Методические основы исследования уровня экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников

В рамках дипломного проекта было проведено исследование основных закономерностей процесса формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников.

Исследование, как правило, проходило в несколько последовательно проводимых этапов.

На первом этапепроводился анализ литературы по теме исследования, изучение и осмысление методических и теоретических основ исследования, определение ключевых позиций исследования, практической значимости и базы исследования, постановка цели исследования.

Различные аспекты формирования ключевых компетенций школьников и возможность выделения в них - деловых и предпринимательских, представлены в трудах отечественных ученых: Э.Ф.Зеера, И.А. Зимней, Г.П. Скамницкой, В.В. Серикова, Г.К. Селевко, С.Ю.Сенатор, О.Е. Лебедева, А.М. Осипова, В.Г Зарубина и др.

Также была обоснованна тема исследования и обозначена актуальность.

Определив актуальность проблемы, была сформулирована цель проводимого исследования– разработка теоретических основ, научно-методических положений, практических рекомендаций и механизмов формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников.

Второй этап— закономерное продолжение первого. На данном этапе были выявлены объект и предмет исследования.Предмет изучения: процесс формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников. Объектом исследования являются школьники и представители бизнес-структур и педагоги общеобазовательных учреждений города Пенза.

Также были поставлены следующие конкретные задачи:

1. Дать теоретическое обоснование проблемы формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников;

2. Исследовать основные закономерности процесса формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников;

3. Разработать комплексную модель и технологии формирования экономической самостоятельности школьников;

4. Разработать комплексную модель и педагогические технологии формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников;

5. Разработать комплексную модель управления формированием экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников.

В качестве этапа процесса исследования также была использована разработка гипотезы, которая является эффективным средством поиска путей решения проблемы, подходов к ее пониманию.

Гипотеза исследования:формирование экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников в новых социально-экономических условиях будет успешным, если:

¾ разработана комплексная модель и педагогические технологии формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников;

¾ разработаны механизмы реализации стратегических и тактических факторов (приемов) самообеспечения экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников.

Научная новизна исследования:

¾ Уточнена сущность понятий «предпринимательские компетенции школьника» и «экономическая самостоятельность школьника» в рамках понятийно-смыслового поля данного исследования;

¾ Предложена комплексная модель и педагогические технологии формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников;

¾ Разработаны научно-методические и практические рекомендации для педагогов по организации эффективного формирования предпринимательских компетенций и экономической самостоятельности у школьников в новых социально-экономических условиях.

На третьем этапебыла выбрана методология проведения исследования, под которой понимается совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

¾ Анализ и синтез специальных источников и уточнение основной терминологии для составления теоретического обзора исследуемой проблемы формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников.

¾ Социологический метод (анкетирование); методы оценивания: непосредственное (прямое) наблюдение; изучение служебной документации;; экспертный опрос.

Анкета - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации - средство опроса[19]. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные. Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов. Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представительную.

Метод анкетирования является одним из наименее ресурсоемких, и при наличии разработанного и проверенного опросника самооценка может быть осуществлена довольно быстро.

Анкета разработана с целью анализа:

¾ уровня экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников;

¾ качества подготовки школьников на основе анкетирования представителей бизнес-структур и педагогов общеобразовательных учреждений;

¾ готовности выпускников школ (10-11 класс) к самостоятельной практической деятельности в условиях рыночной экономики.

Материал анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением, которое было использовано в данной работе.

На четвертом этапепроводился анализ полученной информации, построение рядов динамики, в виде таблиц, графиков и рисунков и обоснование их, в форме выводов и заключений. Результаты анкетного опроса респондентов зафиксированы в таблице сводных данных.

Все вопросы анкеты были проанализированы и сделаны выводы.

На пятом(завершающем) этапе проводилось уточнение теоретических выводов. разработаны и обоснованы комплексная модель и технологии формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций школьников; механизмы реализации стратегических и тактических факторов (приемов) самообеспечения экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников; рекомендации для педагогов и родителей по организации эффективного формирования предпринимательских компетенций и экономической самостоятельности у школьников.

Таким образом, определены и обоснованы основные инструменты исследования и разработана методика исследования, включающая в себя 5 последовательных этапов.

Подводя итог проведенному теоретическому анализу российской и зарубежной литературы по проблеме формирования предпринимательских компетенций и экономической самостоятельности российских школьников необходимо отметить, что на сегодняшний день в системе общего и дополнительного образования создано недостаточно условий для развития предпринимательских компетенций обучающихся. Кроме того, в современной науке до сих пор отсутствует единство в понимании сущности такого явления, как «предпринимательство», его отличительных признаков и даже четкое и общепринятое определение самого термина «предприниматель». В связи с чем та же сложность возникает и при конкретизации понятия «предпринимательская компетенция», вследствие чего существует множество вариантов внутренних составляющих этой компетенции.

Анализ позволил синтезировать многообразие понятий предпринимательской деятельности и выявить наиболее полное и отражающее истинную суть данного явления – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Важным является то обстоятельство, что каждый из существующих видов предпринимательской деятельности требует соответствующей подготовки, которая заключается как в приобретении полномасштабного профессионального («предпринимательского») образования, так и некоторого объема знаний и умений - «предпринимательских компетенций».

Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте. Итак, как показал анализ литературы, многие авторы, в том числе Б. Г. Голуб, Е. Я. Коган, И. С. Фишман, О. Е. Лебедев, Л. О. Филатова, определяют компетентность через понятия «готовность», «способность», «степень овладения». Существуют и другие признаки в определении компетентности. Например, М. А. Чошанов подчеркивает её динамический характер: это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».

Результаты анализа позволяют заключить, что компетенция: имеет интегрированный характер, проявляется ситуативно, существует как потенциал, достраиваясь до конкретного содержания и проявления в конкретной ситуации. В свою очередь компетентность является интегрированной и позволяет решать целый ряд задач: в отличие от навыка осознана; в отличие от умения переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не как автоматизация и превращение в навык, а как интеграция с другими компетентностями: через сознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов; в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

В последнее десятилетие школьное образование претерпело множество изменений и реформ. Существует несколько подходов к теории формирования предпринимательских компетенций и экономической самостоятельности школьников. В настоящее время самым распространенным подходом в системе школьного образования является компетентностный подход, который предполагает, что в процессе обучения учащиеся приобретут необходимые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение уделяется умениям, ведь с их помощью можно действовать в новых, а порой и сложных ситуациях, для которых заранее нельзя выработать соответствующие средства. Таким образом, компетентностный подход является своеобразной направленностью на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоконтроль, становление и развитие личности учащегося и многое другое. Следовательно, компетентностный подход в системе школьного образования предполагает создание условий для формирования личности, способной к получению и реализации полученных знаний в дальнейшей жизни, а также активное применение разнообразных форм обучения, использование современных технологий. Но каждый подход основан на формировании у школьников определенных качеств, поэтому нами были изучены существующие модели качеств экономически самостоятельного школьника.

Формирование данных компетенций – сложный и комплексный процесс, который зависит от разных факторов, среди которых ключевыми являются: профессиональные качества преподавателя экономических дисциплин в школе, целенаправленная подготовка педагогов к такому направлению, работа классного руководителя, воспитательная система учреждения, психолого-педагогическая поддержка лидерских и деловых качеств, умения работать в команде, желания постоянно учиться и развиваться.

Таким образом, в настоящее время в российском образовании происходят изменения, которые непосредственно связаны с его модернизацией. Это своего рода ответ на социальную ситуацию, в которой формируется современный школьник, когда его будущая жизнь и благосостояние общества во многом зависят от его активной творческой позиции. В данной связи перед образовательными учреждениями поставлена задача формирования компетентного школьника, способного самостоятельно и творчески участвовать в жизни общества.

Наши рекомендации