Силы в зацеплении червячной передачи.
Рассмотрим направления сил в зацеплении червячной передачи (рис. 9.3) и формулы для их вычисления:
Окружная сила Ft1 на червяке равна осевой силе Fa2 на колесе, нонаправлена противоположно: . Осевая сила Fa1равна окружной силе Ft2на колесе, но противоположно направлена: . Радиальные силы червяка Fr1и колеса Fr2равны и направлены кцентру вращения: . Особенность червячной передачи – большие осевые силы. | |
Рис. 9.3. Силы в зацеплении червячной передачи |
.
.
9.4. Виды разрушения и критерии работоспособности червячных передач.
В червячной паре менее прочный элемент – зуб колеса, для него возможны все виды разрушений и повреждений, встречающиеся в зубчатых передачах.
Но чаще в червячных передачах наблюдают не выкрашивание зубьев, а заедание и износ. При мягком материале червячного колеса (оловянистые бронзы) заедание проявляется в постепенном намазывании материала червячного колеса на червяк. При этом передача ещё может работать длительно. При твёрдых материалах колёса (безоловянистые бронзы, чугун), заедание переходит в задир сбыстрым разрушением колеса.
Теория смазки говорит, что наиболее благоприятным условием смазки (жидкостного трения) является перпендикулярное направление скорости скольжения к линии контакта. В этом случае смазка затягивается в зазор. При направлении скорости скольжения вдоль контактных линий происходит сухое трение, масляный слой образоваться не может.
В червячных передачах в средней поверхности колеса направление скорости υS практически совпадает с направлением контактных линий, т.е. смазка затруднена. В этой зоне начинается заедание, которое распространяется на всю рабочую поверхность зуба.
Для предупреждения заедания ограничивают rонтактные напряжения и применяют специальные антифрикционные пары материалов: червяк изготавливают из стали с высокой твёрдостью, венцы колёс из бронзы или чугуна. Устранение заедания не предотвращает абразивный износ зубьев. Интенсивность износа, как и заедание, зависит от контактных напряжений.
Расчёт по контактным напряжениям для червячных передач – основной, по напряжениям изгиба – проверочный.
9.5. Материалы червячной пары и допускаемые напряжения.
Т.к.в червячном зацеплении преобладает трение скольжения, материалы червячной пары должны иметь низкий коэффициент трения, обладать хорошей износостойкостью и пониженной склонностью к заеданию. Для этого в червячной паре сочетают разнородные материалы при малой шероховатости соприкасающихся поверхностей.
Различают три группыматериалов для изготовления венцов червячных колес.
Оловянистые бронзы имеют хорошие противозадирными свойствами и считаются лучшим материалом для червячных колёс, но, вследствие дефицитности и высокой стоимости олова их применение ограничивают наиболее ответственными передачами с большимискоростями скольжения 5…25 м/сек (I группа). При скоростях скольжения 2…5 м/сек (II группа)рекомендуют применять более доступные безоловянистые бронзы (например, Бр.АЖ 9-4), которые обладают повышенными механическими характеристиками, но имеют пониженные противозадирные свойства. Применение червячных колёс из серого чугуна также лимитируется заеданием и допускается только для тихоходных малонагруженных передач при скорости скольжения не более 2 м/сек(III группа).
Наилучшее качество работы червячной передачи обеспечивают червяки, изготовленные как из цементируемых сталей (20Х,18ХГТ) с твёрдостью после термообработки HRC 58…62, так и из среднеуглеродистых сталей (45, 40Х, 40ХН) с поверхностной закалкой до твёрдости HRC 45…55. С повышением твёрдости рабочих поверхностей витков сопротивление заеданию увеличивается. При этом требуемая шероховатость поверхности витков червяка равна Ra = 0,2 мкм, что достигается шлифованием и полированием.
Допускаемые контактные напряжения для оловянистых бронз определяют из условия сопротивления усталостному выкрашиванию рабочих поверхностей зубьев, а для твёрдых бронз (безоловянистых) и чугунов принимают из условия сопротивления заеданию либо по эмпирическим формулам, либо численно в зависимости от скорости скольжения.
Допускаемые напряжения изгиба находят по эмпирическим формулам в зависимости от материала венца червячного колеса и характера нагрузки.
Контрольные вопросы и задания к Лекции 9(Червячные передачи).
1. Какие различают виды червяков?
2. В каких случаях и почему целесообразно применять червячную передачу?
3. Приведите классификацию червячной передачи.
4. Перечислите преимущества и недостатки червячной передачи.
5. Как определяется КПД червячной передачи?
6. Почему КПД червячной передачи меньше, чем у зубчатой?
7. Назовите критерии работоспособности червячной передачи?
8. Какие материалы рекомендуют для изготовления червяков и червячных колес?
9. Какие силы действуют в зацеплении червячной пары и как их определяют?
10. Назовите особенности червячной передачи по сравнению с зубчатыми передачами.
11. Как производится тепловой расчет червячных редукторов?
12. Перечислите способы искусственного охлаждения червячной передачи?
13. Перечислите виды разрушения червячных пар.
14. В чем смысл расчета червяка на жесткость?
15. При каких условиях работоспособность червячной передачи обеспечена?
.
.
Лекция 10. Ремённые передачи.