Методические основы исследования
С целью изучения особенностей профессиональных намерений у старшеклассников и их готовности к выбору профессии, нами было организовано и проведено эмпирическое исследование.
Исследование проводилось на базе ______________________________. Всего в эксперименте приняло участие 40 человек: 20 человек - учащиеся 11 класса в возрасте 16-17 лет и 20 человек – родители этих учащихся.
В исследовании были использованы методики, направленные на выявление интересов, склонностей, способностей старшеклассников, мотивационной сферы, профессиональных намерений.
В своей работе для проведения профдиагностического обследования мы использовали традиционные педагогические и психологические методы: анкетирование, рефлексивную диагностику школьников и их родителей, бланочное тестирование.
Выбранные методики позволяют определить готовность к выбору конкретной профессии, что характеризуется внутренней осознанностью самого факта выбора и определенностью профессиональных интересов, осведомленностью учащихся и оценкой своих способностей.
Первым шагом мы провели диагностику учащихся и заполнение карты личностного и профессионального самоопределения старшеклассников (Приложение 1).
В результате заполнения такой карты, старшеклассник получает свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер. В целом работа с картой профессионального и личностного развития помогает учащемуся осознать свои индивидуальные особенности с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессии.
При выборе профессии важную роль играет характер человека. Это проявляется в способности к общению с другими людьми и управлению своим собственным поведением и чувствами. Для выявления черт характера мы проводим «Психологический тест оценки профессионально важных черт характера» (Приложение 2).
Методика может быть проведена как индивидуально, так и в группе.
Испытуемым дается следующая инструкция: Вам предлагается 22 вопроса, на каждый из которых необходимо дать один из двух вариантов ответов «да» или «нет». В листе для ответов напротив поставьте «+» или «-» в зависимости от выбранного ответа.
Большую роль в выборе профессии играют родители, но родитель должен выступать в роли главного помощника, а не диктатора, посмотреть на проблему выбора профессии глазами собственного ребенка через призму своего социального и профессионального опыта.
Для того чтобы определить позиции родителей в профессиональном самоопределении старшеклассников мы провели рефлексивную диагностику.
Рефлексивная диагностика предполагает следующую работу – ответы родителей на вопросы анкеты «Изучение профессиональных намерений старшеклассников» (Л.М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович) с позиций своего собственного ребенка, и параллельный опрос школьников на эти же вопросы (Приложение 3).
Данная анкета позволяет определить готовность к выбору профессии, что характеризуется внутренней осознанностью самого факта выбора и определенностью профессиональных интересов, осведомленностью учащегося и оценкой своих способностей, а также знаниями о том, какие физические и психологические требования к человеку предъявляет избранная профессия.
Содержание методики: старшеклассникам и их родителям предлагается анкета из 27 вопросов, как открытого, так и закрытого типа которую им необходимо заполнить. После чего анкета анализируется и интерпретируется по 6 показателям:
1. Общие жизненные планы учащихся (вопросы: №1, 16, 17, 27).
2. Увлечения и профессиональные намерения (вопросы: №2, 11, 12, 13, 20, 23, 24, 25, 26).
3. Знания о выбранной профессии (вопросы: №3, 4, 5, 11).
4. Оценка школьником своей пригодности к ней (вопросы: №7, 14).
5. Оценка педагогов и старшеклассников по профессиональному самоопределению (вопросы: №6, 8, 9, 10, 15, 18, 19, 21, 22).
6. Сравнение результатов детей и родителей на количество совпадений.
Далеко не для любого человека привлекательна любая профессия.
Чаще всего для людей привлекательны именно те профессии, которые соответствуют складу их характера. Однако в процессе такого выбора люди зачастую допускают ошибки.
А вот потребность рынка труда, возможность получить рабочее место весьма редко называется молодыми людьми в качестве мотива выбора профессии.
Для того чтобы выявить мотивы, которыми руководствуются старшеклассники, при выборе профессии мы применили методику «Мотивы выбора профессии» (Приложение 4).
Испытуемым дается следующая инструкция: в таблице приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность при помощи оценок:
5 – очень сильно повлияло,
4– сильно,
3 – средне,
2 – слабо,
1 – никак не повлияло.
Методика предназначена для выявления мотивов:
– внутренние индивидуально значимые мотивы;
– внутренние социально значимые мотивы;
– внешние положительные мотивы;
– внешние отрицательные мотивы.
Методика ДДО (Е. А. Климов). В данной методике в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. (Приложение 5).
Цель: изучение профессиональной направленности, интересов, склонностей, предпочтений учащихся на основе анализа различных по характеру видов деятельности.
Необходимый материал: опросник и бланк ответов.
Ход проведения
Методика достаточно проста и быстра в проведении. Исследование может проводиться как индивидуально, так и с группой учеников. Исследуемым предлагают письменно ответить на 20 вопросов, используя бланк ответов. Номера и буквенные обозначения в его клетках соответствуют номерам и вариантам ответов ДДО. Исследуемому же предлагается ответить на 20 пар вопросов, выбрав из двух наиболее приемлемый для себя вариант. В соответствующих клетках бланке нужно обвести выбранный из двух альтернатив вариант ответа (а »или б) (или поставить знак« + »или« - », что отвечает« да »или« нет »).
Вопросы подобраны и сгруппированы следующим образом:
в первом столбце они касаются профессии типа «человек-природа» (условно обозначены в бланке буквой «П»),
во втором - «человек-техника» ( «Т»),
в третьем - «человек-человек» ( «Ч»),
в четвертом - «человек-знаковая система» ( «З»),
в пятом - - «человек-художественный образ» ( «Х»).
Обработка результатов
После получения ответов на все вопросы в каждом из 5-ти вертикальных столбиков подсчитывается количество проставленных плюсов. В нижних клетках таблицы выводятся суммы, которые являются показателями выражения интересов к определенной сфере деятельности. Максимальная сумма баллов в каждой колонке составляет 8. Наибольшая сумма баллов в одном из столбиков указывает на преобладание интересов, а возможно и наклонностей к определенному типу профессий, той или иной сферы деятельности.