Пуски первых экземпляров ракеты Р-7 были выполнены с использованием рулевых агрегатов конструкции ОКБ-1.
Однако в процессе лётных испытаний и при передаче в серию устанавливались уже рулевые камеры конструкции ОКБ-456 с удельным импульсом на 15 с больше, чем на камере конструкции ОКБ-1. Таким образом, разработка всех компонентов двигателя была сконцетрирована в одном КБ.
Материалы по двигателю С1.35800, переданные из ОКБ-1 в ОКБ-154, предположительно были использованы при создании первого для этого КБ двигателя космического назначения РД-0105.
В феврале 1954 года были согласованы основные этапы отработки ракеты и 20 мая 1954 года было принято Постановление по разработке двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 (8К71).
Эскизный проект по ракетному комплексу Р-7 был готов в середине июля 1954 года.
В настоящее время ведутся доводочные работы над двигателями 14Д21ХЗ и 14Д22ХЗ, в которых система пиротехнического зажигания заменена системой химического зажигания.
Двигатель выполнен по открытой схеме со сбросом генераторного газа после турбины за борт. Компоненты топлива: окислитель - жидкий кислород, горючее - керосин. Двигатель состоит из четырёх камер сгорания, турбонасосного агрегата (ТНА), газогенератора, испарителя азота для наддува баков ракеты, комплекта агрегатов автоматики. Кроме того, на двигателе РД-107 имеются два рулевых агрегата, а на двигателе РД-108 четыре рулевых агрегата, которые служат для создания управляющих моментов во время полета ракеты. Рулевые агрегаты включают в себя рулевые камеры и узлы с гидроприводами, обеспечивающие качание рулевых камер в одной плоскости на углы до 45 градусов и подвод компонентов. Рулевые агрегаты питаются от основного ТНА. На двигателях РД-107 и РД-108 было впервые осуществлено регулирование по тяге и соотношению компонентов топлива при их работе их на основном режиме. Это позволило существенно повысить эффективность ракеты как за счёт обеспечения более полной и синхронной выработки компонентов топлива из баков (система СОБ), так и за счёт обеспечения полёта ракеты с заранее рассчитанной оптимальной скоростью по всей траектории полёта (система регулирования кажущейся скорости - РКС). Применение рулевых камер сгорания с достаточно высоким удельным импульсом (в пустоте 3070 м/с, у земли 2470 м/с) позволило обеспечить необходимую эффективность системы управления полётом ракеты с малыми потерями удельного импульса двигательной установки в целом. |
«РД-107» (индекс 8Д74) - жидкостный ракетный двигатель, созданный для первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 в ОКБ-456.
С помощью двигателей РД-107 «Восток» и его модификаций были обеспечены успешные полёты искусственных спутников Земли, Луны и Солнца, автоматических станций на Луну, Венеру, Марс и пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Т».
Именно эти двигатели впервые в истории вывели в космос искусственный спутник и человека.
Двигатель состоит из четырёх камер сгорания, турбонасосного агрегата (ТНА), газогенератора, испарителя азота для наддува баков ракеты, комплекта агрегатов автоматики.
Кроме того, на двигателе РД-107 имеются два рулевых агрегата, а на двигателе РД-108 четыре рулевых агрегата, которые служат для создания управляющих моментов во время полёта ракеты.
Рулевые агрегаты включают в себя рулевые камеры и узлы с гидроприводами, обеспечивающие качание рулевых камер в одной плоскости на углы до 45 градусов и подвод компонентов.
ЖРД РД-108.
Жидкостный ракетный двигатель РД-108 центрального блока - многокамерный, имеет тягу в пустоте 941 кН и состоит из одного четырёхкамерного основного ракетного двигателя и 4 рулевых камер, питающихся от общего турбонасосного агрегата ТНА.