Рекомендуемые припуски под чистовое зубонарезание конических колес
Окружной | Припуск на обе | Окружной | Припуск на обе |
модуль, мм | стороны зуба, мм | модуль, мм | стороны зуба, мм |
От 2 до 3 | 0,5 | Св. 12 до 16 | 1,4 |
Св. 3 » 5 | 0,7 | » 16 » 25 | 1,6 |
» 5 » 7 | 0,8 | » 26 » 30 | 1,8 |
» 7 » 10 | 1,0 | Св. 30 | 2,0 |
» 10 » 12 | 1,2 |
ствует, подачу в направлении режущего инструмента совершает стол с заготовкой. Черновое нарезание осуществляют обычно на 0,1—0,3 мм глубже теоретической высоты зуба, что позволяет устранить возможность касания вершинами чистовых резцов дна впадины зуба и тем самым улучшить их резание. Припуск на чистовую обработку зубьев определяют в зависимости от внешнего окружного модуля (табл. 31).
При способе одинарного деления методом врезания стандартные резцы 1 и 2 обрабатывают противолежащие стороны одного зуба (рис. 208, а). Нагрузка на резцы во время резания различная. Нижний резец 2 производит обработку в сплощном металле; он нагружен значительно больше верхнего резца 1, который удаляет оставшийся во впадине металл 3. Способ одинарного деления применяют для колес с большой шириной зубчатого венца в единичном и мелкосерийном производстве.
При способе двойного, деления верхний 1 и нижний 2 резцы одновременно обрабатывают две соседние впадины зубьев методом врезания (рис. 208,6). Деление производят через два зуба. Резцы имеют трапециевидный профиль, их проектируют отдельно для каж-
I 7—2
Рис. 208. Схемы чернового зубострогания |
\ J v /Л дого колеса. Этот высокопроизводительный способ зубострогания применяют в серийном производстве для черновой обработки конических колес с числом зубьев более 24 и шириной зубчатого венца b ^ 0,25Re, гдеRe— внешнее конусное расстояние.
Черновое нарезание зубьев с модулем до 6 мм и малым числом зубьев, профиль которых имеет значительную кривизну, целесообразно выполнять фасонными резцами (рис. 208, в). Форма режущей кромки резцов приближена к профилю зубьев обрабатываемого колеса на его внешнем торце. Припуск 7 (рис. 208, г) по высоте профиля зуба после чернового зубострогания фасонными резцами 6 распределен значительно равномернее припуска 4, оставляемого после обработки стандартными резцами 5. Это позволяет повысить точность обработки, режимы резания и период стойкости резцов при чистовом зубострогании.
Чистовое нарезание осуществляют методом обкатки чистовыми зубострогальными резцами при согласованном вращательном движении люльки и шпинделя бабки изделия. По окончании обкатки заготовка выходит из зацепления с инструментом и вместе с люлькой возвращается в исходное положение: происходит поворот заготовки для обработки следующего зуба.
Продольная бочкообразность зубьев при чистовом нарезании на зуборезных станках может быть получена двумя способами. При первом способе на станке устанавливают механизм для перемещения резцов по криволинейным траекториям. Движение ползунов с резцами регулируют таким образом, чтобы их криволинейные траектории соответствовали кривизне бочкообразного зуба. По второму способу бочкообразность зубьев получают смещением вершины делительного конуса обрабатываемого колеса относительно оси люльки с помощью наладочных установок станка. Для обработки прямозубых конических колес применяют зубострогальные станки 5236П (de = 125 мм; mte = 2,5 мм), 5С276П (de = 500 мм; mte = 10 мм), 5С286П (de = 800 мм; mte = 16 мм). Эти станки универсальны; на них можно выполнять черновое нарезание методом врезания и чистовое — методом обкатки. Зубострогальные станки снабжают механизмом для автоматического выполнения двух операций — черновой и чистовой. На зубостро- гальных станках нормальной точности обрабатывают колеса до 7 —8-й степени точности, а на станках повышенной точности — до 6 —7-й степени.
Режимы резания должны обеспечивать требуемую производительность и качество обработки при оптимальном периоде стойкости режущего инструмента. При нарезании зубьев на зубострогальных станках скорость резания (м/мин)
_ Щ.ХП
1000 '
где Lp х = Ъ + (6 -г- 9) — длина рабочего хода резца, мм; п — частота возвратно-поступательно- го движения резцов, дв. ход/мин; b — ширина зубчатого венца, мм.
Основное время (мин) при зубострогании, зубофрезеровании и зубопротягивании
fo 60'
Рис. 209. Схемы нарезания зубьев конических колес двумя дисковыми фрезами |
где tz — подача — время обработки одного зуба, с/зуб; z — число зубьев обрабатываемого колеса.
Рекомендуемые режимы резания при обработке методом обкатки колес из конструкционных легированных сталей с твердостью НВ 156 — 207 и пределом прочности при растяжении ств = 520 -г- 686 МПа на зубострогальных станках резцами из быстрорежущей стали приведены в табл. 32.
Режимы резания действительны и при обработке деталей из чугуна. Скорость резания при обработке колес из углеродистых сталей увеличивают в 1,1 — 1,2 раза, а из бронзы в 1,5 — 1,7 раза.
32. Подачи и скорости резания при чистовом нарезании зубьев на зубострогальных станках
|
* Обработку ведут в две операции: черновую и чистовую; при чистовой обработке скорости резания увеличивают в 1,2—1,5 раза. |
Зубофрезерование характеризуется более высокой производительностью по сравнению с зубостроганием и применяется в основном в серийном производстве. Обработку осуществляют двумя дисковыми фрезами 1 и 2 (рис. 209, я), расположенными в одной впадине зубьев обрабатываемого колеса 4. Фрезы наклонены друг к другу таким образом, что резцы 5 (рис. 209, в) одной из них входят в промежутки между резцами 6 другой. Резцы каждой фрезы обрабатывают одну сторону зуба колеса. Во время обработки фрезам сообщают вращение, а также движение обкатки совместно с обрабатываемым колесом. В станочном зацеплении резцы дисковых фрез воспроизводят один зуб производящего колеса 3 (см. рис. 209, а), и при обкатке, занимая последовательные положения от начала резания до его конца, они имитируют зацепление обрабатываемого и производящего колес. Конические колеса, обработанные этим методом, имеют
октоидный профиль и взаимозаменяемы с колесами, полученными методами строгания. Диаметры дисковых фрез достаточно большие, что позволяет выполнять обработку зуба без продольного перемещения инструмента. Дно впадины зуба имеет незначительную вогнутость, однако это не снижает эксплуатационные характеристики прямозубой конической передачи.
Продольная бочкообразность зубьев обеспечивается конструкцией режущего инструмента. Режущие кромки располагают под углом к оси вращения фрезы. В зависимости от боч- кообразности угол поднутрения равен 1,5 — 5°. При вращении режущие кромки обеих фрез описывают поверхность конуса 7 (рис. 209, б) и, перемещаясь по криволинейным траекториям 8 и 9 (рис. 209, в), срезают металл на концах зуба больше, чем в середине. Отечественная промышленность выпускает станки: 5С237 (de =125 мм; mte = 2,5 мм), 5С267П (de = 320 мм; mte = 8 мм) и 5С277П (de = 500 мм; mte = = 12 мм), работающие двумя дисковыми фрезами. На этих станках можно осуществлять зубонарезание конических колес методами врезания, обкатки и комбинированным. Достигаемая точность — 7 — 8-я степень.
Прямозубые конические колеса с модулем свыше 5: мм обрабатывают за две операции — черновую и чистовую. Черновую обработку производят методом врезания, а чистовую методом обкатки. Колеса с модулем до 5 мм обрабатывают за одну операцию из целой заготовки методом обкатки или комбинированным: сначала врезание, затем обкатка. При нарезании зубьев на зубофрезерных станках скорость резания (м/мин)
71/>фП
V =----------- —,
где D^ — наружный диаметр фрезы, мм; п - частота вращения фрезы, об/мин.
Скорость резания при чистовом нарезании 35-55 м/мин, при черновом 25 — 40 м/мин. Время обработки одного зуба 10 — 30 с. Рекомендуются следующие подачи врезания при обработке колес из легированной стали дисковыми фрезами с резцами из быстрорежущей стали:
Твердость по Бринеллю...........................
Рис. 210. Схема нарезания зубьев прямозубых конических колес методом кругового протягивания; а — направление линий резов; б — в поперечном сечений зуба при черновом зубонарезании; в — по длине зуба при получистовом зубонарезании; г — по длине зуба при чистовом зубонарезании |
тракторов, сельскохозяйственных машин и др. Профиль зубьев колеса круговой. Колеса, полученные этим методом, невзаимозаменяемы с колесами, нарезанными зубостроганием и зу- бофрезерованием. Форма заготовок колес для кругового протягивания — специальная. При круговом протягивании заготовка 1 неподвижна (рис. 210, а), а режущий инструмент вращается с постоянной угловой скоростью и совершает возвратно-поступательное движение параллельно образующей конуса впадин конического колеса. За один оборот инструмента полностью обрабатывается впадина зуба колеса. Инструментом служит резцовая головка- протяжка 2 с номинальными диаметрами 533 и 635 мм с радиально расположенными резцами, объединенными в блоки 3. Нарезание зубьев из целых заготовок выполняют за три этапа. 1. Вращающаяся протяжка на медленной подаче перемещается из точки А в точку В вдоль образующей внутреннего конуса колеса. За это время протяжка поворачивается на четыре блока. Резцы протяжки врезаются в заготовку на небольшую глубину. 2. При достижении точки В продольная подача инструмента прекращается, резание |
220-270 0,075-0,050 |
190-220 0,100-0,075 |
160-190 0,125-0,100 |
Подача врезания на резец, мм . .
Круговое протягивание широко применяют для обработки конических колес дифференциала легковых и грузовых автомобилей, происходит вследствие радиального подъема резцов шести следующих блоков до достижения полной глубины впадины зуба. Затем
33. Подача и скорость резания при нарезании зубьев на зубопротяжных станках
|
Меньшие скорости резания соответствуют обработке протяжками с диаметром 533 мм, а большие — с диаметром 635 мм. |
резцовая головка-протяжка перемещается из точки В в точку С. На этом участке резцы одиннадцатого блока снимают припуск, расположенный справа от линии ab.
3. Во время прохождения участка 4 протяжки мимо заготовки происходит снятие фаски (вращающимся резцом) с боковых сторон и дна впадины зуба на внешнем торце. При перемещении суппорта в обратном направлении из точки С в точку D осуществляется чистовое резание четырьмя последними блоками. Каждый чистовой резец профилирует определенный участок на боковой поверхности зуба. Деление заготовки на зуб производится при перемещении круговой протяжки из точки D в точку А, когда участок 5 проходит мимо заготовки. Зубья конических колес обрабатывают методом кругового протягивания на зубопротяжных станках 5245 (de = 250 мм; mte = = 5 мм) резцовыми головками-протяжками с номинальным диаметром 533 мм и 5С268 (de = 320 мм; mte = 8 мм) протяжками с номинальным диаметром 635 мм. Станок 5С268 применяют для чистовой обработки зубьев. Технические характеристики станка 5С269 такие же, как и у станка 5С268, но он не имеет продольного перемещения в процессе резания и применяется только для чернового нарезания. Станки 5С268 и 5С269 могут работать как раздельно, так и встроенными в автоматическую линию из двух станков. Точность прямозубых конических колес при нарезании методом кругового протягивания — 8 — 9-я степень.
Прямозубые конические колеса с внешним окружным модулем до 5 мм нарезают за одну операцию из целой заготовки комбинированной резцовой головкой-протяжкой, а с модулем свыше 5 мм — за две операции (черновую и чистовую) с использованием соответственно черновой и чистовой протяжек. Скорость резания при круговом протягивании (м/мин)
,= пОп р-60 1000^ '
где Dn р — номинальный диаметр круговой протяжки, мм. Частота вращения (об/мин) резцовой головки-протяжки n = 6Q/tz. Рекомендуемые подача и скорость резания при нарезании прямозубых конических колес методом кругового протягивания приведены в табл. 33.
Нарезание конических колес с круговыми зубьями. Нарезание зубьев гипоидных и конических колес производят методами обкатки, врезания, комбинированным, включающим врезание и обкатку, и копирования.
При методе обкатки вращающаяся резцовая головка 1 (рис. 211, а) подводится к заготовке 2, и начинается совместная обкатка при качании люльки вверх. В процессе обкатки резцы, занимая последовательные положения, формируют профиль и продольную кривизну зубьев по дуге окружности. В конце резания заготовка отводится от инструмента, люлька с резцовой головкой возвращается в исходное положение, а заготовка поворачивается на один зуб.
Черновое нарезание зубьев методом обкатки применяют для обработки шестерен и колес с углом делительного конуса менее 68°. Зубья нарезают двусторонними резцовыми головками на зуборезных станках 5П23 (de = 125 мм; mte = 2,5 мм), 5С270П (de = 500 мм; mte = 8 мм), 5С280П (de = 800 мм; mte = 16 мм), 5А284 (de = 1600 мм; mte = 30 мм). Зуборезный станок 5С273 (de = 500 мм; mte = 12 мм) имеет меха-
Рис. 211. Схемы методов нарезания зубьев: а- обкатка; б — врезание; вкомбинированный; г- копирование |
низм двойной обкатки, который позволяет производить черновую обработку зубьев шестерни при качании люльки вверх, а затем вниз. При качании люльки вверх нарезается одна сторона впадины зубьев, а при качании люльки вниз — другая. Таким образом получают равномерный по длине зуба припуск 0,15 мм под чистовое нарезание, что способствует повышению производительности, точности обработки шестерни и стойкости режущего инструмента при чистовом нарезании. Черновое нарезание зубьев шестерни методом обкатки можно выполнять резцовыми головками правого и левого вращения. Более высокая стойкость достигается при нарезании зубьев с попутной подачей, когда направление вращения резцовой головки противоположно направлению линии зуба шестерни. Это объясняется процессом стружкообразования. При попутном нарезании зубьев образующаяся стружка имеет большее сечение в начале резания и меньшее сечение в конце (рис. 212, а). Создаются благоприятные условия для резания: отсутствует скольжение резца по обработанной поверхности, уменьшается нагрузка на резцы. Встречное нарезание характеризуется проскальзыванием резцов в начальный момент резания, образованием наклепанной поверхности, повышением нагрузки на резцы.
Стружка в начале резания имеет минимальную толщину, а в конце — максимальную (рис. 212,6).
Эффективным средством повышения производительности при черновом нарезании является переменная подача при. обкатке, которая увеличивается в начале и конце резания. Наилучшие результаты получают при нарезании зубчатых колес с большой шириной венца, в частности при черновой обработке зубьев шестерен гипоидных передач. Значительное повышение стойкости резцов и производительности может быть достигнуто при увеличении номинального диаметра черновой резцовой головки на одну ступень по сравнению с чистовой. Так, при черновом нарезании шестерни (zx = 11; mte =9 мм; Ь — 38 мм) увеличение номинального диаметра резцовой головки фр.г) с 9 дюймов на 12 дюймов позволило повысить производительность станка на 25 % и период стойкости резцов в 1,7 — 2 раза. Диаметр черновой резцовой головки рекомендуется увеличивать на одну ступень при обработке конических колес средних и крупных модулей, имеющих степень сужения зуба 0,67-1,25. На повышение стойкости головок в большей степени влияет точность расположения вершин
Рис. 212. Схемы нарезания зубьев конических колес |
резцов, а не боковых режущих кромок. Так, при повышении точности расположения боковых режущих кромок с 0,05 до 0,02 мм стойкость головок увеличивается на 20 — 24%; в то же время при повышении точности расположения вершин резцов в этих же пределах стойкость увеличивается на 26 — 44%. Это объясняется тем, что в процессе резания боковая режущая кромка нагружена меньше, чем вершина резца.
Чистовое нарезание зубьев методом обкатки производят на зуборезных станках 5П23, 5С26В (de = 320 мм; mte = 8 мм), 527В (de = 500 мм; mte = 12 мм), 5С280П, 5А284 двусторонними и односторонними резцовыми головками. Двусторонние головки применяют для нарезания зубьев колеса, а односторонние — для нарезания зубьев шестерни. В массовом и крупносерийном производстве для повышения точности обработки зубьев чистовое нарезание конических колес с шириной зубчатого венца b ^ 38 мм целесообразно осуществлять резцовыми головками с уменьшенным числом резцов. Число резцов в головке, обеспечивающее участие в резании только одного резца (наружного или внутреннего), К ^ nDp г cos рт/Ь. На точность и шероховатость боковых поверхностей зубьев при чистовой обработке шестерни и колеса влияет точность радиального и углового расположения резцов в корпусе головки. При чистовом нарезании зубьев шестерни односторонними резцовыми головками наибольшая стойкость достигается в случае, когда направление вращения головки противоположно направлению линии зуба шестерни. Для чистового нарезания зубьев шестерни полуобкатных передач используют станки 5А27С4П (de = 500 мм; mte = 10 мм), 5С27П (<de = 500 мм; mte = 12 мм), 527В, выполненные с наклоном инструментального шпинделя. Припуски по толщине зуба под чистовое зубо- нарезание гипоидных и конических колес с круговыми зубьями определяют по табл. 31.
При методе врезания обрабатываемое колесо 2 неподвижно, а вращающаяся головка 1 перемещается вдоль своей оси (см. рис. 211,6). По достижении требуемой глубины впадины зубьев заготовка отводится от резцовой головки и поворачивается на шаг для обработки следующего зуба. Этот метод применяют для чернового нарезания зубьев колес с углом делительного конуса более 68° двусторонними и трехсторонними резцовыми головками, резцы которых копируют свой профиль, во впадине зуба. Направление вращения резцовой головки совпадает с направлением линии зуба колеса; резание производят от внутреннего к внешнему концу. В единичном и мелкосерийном производстве для чернового нарезания методом врезания применяют универсальные станки 5С270П, 5С27П (de = 500 мм; mte = 12 мм), 5С280П. Обработку проводят на пониженных режимах резания с использованием черновой канавки копира подачи. В крупносерийном и массовом производстве применяют высокопроизводительные станки (повышенной жесткости с короткой кинематической цепью) 5С272 {de = 500 мм; mte= 10 мм), 5281 (de — 800 мм; mte = 16 мм). Эти станки позволяют автоматически изменять подачу врезания в зависимости от нагрузки на резцы. Чтобы вершины чистовых резцов не касались дна впадины зубьев, черновое нарезание методами обкатки и врезания производят глубже теоретической высоты зуба на величину 0,15-0,25 мм.
При комбинированном методе вращающаяся резцовая головка 1 (см. рис. 211, в), расположенная в положении, соответствующем началу обкатки, врезается в заготовку 2. По достижении требуемой глубины впадины зубьев подача врезания прекращается, станок автоматически переключается на нарезание зубьев методом обкатки при качании люльки вверх. Комбинированным методом рекомендуется изготовлять обкатные конические колеса с углом делительного конуса более 25° и модулем свыше 2,5 мм на зуборезных станках 5С280П. Этот метод эффективен также при черновом нарезании зубьев шестерни и обкатных колес с передаточным числом пары до 2,5 :1.
При методе копирования заготовка^ (см. рис. 211, г) неподвижна, а резцова.я головка- протяжка 1, вращаясь вокруг своей оси, благодаря последовательному изменению радиального расположения внутренних и наружных резцов за один оборот обрабатывает впадину зубьев колеса. Деление заготовки на один зуб осуществляется во время прохождения безрез- цовОго участка резцовой головки. Этим методом производят чистовую обработку зубьев колес полуобкатных передач в крупносерийном и массовом производстве на специальных станках 5С271П (de = 500 мм; mte = 10 мм), 5281Б (de = 800 мм; mte — 16 мм), имеющих повышенную жесткость и короткую кинематическую цепь. Производительность метода копирования больше в 3 — 5 раз, а точность выше на 10 — 20 % чем при методе обкатки. Стойкость режущего инструмента выше в 2 — 3 раза.