемами креативности, тем сложнее выглядела эта концепция. По сути, речь шла о многогранной изобретательности, способности оценивать ситуацию и находить пути решения трудных задач или выходы из неожиданных ситуаций.

\037\

Креативность представала как процесс выявления скрытых возможностей, как прикладное воображение, опирающееся на интеллект. Позже я осознал это явление, его связь с контекстом, с конкретной исторической ситуацией.

Проект, креативный для своего времени, не обязательно будет таковым в другой ситуации и в другой исторический период. И хотя креативность связывают с трудом художников, я встречал всё больше людей, работающих в бизнесе, в социальной сфере, которые подходили к решению своих задач именно творчески. Область приложения креативности расширялась.

Я понял, что творческие люди могут работать в одиночку, в группах, командах, организациях. В организациях я встречал креативные процессы. Ведь каждый может быть креативен при определенных условиях.

«Голое администрирование» заставляет людей действовать по твёрдо установленным правилам, не проявляя инициативы и не раскрывая своих способностей. Я встречал государственные организации, которые, действуя по правилам, теряли из виду цели и упускали возможности.

Каждый раз, когда я проповедовал идею креативности, я неизменно натыкался на глубоко укорененные препятствия к её развитию. Важнейшие из них — линейность и ограниченность мышления.

Особенно это проявлялось в дискуссиях со строителями, плановиками и финансистами, многие из которых, кажется, откровенно не понимали, как можно оценить то, чего нельзя посчитать.

Сила идей

В то же время я встречался с такими креативными концепциями, как "Фактор четыре» (Factor Four), проектами "Глобального банка идей"1 Института социальных изобретений, услугами вроде "Big Issue"2.

1 "Глобальный Банк Идей" (Global Ideas Bank) — проект британскою Институт Социальных Изобретений (Jnsrirute of Social Invetiovns),. в рамках коюрого осуществляется сбор и инвентаризация новых креативных идей. способных изменить мир к лучшему. Новые идеи в банк добапляют посетители сайта проекта (www.globalideasbank.org), а сотрудники затем сортируют эти идеи по различным категориям.

2 Big Issue — британский и международный журнал, который продают бездомные (см. ниже).

\038\

Мне стало понятно, что множество креативных проектов получили признание, и я задался вопросом: в каких социальных условиях возникают такие успешные креативные концепции, которые на наших глазах меняют мир?

Дискуссии о том, как взрастить городскую среду для оживления таких непохожих друг па друга городов как Брисбен, Йоханнесбург, Дурбан, София или Барселона, помогли сформулировать проблему: как создается творческая среда?

Стало понятно, что креативность зависит от качества отдельных людей или организаций, или даже целых городов. Такие качества включают изобретательность и умение находить решения; готовность принять риски и взглянуть на проблему с неожиданной стороны; интерес к экспериментированию; но, главное, - способность к рефлексии и непрерывному учению, которое заставляет придумывать новые идеи.

Креативность — это стиль мышления, который более склонен к вопрошанию, нежели к критике, который атакует не только общепризнанные проблемы, но и то, с чем все привыкли уживаться. Креативные люди стремятся пересмотреть принципы и потому оперируют сценариями будущего, рассматривают возможные изобретения, открытия, их последствия и т. д.

Они ищут общие черты в том, что, казалось бы, несопоставимо, создают неожиданные комбинации, в которых и лежит ключ к решению проблемы.

\039\

Журнал "Big Issue": креативное решение проблемы бездомности путем развития предпринимательства среди бездомных

"Big Issue" - это журнал, который продают бездомные в Великобритании. Благодаря этому они могут заработать на жизнь. Сильная сторона этого проекта в том, что его легко развивать путем простого копирования.

Первоначально это было ежемесячное издание, затем еженедельное. Сегодня его тираж более 350 тысяч экземпляров и продается журнал в 13 европейских странах, в Северной и Южной Америке, в Южной Африке и в Австралии. Благодаря этому проекту изменилось отношение к бездомным.

Бездомным удалось подняться над ментальностью попрошайки, развить чувство собственного достоинства. С первого выпуска "Big Issue" помог 7000 бездомных, изменил отношение общества к проблеме бездомности, способствовал налаживанию партнерских отношений с полицией. Прибыль от продажи журнала поступает в "Big Issue Foundation" - специальный фонд, который помогает бездомным по всему миру.

Наши рекомендации