Геометрические параметры цилиндрических зубчатых передач.
Эвольвентой(разверткой окружности) называют кривую, описываемую точкой прямой, лежащей в плоскости круга и перекатывающейся без скольжения по его окружности.
Эту окружность называютосновнойокружностьюэвольвенты. Зубья, чей профиль очерчен эвольвентой, относительно легко, просто и точно могут быть нарезаны на зуборезных станках простейшим режущим инструментом –гребенкой (инструментальной рейкой) с прямолинейными режущими кромками.
Эвольвентное зацепление обеспечивает высокую прочность зубьев, простоту и удобство измерения параметров зацепления, и взаимозаменяемости зубчатых колёс при любых передаточных отношениях.
Непрерывное зацепление при вращении зубчатых колёс с постоянным передаточным отношением возможно только в случае очерчивания профиля зуба по кривой, подчиняющейся основной теореме зацепления: общая нормаль (линия зацепления, рис. 4.2) к сопряжённым профилям зубьев делит межосевое расстояние (aw = О1О2) на отрезки (О1П и О2П), обратно пропорциональные угловым скоростям w1 и w2.
Если положение точки П, называемой полюсом зацепления, неизменно в любой момент зацепления, то передаточное отношение
Окружности, касающиеся друг друга в полюсе зацепления, имеющие общие с зубчатыми колёсами центры и перекатывающиеся одна по другой без скольжения, называют начальными.
Если заменить зубчатое колесо зубчатой рейкой, то для зубчатого колеса найдется окружность, катящаяся по прямой рейке без скольжения; эту окружность называют делительной (обозначают d).
В дальнейшем рассматриваются только такие зубчатые передачи, у которых начальные и делительные окружности зубчатых колес совпадают.
Окружность, ограничивающую высоту зубьев, называют окружностью вершин (выступов) зубчатого колеса; её диаметр обозначаютda. Окружность, ограничивающую впадины зубьев, называют окружностью впадин зубчатого колеса; её диаметр обозначаютdf.
Часть профиля зуба, ограниченная делительной окружностью и окружностью выступов, называют головкой зуба (ha). Часть профиля зуба, ограниченная делительной окружностью и окружностью впадин, называют ножкой зуба (hf). Высота зуба h = ha +hf.
Окружной шаг (р) зубьев – расстояние между одноимёнными сторонами двух соседних зубьев, взятое по длине делительной окружности. Он складывается из окружной толщины головки зуба (s) и окружной ширины впадины зуба (е).
Рис. 4.2. Эвольвентное некорригированное зацепление. |
Прямую линию, проходящую через полюс зацепления П касательно к основным окружностям шестерни (зубчатое колесо с меньшим числом зубьев) и колеса, называютлинией зацепления. Линия зацепления – линия давления сопряженных профилей зубьев в процессе эксплуатации зубчатой передачи.
Угол αω, образованный линией зацепления и общей касательной, проведенной через полюс зацепления к делительным окружностям шестерни и колеса, называютуглом зацепления. По стандарту αω = 20°.
Для предотвращения заклинивания, компенсации температурных деформаций, а также ошибок изготовления и сборки предусмотрен радиальный зазор с.Для обеспечения нормальной работы, необходим боковой зазор между зубьями соприкасающихся колёс.
Часть делительной окружности, приходящейся на один зуб колеса, называютмодулем зацепления
Модуль – основной параметр зацепления. Значения модулей стандартизированы. Все размеры зубчатых колёс вычисляют с учётом модуля зацепления m.
Например, для прямозубых цилиндрических передач:
- диаметр делительной окружности: d = m ∙ z;
- диаметр выступов зубьев: da = d + 2m;
- диаметр впадин зубьев: df = d – 2,5m;
- высота головки зуба: ha = m;
- высота ножки зуба: hf = 1,25m;
- высота зуба: h = 2,25m;
- межосевое расстояние: ,
где z1 и z2 - число зубьев шестерни и колеса.