Цели, задачи и типы индивидуальных проектов
Содержание
1. Пояснительная записка. 3
2. Цели, задачи и типы индивидуальных проектов. 4
3. Организация работы по выполнению индивидуального проекта. 8
4. Требования к содержанию и оформлению пояснительной записки индивидуального проекта 10
5. Рекомендации по выполнению презентаций. 16
6. Критерии оценки индивидуального проекта. 18
Приложение А.. 20
Приложение Б.. 21
Приложение В.. 26
Пояснительная записка
Индивидуальный проект – особая форма организации образовательной и познавательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), проект – направлен на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата оптимальным способом.
Индивидуальный (учебный) проект – это самостоятельная учебно-познавательная, творческая деятельность обучающегося по освоению и применению на практике полученных знаний, умений и навыков. Проектная деятельность является обязательной частью образовательной деятельности обучающегося, осваивающего программу подготовки специалистов среднего звена.
Проект выполняется под руководством руководителя, и может представляться на конкурсы научно-исследовательских работ, проходящих как в техникуме, так и в рамках региональных, Всероссийских, международных научно-практических конференций.
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося в рамках дисциплины «Индивидуальное проектирование». Невыполнение индивидуального проекта по этой дисциплине равноценно получению неудовлетворительной оценки.
Защита проектов по учебной дисциплине проводится в любой форме в рамках учебного времени, отведенного на изучение дисциплины.
Презентация лучших проектов может выноситься на ежегодную научно-практическую конференцию обучающихся и преподавателей техникума.
Рекомендации по выполнению презентаций
Презентация проекта – это представление информации для членов в ходе защиты работы. Цели презентации: демонстрация в наглядной форме основных положений проекта; демонстрация способностей организации доклада в соответствии с современными требованиями и с использованием современных информационных технологий.
Подготовка презентации предполагает следующие пошаговые действия:
1) подготовка и согласование с руководителем проекта текста доклада;
2) разработка структуры презентации;
3) создание презентации в PowerPoint;
4) согласование презентации с руководителем;
5) проведение предзащиты с использованием презентации.
Презентация должна полностью соответствовать тексту доклада. Первоначально необходимо составить текст доклада, затем создать презентацию.
Очередность слайдов должна соответствовать структуре доклада. Слайды должны демонстрировать основные положения доклада. Слайды не должны быть перегружены графической и текстовой информацией, различными эффектами анимации.
Подготовку презентаций выполняют в программе MicrosoftPowerPoint следующих версий: 2000, ХР, 2003, 2007, 2010. Если в презентации присутствует видеоролик со звуковым сопровождением –необходимо предупредить об этом заранее.
В дизайне презентации не следует использовать более трёх различных цветов на одном слайде (один для фона, один для заголовков, один для текста).Во всей презентации предпочтительнее использоватьединый стиль, одну цветовую гамму, а не различные стили для каждого слайда. Сочетание цветов фона и текста должно быть таким, чтобы текст легко мог быть прочитан.
Для фона желательно выбирать холодные тона (синий, зеленый), для фона и текста выбирать контрастные цвета. В качестве основного цвета шрифта рекомендуется использовать черный или темно-синий цвет. Необходимо использовать только один простой печатный вид шрифта, прописные и строчные буквы, общеизвестные символы и знаки. Шрифты для заголовков –не менее 24, для информации –не менее 18, не следует смешивать различные типы шрифтов для выделения информации (жирный шрифт, курсив и подчеркивание).
Слайды не нужно заполнять слишком большим объемом информации(запоминается не более трех фактов, выводов, определений), ключевые пункты отображаются по одному на каждом слайде.
В тексте слайдов должны быть короткие слова и предложения (максимум – семь слов), тезисы доклада - общепонятными. Минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных.
Наиболее важную информациюнеобходимо размещать в центре слайда, предпочтительно горизонтальное расположение информации, надписи располагаются под картинками, использоватьзаголовки, привлекающие внимание аудитории.Иллюстрации (рисунки, графики, таблицы) должны иметь чёткое, краткое и выразительное название.
Использованные анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания на слайде.
Орфографические ошибки в тексте презентации не допускаются.
Структура презентации (количество представленных слайдов 10-15):
5.1.1. Титульный слайд (слайд1) по содержанию должен соответствовать титульному листу проекта;
5.1.2. Актуальность темы (слайд 2): актуальность темы должна быть обусловлена рядом аргументов;
5.1.3. Цель и задачи (слайд 3): должны полностью соответствовать тексту проекта и доклада, быть четко структурированы;
5.1.4. Каждый последующий слайд должен содержать результаты решения задач, представленных на слайде 3 (не более 2-х слайдов на каждую задачу);
5.1.5. Заключительные слайды должны содержать выводы по результатам проекта, использованные источники.
Приложение А
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Санкт-Петербургское государственноебюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невский машиностроительный техникум» |
__________________________________________________________________________ |
(Тема индивидуального проекта) Индивидуальный проект Выполнил ___________________________________________ (Фамилия Имя Отчество) Группа ___________________________________________ Специальность __________________________________________ Руководитель _____________________ ___________ (подпись) (дата)(инициалы, фамилия) Проект защищен на оценку ___________________________ Дата защиты ___________________________ (число) (месяц)(год) Санкт-Петербург 2017-2018 Приложение Б Паспорт проекта Тема проектаФизические явления и процессы при станочной обработке металлов Руководитель проектаКалинина Марина Николаевна Учебная дисциплинаИндивидуальное проектирование Учебные дисциплины, близкие к теме проекта Физика.Технология машиностроения.Материаловедение Автор проекта________________________________________________ Группа_______________________________________________________ Курс__________________________________________________________ Специальность15.02.08 «Технология машиностроения» Тип проектаОзнакомительно-ориентировочный (информационный) Цель проекта__________________________________________________ Задачи проекта 1. ___________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________ 4. ___________________________________________________________ 5. ___________________________________________________________ Необходимое оборудование_____________________________________ Предполагаемые продукт(ы) проекта____________________________ Паспорт проекта Тема проектаФизика в автомобиле Руководитель проектаКалинина Марина Николаевна Учебная дисциплинаИндивидуальное проектирование Учебные дисциплины, близкие к теме проектаФизика. Техническая механика.Материаловедение. Электротехника. Гидравлические и пневматические системы. Автор проекта________________________________________________ Группа_______________________________________________________ Курс__________________________________________________________ Специальность23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение» Тип проектаОзнакомительно-ориентировочный (информационный) Цель проекта__________________________________________________ Задачи проекта 1. __________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________ 4. ___________________________________________________________ 5. ___________________________________________________________ Необходимое оборудование_____________________________________ Предполагаемые продукт(ы) проекта____________________________ Паспорт проекта Тема проектаФизические явления и процессы в порошковой металлургии Руководитель проектаКалинина Марина Николаевна Учебная дисциплинаИндивидуальное проектирование Учебные дисциплины, близкие к теме проекта Физика. Теплотехника.Материаловедение. Процессы порошковой металлургии. Коррозия и защита металлов Автор проекта________________________________________________ Группа_______________________________________________________ Курс__________________________________________________________ Специальность22.02.07 «Порошковая металлургия, композиционные материала и покрытия» Тип проектаОзнакомительно-ориентировочный (информационный) Цель проекта__________________________________________________ Задачи проекта 1. ___________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________ 4. ___________________________________________________________ 5. ___________________________________________________________ Необходимое оборудование_____________________________________ Предполагаемые продукт(ы) проекта____________________________ Паспорт проекта Тема проектаФизические явления и процессы при станочной обработке металлов Руководитель проектаКалинина Марина Николаевна Учебная дисциплинаИндивидуальное проектирование Учебные дисциплины, близкие к теме проекта Физика. Изготовление деталей на металлорежущих станках.Материаловедение. Автор проекта________________________________________________ Группа_______________________________________________________ Курс__________________________________________________________ Профессия15.01.32 «Оператор станков с программным управлением» Тип проектаОзнакомительно-ориентировочный (информационный) Цель проекта__________________________________________________ Задачи проекта 1. _____________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________ 4. ___________________________________________________________ 5. ___________________________________________________________ Необходимое оборудование_____________________________________ Предполагаемые продукт(ы) проекта____________________________ Этапы работы над проектом 1. Подготовка к проекту (сентябрь-октябрь 2017) 2. Выбор темы проекта, обсуждение цели, задач. Формулирование их актуальности. Введение. (ноябрь 2017) 3. Промежуточный отчет о работе(ноябрь 2017) 4. Ознакомление с литературой (реферирование электронных источников)(ноябрь-декабрь 2017) 5. Промежуточный отчет о работе (20-24 декабря 2017) 6. Осуществление эксперимента, изготовление макета (февраль 2018) 7. Промежуточный отчет о работе (20-25 февраля 2018) 8. Работа с уточненным списком литературы (март 2018) 9. Обработка результатов и их обсуждение (1-15 апреля 2018) 10. Промежуточный отчет о работе (25-29 апреля 2018) 11. Оформление работы к презентации (15 апреля- 15 мая 2018) 12. Защита проекта (15 мая - 15 июня 2018) Примечание: с ноября собираем материалы для портфолио проекта (пояснительной записки) |
Приложение В
Основные источники:
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –М.: АРКТИ, 2015.
2. Комарова И.В., Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. - СПб.: "Каро", 2014. —128с.
3. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная деятельность школьников 5-11 класс — М.: Вако,2016. —160с.
4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
5. А. В. Фирсов/ под ред. Т. И. Трофимовой/ Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для образовательных учреждений нач. и сред, проф. образования / 5-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 352 с.
6. Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / - М.: Издательство «Форум», 2013
Дополнительные источники:
1. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2013. -торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2014.
2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М., 2004.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
5. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000.
6. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. п. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
3. wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии). www.booksgid.com (ВоокsGid. Электронная библиотека).
4. www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
5. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
6. www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
7. www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
8. www.ru/book (Электронная библиотечная система).
9. www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
10. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
11. https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
12. www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике). www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
13. www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
14. www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
15. www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
16. http://postnauka.ru/themes/physics
17. http://elementy.ru/trefil
18. http://www.nkj.ru/news/
19. http://news.yandex.ru/science.html?ncrnd=6700
Содержание
1. Пояснительная записка. 3
2. Цели, задачи и типы индивидуальных проектов. 4
3. Организация работы по выполнению индивидуального проекта. 8
4. Требования к содержанию и оформлению пояснительной записки индивидуального проекта 10
5. Рекомендации по выполнению презентаций. 16
6. Критерии оценки индивидуального проекта. 18
Приложение А.. 20
Приложение Б.. 21
Приложение В.. 26
Пояснительная записка
Индивидуальный проект – особая форма организации образовательной и познавательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), проект – направлен на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата оптимальным способом.
Индивидуальный (учебный) проект – это самостоятельная учебно-познавательная, творческая деятельность обучающегося по освоению и применению на практике полученных знаний, умений и навыков. Проектная деятельность является обязательной частью образовательной деятельности обучающегося, осваивающего программу подготовки специалистов среднего звена.
Проект выполняется под руководством руководителя, и может представляться на конкурсы научно-исследовательских работ, проходящих как в техникуме, так и в рамках региональных, Всероссийских, международных научно-практических конференций.
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося в рамках дисциплины «Индивидуальное проектирование». Невыполнение индивидуального проекта по этой дисциплине равноценно получению неудовлетворительной оценки.
Защита проектов по учебной дисциплине проводится в любой форме в рамках учебного времени, отведенного на изучение дисциплины.
Презентация лучших проектов может выноситься на ежегодную научно-практическую конференцию обучающихся и преподавателей техникума.
Цели, задачи и типы индивидуальных проектов
Общие цели разработки, реализации и защиты проекта:
· создание условий для личностного развития и расширения творческого потенциала обучающихся;
· формирование навыков коммуникативной, практической, исследовательской деятельности;
· формирование навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей.
Задачи, решаемые в ходе проектирования:
· формирование умения достигать поставленной практической цели через последовательность (технологию) действий;
· формирование умения оформлять результаты проектной деятельности в виде продукта;
· формирование общих компетенций в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами по профессиям и специальностям.
Основой разработки индивидуального проекта является проектный метод, предполагающий способ достижения поставленной цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод включает совокупность приемов, действий, осуществляемыхстудентом в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, оформленной в виде некоего конечного продукта.
Разработка индивидуального проекта позволяет обучающимся самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей, находить нужные в каждом случае методы решения задач, эффективно используя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
В процессе работы над проектом обучающийся учится ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление. Руководит процессом разработки проекта преподаватель, которому отводится роль координатора, эксперта, консультанта.
Виды проектов по предметно – содержательной деятельности:
· монопредметный проект – проект в рамках одной учебной дисциплины;
· межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний и умений по двум и более дисциплинам;
· надпредметные (на основе материала, не включенного в содержание основной образовательной программы).
В зависимости от целей, ведущего типа деятельности студента, формируемых компетенций, предполагаемого конечного продукта и других факторов выделяют различные типы проектов:
· практико-ориентированный (цель – решение практических задач, например, заказчика проекта; предполагает практическую деятельность в заданной области по разработке и реализации проекта;практико-ориентированный проект может быть социальным, социокультурным, коммерческим в зависимости от проектной области);
· исследовательский (цель – решение какой-либо научно-исследовательской задачи или проблемы; предполагает деятельность, связанную с экспериментированием, логическими мыслительными операциями с целью доказательства или опровержения какой-либо гипотезы; подходит для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации);
· информационный (цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении, проверкой, ранжирование информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации; работа с информацией в любом виде является доминирующей стороной деятельности; по результатам разработки проекта получаются статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу);
· творческий (цель – решение какой-либо творческой задачи или проблемы, презентация продукта и налаживание обратной связи с аудиторией; предполагает творческую деятельность, конечным продуктом которой являются литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы, видеоролики, сценарии мероприятий);
· игровой (ролевой) (цель – разработка и/илипроведение оргдеятельностной, деловой, проблемной игры, предоставление опыта участия в решении проблемы в имитационно-игровой форме; деятельность связана с организацией и групповой коммуникацией).
Проект может быть:
· текущим (когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения);
· итоговым(когда по результатам его выполнения оценивается освоение обучающимся определенного учебного материала (исследовательский проект может быть представлен для защиты как одна из форм аттестации для сдачи экзамена по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу(МДК) или профессиональному модулю (ПМ).
По продолжительности выполненияразличают:
· экспресс-проекты (один- два урока– мини-проекты);
· краткосрочные (1-3 недели);
· среднепродолжительные (несколько месяцев);
· долгосрочные (от нескольких месяцев до года и более).
Виды проектов по количеству участников:
· коллективный;
· групповой;
· парный (бинарный);
· индивидуальный.
Виды проектов по характеру координации:
· cявной (открытой) координацией (позиция педагога как руководителя учебного исследования не скрывается);
· с закрытой (скрытой) координацией (педагог наравне с обучающимися выступает как участник исследования).
Виды проектов по характеру контактов среди участников:
· одной группы,
· техникума (школы),
· города,
· региона,
· страны,
· разных стран мира (международный).
Выбор типа учебного проекта основан на балансе интересов преподавателя и обучающегося.Ценным для обучающихся и преподавателей, важным для учебного процесса в целом, является как результат, так и сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, средство обучения и развития обучающихся.
Подбирая определенный тип проекта, преподаватель способен направлять деятельность обучающихся на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у них необходимые знания, умения, навыки, соответствующие компетенции.