Сетевой подход и социальный капитал в концепции Фукуямы.
. Институциализация сетевого подхода
Показателем того, что сетевой подход получил признание в мире, является основание в1978 году международной ассоциации специалистов анализа социальных сетейINSNA – «Internationalnetworkforsocialnetworkanalysis». Чуть позже начинают регулярно выпускаться два журнала, посвященных сетевым исследованиям: «Connections» и«SocialNetwork». По мнению Г.В. Градосельской2, наиболее интересные социологические теории в этой области связаны с именами Б. Велмана(В. Wellman), профессор социологии университета Торонто. Одной из его базовых работ считается«Networkanalysis: somebasic principles»3, в которой он разрабатывает методологию сетевого анализа. В настоящее время под его редакцией выходят сборники результатов исследований с применением методов анализа социальных сетей. Важную роль в институционализации сетевого подхода в науке сыграл Л. Фриман(L.Freeman), редактор журнала«Social Network»4. С. Вассерман(S. Wasserman), профессор психологии, статистики и социологии, вместе с К. Фаустом(К. Faust) написал фундаментальную книгу по методологии изучения социальных сетей: «Socialnetwork analysis»5. Д. Hoyк(D. Knoke), профессор социологии университета Миннесоты вместе с Дж. Куклински
(J. Kuklinski) написал книгу «Networkanalysis»В настоящее время проводит сетевые исследования,прежде всего в области политики.
По мнению немецкого социолога Р. Хойслинга6 сетевую теорию можно описать как«метатеорию» – по меньшей мере– в трёх отношениях:
Первое. Сетевая теория допускает собственную интерпретацию с собственной позиции и может сопрягаться с множеством других теорий, как например, с теорией власти, с теорией поступков, с теорией коммуникации, с теорией групп, с теорией организации, с теорией институтов. При этом частные теории служат своего рода модулями, между которыми возникает или существует сеть теоретических сопряжений. Тем самым сетевая теория отвечает требуемому Луманом для всякой вновь образуемой теории в социальных науках тесту на«самоприменимость» – т.е. теория должна быть видимой в качестве социального конструкта сквозь собственные теоретические очки.
Второе. Поскольку сетевая теория по сути не выражает никакой мировоззренческой позиции, то её точки зрения и перспективный заряд тоже следует определять через сопряжение с другими теориями. Поэтому, благодаря«идеологической нейтральности» к сетевой теории могут обращаться ученые из разных теоретических«лагерей», в частности МануэльКастельс использовал идеи сетевой теории с неомарксистских позиций для всеохватывающей попытки определения тенденций развития глобализирующегося мира.
Третье. Сетевая теория является«метатеорией» еще и потому, что для конкретных исследований она поначалу может предложить лишь чересчур абстрактные образцы. Спецификацию она приобретает лишь непосредственно на конкретных случаях(исследований) – с одной стороны, через конкретное определение действователей и релевантных для исследований социальных процессов, с другой же стороны, через обогащение теоретическими моделями, как, например, моделью действователя, концепцией власти и/или моделью взаимодействия. С эмпирической стороны сетевая теория дополняется сетевым анализом, в котором используется математическая теория графов и матричные исчисления, а также предоставляет формальную и числовую модель идентифицированых отношений, процессов и действователей.
Понятийный аппарат и концепция социальных сетей стали востребованными при изучении социальных взаимодействий и с середины XX века активно используется в рамках этнологии и социальной антропологии.
Необходимость измерения насыщенности социальной сети связями привела к появлению понятия «плотность сети» (Density). Плотность сети определяется соотношением всех возможных прямых связей и фактически существующих, тем самым показывает, в какой степени люди, связанные с неким лицом, поддерживают контакты между собой.
Многими авторами отмечается, что концепция социальной сети повлияла на формирование новой модели корпоративного менеджмента. С концепцией развития социальных сетей тесно связано и понятие сетевой организации.
6.2.Сетевой подход и социальный капитал в концепции Фукуямы
Для анализа процессов социокультурных трансформаций в современных экономических и социологических теориях начинают актив- но использоваться понятия«социальный капитал» и«доверие». Известно классическое определениеФ. Фукуямы обозначившего социальный капитал как совокупность неформальных норм, которые способствуют сотрудничеству между двумя и более индивидуумами.
Фукуяма выстраивает классификацию обществ (государств как со-циокультурных образований) по распространенности доверия в современных иерархических структурах: к группе с высоким уровнем доверия он относит«основанные на доверии» либеральные демократии(США, Германия, Япония), тогда как традиционалистские страны(Китай, Мексика и др.), европейские(Франция, Италия), равно как и страны Восточной Европы и бывшего СССР он причисляет к обществам с низким уровнем доверия.
Экономический прогресс, с точки зрения Фукуямы, является своего рода вознаграждением обществу за внутреннюю гармонию, отсутствие которой препятствует хозяйственному процветанию. Обрести же эту гармонию возможно лишь в процессе общественной эволюции, не допускающей«перепрыгивания» через отдельные ее этапы.
6.2.1. Френсис Фукуяма и его работы
Френсис Фукуяма 1— американский социолог и политолог. С1979 по1996 г. сотрудничал с Корпорацией РЭНД, участвовал в деятельности группы по политическому планированию Госдепартамента США(отдел Ближнего Востока и бывшего СССР).
Широкая известность к ФрэнсисуФукуяме пришла в 1989 г., когда в журнале«TheNationalInterest» была опубликована его знаменитая статья«Конец истории?»2. Позже на ее основе Фукуяма издал книгу
1Ёсихиро ФрэнсисФукуяма (YoshihiroFrancisFukuyama;р. 1952) —американский по-
литолог, политический экономист и писатель японского происхождения. Начал свою карьеру как политический аналитик. С1979 г. работает в корпорацииRAND – исследовательском институте по проблемам безопасности, где числился с перерывами до конца1990-х. В1981 г. его пригласили работать в госдепартамент США., где рабо- тал при Р. Рейгане в1981–1982 гг. и при Д. Буше-старшемв1989 г., занимая пост за- местителя директора Штаба планирования политики при Государственном департа- менте США. С2001 г. – профессор и руководитель программы международного раз- вития в Школе перспективных международных исследований Университета Джона Хопкинса. С февраля2012 г. – ведущий научный сотрудник Института международ-ных исследований ФрименаСпольи при Стэнфордском университете.
2Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3.
«Конец истории и последний человек» (1992)1, в которой провозгласил, что распространение либеральных демократий во всем мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества и стать окончательной формой человеческого правительства. Его работа была переведена на более20 языков мира и вызвала широчайший резонанс в научной среде и средствах массовой информации. Несмотря на то, что с момента выхода книги ряд событий поставили под сомнение верность выдвинутой им идеи, Фукуямапо-прежнемупридерживаетсяконцепции«конца истории». Впрочем, некоторые его политические взгляды претерпели значительные изменения: так в начале нового тысячелетия он резко отмежевался от неоконсервативного движения в американской политике, с которым прочно ассоциировался на заре своей карьеры.
В 1990-еФукуяма начал работать в основном какученый-социолог, став академическим специалистом, автором ряда интеллектуальных бестселлеров: «Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния» (1995)2, «Великий разрыв. Человеческая природа и воспроизводство социального порядка» (1999)3, «Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции» (2002)4, «Государственное строительство: управление и мировой порядок в21 ве-ке» (2004)5, «Америка на распутье. Демократия, власть, и неоконсервативное наследие» (2006)6.
Следует отметить, что Фукуяма продолжает участвовать в политической жизни США, активно комментирует и оценивает внешнепо- литический курс американского правительства, тем самым оставаясь в«экспертном поле» влиятельных интеллектуалов.
6.2.2.Самоорганизация и система социальных норм в концепции
Ф.Фукуямы
Основной тезис книги «Великий разрыв» состоит в обосновании того, что в1960 – 1990- х гг. в мире проходил периодсоциально-экономическихтрансформаций. При этом первую главу своей книги Фукуяма начинает с описания признаков«информационного общества» и эффекта, который приносят новые информационное технологии. Общество, базирующееся на информации, по мнению Фукуямы, все в большей степени способствует возрастанию свободы и равенства. Однако, утверждая, что многие пре- имущества информационного общества очевидны, он задается также во- просом– но все ли его последствия носили такой уж позитивный харак- тер?
Фукуяма в своей работе исследовал период общественно- экономических трансформаций который назвал«Великим разрывом» и на богатом статистическом и социологическом материале показал постепенное усиление, а затем снижение ряда негативных социальных тенденций(преступность, распад семьи и т.п.), которые в совокупности отражают трансформацию социальных связей и общих ценностей.
Этот переход Фукуяма сравнивает по значимости с переходом от общины (Gemainschaft) к обществу(Gesellshaft). По Ф. Теннису(FerdinandTönnies) переход от сельскохозяйственного к индустриальному способу производства сопровождался изменением системы господствующих социальных норм– от неформальных к формальным. Считается, что именно на изучении социальных последствий этого перехода и сложилась новая наука социология.
Фукуяма считает, что следующий глобальный переход(«Великий разрыв») от индустриального к постиндустриальному миру также сопровождается трансформацией системы социальных норм– только те- перь от формальных к неформальным, что вызывает к жизни процесс формирования самоорганизующихся общественных систем.
Ф. Фукуяма показывает, что одним из важнейших интеллектуальных достижений концаXX века является систематическое изучение процессов спонтанного появления порядка, а следовательно и социального капитала. Ведущую роль в этом имеют экономисты, поскольку экономика основное внимание уделяет рынку, который сам по себе является лучшим примером спонтанного возникновения порядка. Биологи уже давно, начиная с Дарвина, изучают механизмы самоорганизации в живых системах. В1980- е годы сформировалось междисциплинарное научное направление по изучению комплексных адаптивных систем(например, Институт Санта- Фе).
Социальный порядок чаще всего создается иерархией (т.е. властью), однако история знает много примеров спонтанно возникших социальных норм.
Ф. Фукуяма разделяет нормы по двум признакам:
−спонтанности / иерархичности формирования(созданные иерархически или спонтанно)
−степени формализованности (рациональные– иррациональные).
В результате формируется матрица норм (рис. 6.1)1. Ф. Фукуяма, представляя матрицу норм, обозначает, что четыре квадранта, представ- ленные в матрице, очерчивают четыре способа создания норм.
Нормы могут возникать как результат иерархического и рационально-го выбора(пример– создание американской конституции); они могут ис- ходить из иерархического но иррационального источника(пример: десять заповедей в христианстве, которые Моисей получил на горе Синай). Фу-куяма приводит примеры спонтанного образования норм: они могут быть результатом рационального выбора, но формироваться спонтанно(англо- саксонская правая традиция, нормы рыночной экономики). Примеры спон-танных норм, формируемых на иррациональной основе относятся к соци- альной антропологии и этнографии(например– разнообразные табу, на- родные религии и суеверия).
Рациональные | |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ | САМООРГАНИЗАЦИОННЫЕ |
НОРМЫ | НОРМЫ |
(Политология) | (Экономика) |
Иерархически | Спонтанно |
созданные | созданные |
РЕЛИГИОЗНЫЕ | ЕСТЕСТВЕННЫЕ |
НОРМЫ | НОРМЫ |
(Социология) | (Антропология, |
биология) |
Иррациональные
Рис. 6.1. Матрица социальных норм(по Ф. Фукуяме)
Фукуяма считает, что матричное представление позволяет разместить в этой форме и различные социальные науки.2 Например, экономика, как наука об изучении рынков в первую очередь имеет отношение к правилам рационального и спонтанного обмена. Политология, изучающая деятель-ность государственных структур и институтов, фокусирует внимание на законодательстве и формальных институтах правления(помещается в квадранте рациональных и иерархически созданных норм). Социология же, по мнению Фукуямы, тесно связана с изучением религиозных и других ин-ститутов, а также иерархических и иррациональных норм. Антропология и
1Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: Издательство АСТ, 2003. С. 257.
2Фукуяма Ф. Великий разрыв... С. 210.
все в большей степени биология имеют дело с нормами, которые иррацио-нальны и возникают спонтанно.
Естественно, что каждая научная дисциплина стремится выйти из за- данной ячейки. Существует социология права и экономическая социоло-гия, политологи уделяют внимание не только иерархическим институтам, но и политической культуре и другим нерациональным и неиерархическим политическим нормам, а экономисты стремятся применить свой методоло- гический аппарат рационального выбора к практически всем аспектам че- ловеческой жизни и поведения.
Можно предположить, что в периоды общественных модернизаций большая часть норм создается в верхних квадратах и меньшая– в нижних,
вчастности в верхнем левом (властью правительства). Однако, по мнению Фукуямы, неформальные нормы не исчезают из жизни.
Самоорганизация является важным источником социального порядка, однако она может стать реальностью только при определенных условиях и не является универсальной формулой для достижения координации в человеческих группах.
ВработеФукуямы имеется множество примеров спонтанного форми-рования норм. В частности приводится пример«движения грузиков» (Спрингфилд, штат Вирджиния). В1973 г. в связи с проблемами на трассе95, которая ведет в центр Вашингтона было принято правило«большой загрузки». В результате в час пик каждый автомобиль, выезжающий на эту трассу должен иметь менее3-хпассажиров, что стимулировало потребно-сти поиска попутчиков. Новый порядок позволил разгрузить магистраль и
врезультате и водители и попутные пассажиры смогли сэкономить 40 минут на одной поездке. Люди, которые таким образом совершают поезд-ки на этой трассе, стали называть себя«грузиками» и спонтанно были выработаны ряд правил: очередность, пассажир может отказаться сесть в определенную машину, курение и предложение денег недопустимы, запрет на ведение разговоров на спорные темы и т.п.
Приводя этот пример, Фукуяма подчеркивает, что«грузики» как об- щественное явление спонтанно заняли«экологическую нишу», созданную решением, принятым правительственной структурой, – это пример соци- ального порядка, направленного снизу вверх и созданного людьми, пре- следующими свои собственные частные интересы.1
Большинство теоретических и практических исследований спонтанного возникновения порядка (и соответствующих норм) связано с экономикой и смежными дисциплинами– такими как экономическое право и экономическая теория рационального выбора. В центре этих исследований находится проблема использования так называемых общественных ресурсов. Эти проблемы касаются как общества в целом
1 Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: Издательство АСТ, 2003. С. 197 – 199.
(использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды), так и являются важным аспектом межличностного взаимодействия.
Если люди знают, что им предстоит жить в ограниченном сообществе(или в конкретной ситуации соблюдать определенные нормы), а постоянное сотрудничество будет вознаграждено, они обычно проявляют заинтересованность в собственной репутации, в системе контроля и наказании тех, кто нарушает правила сообщества.