Теоретические и методические основы исследования разработки системы формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников

Характеристика

На студентку Башкирову Юлию Николаевну, проходившую

учебно-ознакомительную практику

на ООО «ТЕХКОМ» с 1.07.13 по 12.07.13 гг.

Студентка Башкирова Ю. Н. проходила учебно-ознакомительную практику в организации ООО «ТЕХКОМ» .За время практики на Башкирову Ю.Н. были возложены следующие обязанности:

· Ведение переговоров с клиентами.

· Осуществление и прием заказов клиентов, оформление необходимых документов.

· Ведение клиентской базы.

В течение прохождения практики показала себя с положительной стороны.

Выполняла большой объем работы, всегда укладываясь в сроки. Умеет планировать свою работу и определять цели. Внимательна не только к задаче в целом, но и к деталям работы.

Сумела применить знания, полученные в университете в области менеджмента.

За время работы студент освоил следующие навыки :

· Овладела навыками и приемами работы в области менеджера по продажам, в условиях реально действующего предприятия.

· Освоила навыки переговоров с клиентами.

· Получила опыт работы в коллективе.

Руководитель организации Осина О.А.

Содержание

Раздел 1. Теоретические и методические основы исследования разработки системы формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников.

1.1 Теоретические и методические основы системы формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников………………………………………………...………...4

1.2 Методические основы исследования уровня экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников……………………………………………………………………….16

Раздел 2. Анализ исследования основных закономерностей процесса формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников.

2.1 Общая характеристика ООО «ТЕХКОМ»…..…………………………….24

2.2 Результаты исследования……………………………………….…………...25

Раздел 3. Сущность прохождения учебно-ознакомительной практики.

3.1 Цели и задачи практики……………………………………………..……….29

3.2 Список посещенных организации…………………………………………..30

3.3Отчет о прохождении практики на ООО «ТЕХКОМ»……………………..32

Список литературы……………………………………………………………….34

Приложения………………………………………………………………………..35

Теоретические и методические основы исследования разработки системы формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников.

Развитие предпринимательской деятельности и, особенно, молодежного предпринимательства является одним из приоритетных направлений политики правительства. Необходимость формирования социальной базы для роста численности новых предпринимательских структур, повышения инновационной составляющей в структуре малого бизнеса, подготовки кадрового резерва для действующих предприятий малого бизнеса требует реализации комплекса мер по отбору и социальному продвижению наиболее активных учащихся, формирования и развития у них предпринимательских способностей. Возможность выявления этих способностей, получение знания теоретических основ предпринимательства и практических навыков хозяйственной деятельности необходимо предоставить молодежи уже на этапе школьного обучения.

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.[1]

Американский ученый профессор Роберт Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя – как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

«Молодежное предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданами, возраст которых не превышает 30 лет, прошедших государственную регистрацию в качестве предпринимателя, а также российскими коммерческими организациями, учредителями (участниками) которых являются граждане, возраст которых не превышает 30 лет, и в штате которых не менее 75 % сотрудников являются гражданами, не достигшими 30 лет». (Примечание: следует знать, что согласно законам Российской Федерации к молодежи относятся лица от 14 до 30 лет, но регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или учредителя юридического лица возможна только с 18 лет.)[2]

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную, инженерное предпринимательство и др.[3]

В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины компетенция, компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации (обновления) содержания образования.

Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.

Так, в работах А. В. Хуторского представлены различия в определении понятий «компетенция» и «компетентность». Он предлагает следующие определения: «компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету»[4].

В свою очередь И. А. Зимняя трактует компетентность «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека»[5].

В работах Б. Г. Голуба, Е. Я. Когана, И. С. Фишман мы встречаем иную трактовку понятия компетенция: «готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели»[6].

Как видим, в данном случае компетенция выражается через готовность школьника, а проявляется, по сути, через постановку и достижение цели в субъективно новой ситуации.

О. Е. Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности»[7].

С его точкой зрения согласна Л. О. Филатова, которая определяет компетенцию как «способность менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра образования: целостного мировоззрения, ценностей».

Итак, как показал анализ литературы, многие авторы, в том числе Б. Г. Голуб, Е. Я. Коган, И. С. Фишман, О. Е. Лебедев, Л. О. Филатова, определяют компетентность через понятия «готовность», «способность», «степень овладения».

Существуют и другие признаки в определении компетентности. Например, М. А. Чошанов подчеркивает её динамический характер: это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях»[8].

Системный характер компетентности отмечает А. Г. Бермус: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты»[9].

Итак, выявлено, что существуют несколько подходов к определению понятия «компетентность»[10]:

¾ это системное явление, с точки зрения системного подхода (А. Г. Бермус и др.);

¾ способность к деятельности в деятельностном подходе (О. Е. Лебедев, А. М. Аронов, П. Г. Щедровицкий и др.);

¾ личное отношение, с точки зрения личностного подхода (А. В. Хуторской, И. А. Зимняя и др).

Понятие компетенции в разных источниках определяется по-разному. Под предпринимательскими компетенциями школьников мы понимаем знания основ предпринимательской деятельности, набор умений и навыков, которые помогут выпускнику эффективно организовать свое дело, результативно вести предпринимательскую деятельность и успешно построить карьеру.

Для определения понятия компетентности в нашем исследовании важны все эти подходы, поскольку, во-первых, компетентность является системным явлением, во-вторых, мы планируем формировать ее, соответствующим образом организуя деятельность детей, используя личностно-ориентированный подход.

Результаты анализа позволяют заключить, что компетенция: имеет интегрированный характер, проявляется ситуативно, существует как потенциал, достраиваясь до конкретного содержания и проявления в конкретной ситуации. В свою очередь компетентность является интегрированной и позволяет решать целый ряд задач: в отличие от навыка осознана; в отличие от умения переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не как автоматизация и превращение в навык, а как интеграция с другими компетентностями: через сознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов; в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

В последнее десятилетие школьное образование претерпело множество изменений и реформ. Новое поколение невозможно обучать «по-старому», оно нуждается в новой системе образования, чему сопутствует полная модернизация системы школьного образования.

По мнению кандидата экономических наук Епифановой М.В., модернизация – это «обновление и совершенствование действующей системы образования». В процессе модернизации российского образования происходит переосмысление оценки результатов образования, пересмотр основных понятий, например, понятия «образованность» и «подготовленность» переходят в понятия «компетентность» и «компетенция», а способы деятельности – в компетентностный подход.[11]

В настоящее время самым распространенным подходом в системе школьного образования является компетентностный подход, который предполагает, что в процессе обучения учащиеся приобретут необходимые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Существует точка зрения, которая базируется на вполне интуитивном представлении о том, что именно компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. Именно в рамках этой «прогрессистской» установки делаются утверждения[12]:

¾ компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева);

¾ компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д.Фрумин);

¾ компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов);

¾ компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин);

¾ компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев);

¾ компетентность определяется, как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность» (А.М.Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).

Таким образом, в настоящее время самым распространенным подходом в системе школьного образования является компетентностный подход, который предполагает, что в процессе обучения учащиеся приобретут необходимые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Для того, чтобы стать успешным предпринимателем, нужно, чтобы молодой человек уже в школьном возрасте был готов усвоить и реализовать полный набор предпринимательских компетенций, которые будут ему необходимы в работе.

В рекомендациях Парламента и Совета Европы от 18 декабря 2006 года «О ключевых компетенциях обучения в течение жизни» под компетенциями понимается комбинация знаний, навыков и отношений в соответствующей области. Ключевые компетенции – основа успеха человека в обществе знаний, его личной реализации, развития, активного гражданства, социальной включенности и занятости[13].

Ключевыми названы следующие компетенции[14]:

¾ общение на родном языке;

¾ общение на иностранных языках;

¾ математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии;

¾ компьютерная грамотность;

¾ освоение навыков обучения, социальные и гражданские компетенции;

¾ чувство новаторства и предпринимательства;

¾ осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.

По мнению доктора экономических наук, профессора С.Д. Резника чтобы успешно выполнять предпринимательские функции и стать одним из субъектов развития рыночной экономики необходимо обладать следующими навыками[15]:

Во-первых, это стратегическое мышление. Вы должны научиться мыслить стратегически, дальновидно и на этой основе принимать правильные решения. Одно из ключевых требований к бизнесмену, включающее три группы качеств: ум, умение генерировать идеи, умение принимать решения.

Интеллект – это способность к мышлению, наличие широты кругозора и жизненной мудрости. Умение генерировать новые идеи (новаторство) – нестандартность мышления, наличие интуиции, любознательности. Умение принимать решения – способность формулировать задачи, выделять главное, анализировать ситуации и делать выводы, видеть и учитывать перспективу, находить кратчайшие и самые оптимальные пути решения проблем[16].

Во-вторых, профессиональная компетентность – профессиональные знания и умения в бизнесе, опыт предпринимательской деятельности.

Профессионального бизнесмена должна отличать, прежде всего, профессиональная культура – экономическая, предпринимательская (опыт предпринимательства), организационно-управленческая (знание управления, опыт руководства), правовая. Каждая из указанных сфер профессиональной культуры предпринимателя опирается на вполне определенный круг знаний и умений[17].

Экономическая культура предполагает знание общей экономической теории (основы экономического развития, микро- и макроэкономика, история экономических учение и пр.), планирования, статистики, финансирования и кредитования, банковского дела, бухгалтерского учета, работы с ценными бумагами, налогообложения, маркетинга, основ коммерческой деятельности и др. При этом нужно не только знать, но и уметь использовать экономические знания.

Правовая культура предполагает знание различных видов права, умение и желание использовать эти знания в деле.

Организационно-управлечнеская культура включает знание теории и методов управления, условий техники, технологии и организации производства, педагогики, психологии, социологии, делопроизводства, владение техникой личной работы, организационной и вычислительной техникой.

Опыт предпринимательства включает как опыт индивидуального предпринимательства, так и опыт руководства в условиях различных форм собственности.

В-третьих, предприимчивость. Умение выбирать правильную тактику деятельности, способность извлечь выгоду, способность к риску, деловая хватка. Способность из каждой ситуации извлечь выгоду опирается на первичные качества: практичность, находчивость, бережливость, гибкость, ориентированность на результат, здравый смысл, умение увязывать планы и притязания с реальными условиями и возможностями. Способность к риску предполагает инициативность, смелость, решительность, желание и умение рисковать. Деловая хватка предполагает наличие следующих качеств: стремление к самореализации, деловая активность, оперативность, напористость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, самообладание, умение не падать духом от неудач, постоянна неудовлетворенность собой, стремление выполнять любую работу наилучшим образом.

В-четвертых, организаторские способности и личная организованность. Другими словами, это способность управлять как самим собой, так и коллективом, способность жить и действовать по системе, умение использовать время. Организаторские способности включают три блока качеств: стремление к самостоятельности, умение контактировать с людьми, умение организовать коллективную деятельность.

Стремление к самостоятельности опирается на следующие качества: тяга к лидерству, стремление быть вожаком, уверенность в себе. Коммуникабельность предполагает умение строить отношение с людьми, увлечь людей, убеждать, общительность, открытость, обаяние, симпатичность, наличие чувства юмора. Умение организовывать коллективную деятельность включает умение подбирать кадры, делегировать полномочия, координировать действия подчиненных, проверять исполнение, пользоваться организационно-распорядительными методами руководства.

В-пятых, нравственные качества. Настоящий бизнес тесно связан с высокой нравственностью. Она включает духовный потенциал личности, а также этику поведения, как в обществе, так и в бизнесе.

Духовный потенциал личности опирается на такие качества, как достоинтсво, милосердие, независимость, благородство, мужество, совестливость.

Этика поведения в обществе предполагает вежливость, терпимость, уравновешенность, благожелательность, доброту, тактичность, приветливость, справедливость, чуткость, опрятность и элегантность.

Этика поведения в бизнесе немыслима без порядочности, честности, обязательности, доверия. Чем шире становится слой людей, осваивающие трудные законы бизнеса тем актуальнее для общества становится проблема этики бизнеса, нравственности предпринимателя.

В-шестых, работоспособность и здоровье – это физический и эмоционально-волевой потенциал: здоровье, уровень работоспособности, способность действовать и работать (Рисунок 2) [18].

Модель компетенций молодого предпринимателя

Теоретические и методические основы исследования разработки системы формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников - student2.ru

Формирование данных компетенций – сложный и комплексный процесс.

Таким образом, в настоящее время в российском образовании происходят изменения, которые непосредственно связаны с его модернизацией. Это своего рода ответ на социальную ситуацию, в которой формируется современный школьник, когда его будущая жизнь и благосостояние общества во многом зависят от его активной творческой позиции. В данной связи перед образовательными учреждениями поставлена задача формирования компетентного школьника, способного самостоятельно и творчески участвовать в жизни общества.

Наши рекомендации