Сменная смесительная головка

Двухкомпонентная форсунка,

Камера с трактом охлаждения,

Тонкая огневая стенка,

Сопло с отдельным трактом охлаждения.

В «Лилипуте» были предложены и реализованы многие основные элементы будущих камер:

- выфрезерованные снаружи стенок канавки, с рёбрами между ними,

- обеспечение изменения числа рёбер на конических участках сопла,

- пайка медных стенок со стальными рубашками по вершинам ребер,

- сварка медных и стальных элементов конструкций друг с другом.

За «Лилипутом» последовало создание экспериментальной модельной камеры ЭД-140 тягой 7 т (1949 - 1952 годы).

Сменная смесительная головка - student2.ru

Сменная смесительная головка - student2.ru

Эта камера с профилированным соплом надёжно работала при давлении газов 60 кг/см2 на топливе кислород + керосин.

Главной задачей был поиск конструкции смесительной головки для ЖРД РД-110, обеспечивающую максимальный удельный импульс тяги.

Сменная смесительная головка - student2.ru

Камера РД-110.

Сменная смесительная головка - student2.ru Сменная смесительная головка - student2.ru

Первый и второй варианты камеры РД-110.

На этой камере были отработаны многие элементы будущих двигателей:

- смесительная головка,

- гофрированные проставки в тракте охлаждения,

- конструкция и технология сварки узлов стыков секций сопла.

Исследованы конструкции щелевого пояса внутреннего охлаждения с тангенциальной закруткой пелены горючего.

Предварительные изыскания по теме Н3 «Исследование перспектив создания РДД различных типов с дальностью полёта 5000-10000 км с массой боевой части 1...10 т» были проведены в соответствии с Постановлением Совета Министров от 4 декабря 1950 года.

Среди прочих организаций к работе привлекалось ОКБ-456.

Продолжением темы Н3 явилась тема Т-I «Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 км».

Работы проводились согласно Постановлению Совета Министров от 13 февраля 1953 года.

Целью темы Т-I была разработка эскизного проекта двухступенчатой баллистической ракеты дальнего действия массой до 170 т с отделяющейся головной частью массой 3000 кг на дальность 8000 км.

Однако в октябре 1953 года по указанию заместителя Председателя Совета Министров СССР масса головной части увеличивалась до 5500 кг при сохранении дальности полёта.

В 1952-1953 годах в ОКБ-456 были проведены испытания мощного однокамерного двигателя РД-105 тягой 56 тонн, работающего на кислороде и керосине.

Сменная смесительная головка - student2.ru

Камера двигателя разрушалась из-за развития высокочастотной неустойчивости.

В январе 1954 года состоялось совещание Главных конструкторов Сергея Павловича Королёва, Владимира Павловича Бармина, Валентина Петровича Глушко, Бориса Михайловича Коноплёва, Виктора Ивановича Кузнецова, Николая Алексеевича Пилюгина.

Борис Михайлович Коноплёв (1912-1960) - начальник и Главный конструктор ОКБ-692 (ныне ОАО «Хартрон»), специалист в области систем управления межконтинентальных баллистических ракет.

Сменная смесительная головка - student2.ru

Сменная смесительная головка - student2.ru

В связи с тем, что не было оснований рассчитывать на быстрое решение задачи обеспечения высокочастотной устойчивости, а также, принимая во внимание пожелание ракетчиков сократить длину двигателей, было принято решение о разработке двигателей в компактной четырехкамерной конфигурации с камерами сравнительно небольших размеров.

Тогда же было решено в качестве управляющих органов впервые использовать рулевые двигатели, которые, помимо создания управляющих моментов, обеспечивали бы конечную ступень тяги после выключения основного маршевого двигателя и требуемый импульс последействия.

Это было связано с тем, что на стадии эскизного проектирования ОКБ-456 не смогло гарантировать разброс импульса последействия тяги двигателей в строго фиксированном диапазоне, что требовалось для обеспечения заданной точности стрельбы.

Вследствие отказа ОКБ-456 разрабатывать малоразмерные рулевые двигатели, эта работа была поручена Сергеем Павловичем Королёвым начальнику отдела ОКБ-1 Михаилу Васильевичу Мельникову, где и был разработан двигатель С1.35800.

Сменная смесительная головка - student2.ru

В конце 1957 - начале 1958 года для дальнейшей разработки, подготовки к серийному производству и последующего конструкторского сопровождения все материалы по двигателю С1.35800 переданы из ОКБ-1 в ОКБ-154 Семёна Ариевича Косберга.

Сменная смесительная головка - student2.ru

Наши рекомендации