Кафедра зоогигиены, физиологии и биохимии

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЗООГИГИЕНЫ, ФИЗИОЛОГИИ И БИОХИМИИ

В.В. Меркушева, А.В. Филатов

ВЫПОЛНЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГИГИЕНА ЖИВОТНЫХ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ВЕТЕРИНАРИЯ

КИРОВ 2017

УДК 619:614.9 (075.8)

Меркушева В.В., Филатов А.В.

Выполнение и оформление курсовой работы: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Гигиена животных» для обучающихся по специаль-ности 36.05.01 Ветеринария. - Киров: ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, 2017. - 73 с.

Рецензенты:

кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий кафедрой разведения, кормления и частной зоотехнии В.С. Казаков;

кандидат биологических наук, доцент кафедры зоогигиены, физиологии и биохимии, заведующий лабораторией разведения зверей ФГБНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова И.А. Плотников.

Учебно-методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати методической комиссией биологического факультета ФГБОУ ВО Вятская ГСХА (протокол № 10 от 15 декабря 2016 г.).

Учебно-методическое пособие подготовлено с учетом требований общеобразовательного стандарта по специальности «Ветеринария». Содержит сведения, необходимые обучающемуся в подготовке, оформлении и успешном написании курсовой работы. Окажет помощь в организации самостоятельной работы по усвоению дисциплины «Гигиена животных».

Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 36.05.01 Ветеринария.

© ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, 2017

© Меркушева В.В., Филатов А.В., 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Введение ………………………………………………………………….
1Структура и методика выполнения курсовой работы …………………
Общие требования к оформлению курсовой работы …………………
Выполнение расчетной части курсовой работы ……………………….  
  Список литературы, рекомендуемой для написания курсовой работы  
  Приложения ……………………………………………………………...

Введение

Курсовая работа является формой контроля, позволяющей установить объем знаний обучающегося, его умения и навыки самостоятельной практи-ческой работы по конкретной теме в рамках отдельной дисциплины.

Целью выполнения курсовой работы по дисциплине «Гигиена животных» являются: систематизация, закрепление, расширение теоретических знаний по дисциплине; изучение нормативных, правовых и методических материалов, пе-риодической и учебной литературы; применение полученных знаний при ре-шении конкретных практических задач; последующая адаптация обучающихся в профессиональной среде; развитие навыков самостоятельной работы обучаю-щихся и определение их профессионального уровня.

Задачи выполнения курсовой работы:

- детальное изучение и раскрытие предложенной темы, опираясь на современные исследования отечественных и зарубежных ученых и практи-кующих специалистов.

Обучающийся показывает умение изучать и обобщать литературные источники; решать практические задачи по организации профилактических мероприятий при борьбе с болезнями животных, защите окружающей среды, использовании положений экологических основ ветеринарной гигиены;

- проведение анализа нормативно-правовой базы по теме исследования.

Обучающийся демонстрирует навыки и умение пользоваться справочной литературой, чертежами и графической документацией, стандартами, нормами, правилами, проводит их анализ в соответствии с конкретной практической задачей;

- обобщение результатов исследований и самостоятельное решение специальных вопросов по обоснованию параметров жизнеобеспечения животноводческих предприятий, оптимизации условий содержания животных и технологий производства продукции.

Обучающийся анализирует предложенные ситуации; формулирует после-довательные выводы; демонстрирует умение грамотно применять методы ис-следований, методики анализа результатов и умение обосновать конкретное ре-шение, руководствуясь современными достижениями ветеринарной науки, направленное на практическую реализацию;

- изложение материала последовательно, четко, грамотно.

Обучающийся показывает умение логического изложения мыслей.

Общими требованиями к курсовой работе являются:

- целевая направленность;

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- глубина исследования и полнота освещения вопросов;

- убедительность аргументации;

- краткость и точность формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- грамотное оформление.

Процесс выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине «Гигиена животных» направлен на формирование у обучающихся следующих профес-сиональных компетенций, предусмотренных государственным образователь-ным стандартом по специальности 36.05.01 Ветеринария:

ПК-1.Способность и готовность использовать методы оценки природных и социально-хозяйственных факторов в развитии болезней животных, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных патологий, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового поголовья животных, давать рекомендации по содержанию и кормлению, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и больными животными.

ПК-9. Способность и готовность организовывать и проводить экспертную оценку и контроль технологических процессов и операций по переработке сырья животного и растительного происхождения, зданий и сооружений для содержания животных.

ПК-20. Способность и готовность участвовать в разработке проектов по строительству ветеринарных учреждений и клиник, животноводческих ком-плексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требова-ниям.

ПК-22.Способность и готовность проводить ветеринарно-санитарно-просветительскую работу среди населения, осуществлять социокультурное и гигиеническое образование владельцев животных.

Тематика курсовых работ по дисциплине «Гигиена животных» ежегодно пересматривается и утверждается кафедрой зоогигиены, физиологии и биохимии одновременно с утверждением графика их написания.

Обучающемуся предоставляется право выбора темы курсовой работы. Примерные темы теоретической части курсовых работ приведены в приложе-нии 32.

Процесс подготовки, выполнения и защиты курсовой работы состоит из ряда последовательных этапов:

1) выбор и согласование темы курсовой работы с ведущим препода-вателем дисциплины;

2) изучение требований к оформлению работы;

3) изучение нормативных документов, научной, учебной и справочной литературы, чертежной и графической документации и других необходимых исходных данных, соответствующих выбранной теме и поставленной практи-ческой задаче;

4) выполнение работы в установленные сроки согласно учебному плану;

5) предоставление готовой работы на проверку преподавателю (работа предоставляется в распечатанном бумажном и электронном виде);

6) защита курсовой работы.

Процедура оценивания знаний, умений и навыков, формируемых при выполнении курсовой работы, проводится путем ее предварительной проверки преподавателем и устного доклада обучающегося перед аудиторией коллег.

Оценка выполнения и защиты курсовой работы проводится посредством интегральной (целостной) четырехбалльной шкалы (приложение 30).

Курсовая работа по дисциплине «Гигиена животных» оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в данном учебно-методическом пособии.

Размеры полей

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:

- правое – 10 мм;

- верхнее и нижнее – 20 мм;

- левое – 30 мм.

Нумерация страниц

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая приложения. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точек и тире.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц курсовой работы, но номер на титульном листе не проставляется.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, также включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Его следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа. Заголовок таблицы состоит из слова «Таблица», ее порядкового номера, тире и названия.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на другой странице.

При анализе таблицы не следует пересказывать ее содержание, а делают выводы из ее показателей.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующий лист. При этом заголовок таблицы указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.1».

Не разрешается разрывать таблицу на две страницы, если по размеру она умещается на одной. Чтобы избежать этого, часть текста после таблицы переносится в текст перед таблицей, а сама таблица при этом перемещается на следующую страницу.

Заголовки в таблице

Заголовки граф (столбцов) и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Допускается размер шрифта и междустрочный интервал в таблице меньшие, чем в основном тексте. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

В таблице обязательно указываются единицы измерения в системе СИ. Если единица измерения общая для всех показателей таблицы, она выносится в ее заголовок. Если единиц измерений несколько - вводится графа: «Ед. изм.» или же единицы измерения указываются в заголовках граф, строк. Нестан-дартные сокращения не допускаются.

Расположение таблиц

Располагать таблицу следует так, чтобы ее можно было читать без поворота работы (предпочтительна «книжная», а не «альбомная» ориентация). Если размер таблицы требует использовать «альбомную» ориентацию, такую таблицу помещают на отдельном листе, а лист с такой таблицей помещают заголовком к корешку курсовой работы (чтобы для ее чтения нужно было повернуть работу по часовой стрелке).

Нумерация таблиц в основном тексте

Таблицы (за исключением таблиц приложений) следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту работы. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела, в этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы в данном разделе, разделенных точкой, например:

Таблица 1.1 – Потребность животных в воде

Нумерация таблиц в приложениях

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией араб-скими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в приложении одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1.1» или «Таблица В.1» (если она приведена в приложении В).

Заполнение ячеек таблицы

В графах таблиц нельзя оставлять свободные места. Если данные отсутствуют, можно ставить тире, три точки «...» или отмечать словом «нет». Если табличные столбцы заполнены текстом, то точка в конце не ставится.

Иллюстрации

Для наглядности в тексте работы рекомендуется шире использовать схемы, диаграммы, чертежи, графики и другие иллюстрации. Они могут быть в компьютерном исполнении, в т.ч. цветные.

Нумерация иллюстраций

Иллюстрации (за исключением иллюстраций в приложениях) следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Если в работе один рисунок, он тоже нумеруется и обозначается как Рисунок 1.

Оформление названия иллюстрации

Слово Рисунок и его наименование располагают под иллюстрацией посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела, первая цифра – номер раздела (главы), вторая – номер рисунка в этом разделе. Например: Рисунок 1.1 – ….

Слова Таблица, Рисунок в подписях к таблице, рисунку и в ссылках на них не сокращают.

Пояснительные данные к иллюстрации

Иллюстрации при необходимости могут иметь не только наименование, но и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово Рисунок и наименование помещают после всех пояснительных данных.

Нумерация иллюстраций в приложениях

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: Рисунок А.3 или Рисунок 1.3.

Уравнения и формулы

Уравнения и формулы должны быть выделены из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы (или уравнения) должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно переносится в другую строку после знаков =, +, – и других математических знаков, при этом знак повторяется и в начале следующей строки.

Расшифровка обозначений в формуле

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов обязательно должны быть приведены к каждой формуле, сразу под ней и в той последо-вательности, в которой они даны в формуле. Первая строка должна начинаться после запятой со слова «где» без двоеточия после него. Значение каждого символа записывается в новой строке с обязательным указанием единиц его измерения.

Нумерация формул в основном тексте

Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумерация формул в пределах раздела, тогда номер фор-мулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Нумерация формул в приложениях

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавле-нием перед каждой цифрой обозначения приложения. Например, формула (В.1) или (3.1).

Ссылка на формулы

Ссылка в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример - … в формуле (1).

Приложения

При необходимости предоставления дополнительной информации в конце работы можно представить дополнительные чертежи, таблицы, рисунки, графики, фотографии, схемы расчетов и т.д. в виде приложений.

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Перед приложениями вкладывается лист со словами «ПРИЛОЖЕНИЯ» в центре страницы. Каждое приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы.

Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Допускается обозначать приложения арабскими цифрами, если количество приложений больше, чем букв в алфавите.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

ОСВЕЩЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЙ

Оценка естественной освещенности помещений производится по световым коэффициентам. Проектный световой коэффициентопределяется путем деления площади пола стойлового помещения на общую площадь оконных проемов. Фактический световой коэффициент рассчитывают с учетом остекленной части окон, принимаемой в размере 90% от площади оконных проемов.

При делении площади стойлового помещения на нормируемый световой коэффициент можно получить необходимую площадь окон для обеспечения нормативной освещенности.

При анализе сравнивают нормативный световой коэффициент с полученным в результате расчетов и делают заключение о достаточности или недостаточности естественного освещения (приложение 14), указывают меры его оптимизации.

Искусственное освещение рассчитывают, исходя из удельной мощности приборов освещения на 1 м2 пола помещения. Определяется УМО - удельная мощность освещения (формула 5).

УМО = n × N    
Sп. , (5)

где УМО – удельная мощность освещения, Вт/м2;

n - количество работающих в помещении ламп, шт.;

N - мощность одной лампы, Вт;

Sп. - площадь пола помещения, м2.

Полученное фактическое значение УМО сравнивают с нормативными величинами (приложение 15).

УМО может быть выражена в Вт/м2 или в люксах. Для перевода одной величины в другую используют коэффициенты (приложение 10).

При наличии значительных отклонений от нормы производят необходимые расчеты для оптимизации искусственной освещенности. Для этого норматив удельной мощности освещения умножают на площадь пола стойлового помещения и определяют общую удельную мощность приборов освещения в Вт, а разделив ее на мощность электрической лампы, находят их необходимое количество.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГАЗОВОГО СОСТАВА ВОЗДУХА

Расчет теплового баланса

Тепловой баланс рассчитывают по формуле (25):

кафедра зоогигиены, физиологии и биохимии - student2.ru кафедра зоогигиены, физиологии и биохимии - student2.ru Q ж. = t0 × (G × 0,31 + Σ k × F) + W зд., (25)

Приход тепла Расход тепла

где Qж. – свободное тепло, поступающее от животных, находящихся в помещении, ккал/ч. Это число суммарное и определяется по формуле (26):

Qж. = (n1×Q1 + n2×Q2 + n3× Q3 +…) × К,(26)

где n1, n2, n3 – число животных в одной половозрастной группе, гол.;

Q1, Q2, Q3 – количество свободного тепла, выделяемого одним животным

в половозрастной группе, ккал/ч (приложение 16);

К – поправочный коэффициент, показывающий изменение количества

выделяемого свободного тепла в зависимости от температуры возду-

ха помещения (приложение 21, левая половинка таблицы);

t0 – разность между нормативной температурой воздуха помещения (при-

ложения 2-6) и среднемесячной температурой наружного воздуха

самого холодного месяца климатической зоны, С0 (приложение 18);

G – количество свежего воздуха, поступающего в помещение через вен-

тиляцию в течение 1 часа, кг/ч. Определяется по формуле (27):

G = L × m, (27)

где L– часовой объем вентиляции, м3/ч (берется на основании расчета

воздухообмена);

m – масса 1 м3 воздуха при определенных температуре и давлении воз-

духа, кг (приложение 27);

0,31 – количество ккал тепла, необходимого для нагревания 1 кг воздуха

на 10С;

k – коэффициент теплопередачи строительных материалов ограждающих

конструкций, ккал/м2/ч/град (приложения 22-25);

F – площади ограждающих конструкций помещения, м2;

Σ – показатель суммирования всех произведений k × F;

W зд. – количество тепла, которое затрачивается на испарение влаги с ог-

раждающих конструкций, ккал/ч.

Определяют по формуле (28):

Wзд. = Qисп. × 0,595, (28)

где Qисп. – количество водяных паров, испаряющихся с пола и ограждающих

конструкций помещения, г/ч (на основании расчета воздухообмена);

0,595 – количество ккал тепла, расходуемое на испарение 1 г влаги.

При анализе расшифровывают составные компоненты теплового баланса.

Если расход тепла превышает приход, то рассчитывают дефицит тепла (Дф) по формуле (29):

ф) = расход тепла - приход тепла. (29)

Если дефицит тепла составляет 10% и более от прихода тепла, то подбирают теплоустановку для ликвидации дефицита тепла (приложение 29).

Затем делают расчет t0 нулевого теплового баланса, т.е. определяют разность внутренней и наружной температур, при которой приход тепла равен расходу (тепловой баланс нулевой).

Расчетt0 нулевого теплового баланса животноводческого помещения не-обходим для определения предельно низкой наружной температуры воздуха, при которой еще возможна беспрерывная эксплуатация вентиляции, и теплоус-тановку включать не надо.

t0 нулевого баланса рассчитывают по формуле (30):

t0 = (Qж – Wзд.) : (G × 0,31 +∑ k ×ℱ),(30)

где t0 – разность внутренней и наружной температур, при которой баланс

нулевой, т.е. приход тепла равен расходу, град.;

Qж. – свободное тепло, поступающее от животных, находящихся в поме-

щении, ккал/ч;

W зд. – количество тепла, которое затрачивается на испарение влаги с ог-

раждающих конструкций, ккал/ч;

G – количество свежего воздуха, поступающее в помещение через венти-

ляцию в течение 1 часа, кг/ч;

0,31 – кол-во ккал тепла, необходимое для нагревания 1 кг воздуха на 10С;

Σ – показатель суммирования всех произведений k × F;

k – коэффициент теплопередачи строительных материалов ограждающих

конструкций, ккал/м2/ч/град (приложения 22-25);

F – площади ограждающих конструкций помещения, м2.

В заключении расчетной части необходимо провести глубокий анализ полученных данных, сравнив их с нормативными показателями для конкретных видов и половозрастных групп животных, и сформулировать обоснованные и правильные выводы. При отклонении показателей от нормативных величин предлагаются аргументированные пути решения проблем.

Список литературы,

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 - Титульный лист курсовой работы

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Вятская государственная сельскохозяйственная академия»

Биологический факультет

Кафедра зоогигиены, физиологии и биохимии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Гигиена животных»

на тему: «…………………………………………………………….»

Выполнил: курс, группа, специальность,

Ф.И.О. студента

Проверил(а): должность, степень,

Ф.И.О. преподавателя

Регистрационный номер: ______________________

Дата сдачи на проверку: «___» ___________201__г.

Результат проверки: ______________________

Оценка после защиты: ______________________

Киров 201…

Приложение 2 - Параметры микроклимата для помещений крупного рогатого скота

  Показатель   Помещение для привязного и беспривязного содержания коров и молодняка старше года   Родильное отделение Профилакто -рий для телят до 20-суточ- ного возраста Помещение для телят в возрасте (суток)   Помещение
привязное и беспривязное (боксовое) беспривязное на глубокой подстилке   20 - 60   60 - 120 для молодняка в возрасте 4 – 12 мес. для телок старше года и нетелей
Температура, оС (8 – 12) (5 – 8) (14- 18) (16 – 20) (16 – 18) (12 – 18) (8 – 16) 12 (8 – 16)
Относительная влажность, % (50 – 85) (50 – 85) (50 – 85) (60 – 80) (50-85) (50-85) (50-85) (50-85)
Воздухообмен, м3/ч на 1 ц массы: - зимой         -   -   -   -  
- в переходный период - - - -
- летом - - - -
Скорость движения воздуха, м/с - зимой   0,3 – 0,4   0,3 – 0,4   0,2   0,1   0,1   0,2   0,3   0,3
- в переходный период 0,5 0,5 0,3 0,2 0,2 0,3 0,5 0,5
- летом 0,8 – 1,0 0,8 – 1,0 0,5 0,3 – 0,5 0,3 – 0,5 до 1,0 1,0-1,2 0,8-1,0
Воздухообмен на 1 голову, м3/ч: - зимой   -   -   -       20-25     -
- в переходный период - - - 30-40 40-50 40-50 -
- летом - - - 100-120 100-120 -
Допустимый уровень шума, дБ
Допустимая микробная загряз -ненность, тыс. микробных тел в 1 м3 воздуха не более не более не более не более не более не более не более не более
Допустимая концентрация вред ных газов: углекислого, %   0,25   0,25   0,15   0,15   0,15   0,25   0,25   0,25
аммиака, мг/м3 20,0 20,0 10,0 10,0 10,0 15,0 20,0 20,0
сероводорода, мг/м3 10,0 10,0 5,0 5,0 5,0 10,0 10,0 10,0
окиси углерода, мг/м3 2,0 2,0 1,0 1,0 1,0 1,5 1,5 2,0

Примечание: в скобках приведены допустимые колебания температуры и относительной влажности воздуха в помещении. Максимально

допустимая температура воздуха в летний период года для животных всех возрастных групп не должна превышать +25оС,

минимальная относительная влажность – 50%.

Приложение 3 - Параметры микроклимата свиноводческих помещений

  Показатель   Помещения для разных групп животных   Помещения для откорма молодняка    
холостые и легкосупо- росные матки хряки-произ - водители глубокосупо -росные матки подсосные матки поросята в логове ремонтн. молодняк поросята- отъемы-ши  
до 165 суто- чного возр. старше 165 суточ.воз.  
Температура, оС (14-16) (14-16) (16-20) (16-20) (30-22) (15-18) (20-24) (14-20) (12-18)  
Относительная влажность, % (60-85) (60-85) (60-80) (60-80) (60-80) (60-80) (60-80) (60-85) (60-85)  
Воздухообмен, м3/ч на 1 ц массы: - зимой                    
- в переходный период  
- летом  
Скорость движения воздуха, м/с - зимой   0,3   0,2   0,2   0,15   0,15   0,3   0,2   0,2   0,2  
- в переходный период 0,3 0,2 0,2 0,15 0,15 0,3 0,2 0,2 0,2  
- летом до 1,0 до 1,0 до 1,0 до 0,4 до 0,4 до 1,0 до 0,6 до 1,0 до 1,0  
Допустимый уровень шума, дБ  
Допустимая микробная загряз -ненность, тыс. микробных тел в 1 м3 воздуха не более не более не более не более не более не более не более не более не более  
Допустимая концентрация вредных газов: - углекислого, %   0,2   0,2   0,2   0,2   0,2   0,2   0,2   0,2   0,2  
- аммиака, мг/м3  
- сероводорода, мг/м3  
- окиси углерода, мг/м3  

Примечание: в скобках приведены допустимые колебания температуры и влажности воздуха в свинарниках. Температура для поросят-

сосунов должна быть: в первую неделю жизни + 30 0С, во вторую + 260С, в третью + 240С, в четвертую + 220С. К моменту

отъема поросят температура должна достигнуть +220С. Для обогрева поросят рекомендуется применять системы локаль-

ного обогрева. Максимально допустимая температура воздуха в свинарниках в летний период для всех возрастных групп

свиней, кроме поросят-сосунов, не должна превышать +250С, а минимальная относительная влажность - 50%.

Приложение 4 – Нормативные параметры микроклимата в конюшнях для различных возрастных групп лошадей

Показатель Племенные лошади Рабочие лошади
взрослые животные молодняк в тренинге жеребята-отъемыши в денниках в первые дни после выжеребки
Температура, 0С (4-6) (4-8) (6-10) (8-15) (4-6)
Относительная влажность, % (60-85) (60-85) (60-75) (50-75) (60-85)
Скорость движения воздуха, м/с:          
- зимой 0,3 0,2 0,2 0,1 0,3-0,4
- весной и осенью 0,5 0,4 0,3 0,2 0,4-0,6
- летом 1,0 0,8 0,7 0,5 1,0-1,2
Воздухообмен на одну голову, м3/час:          
- зимой -
- весной и осенью -
- летом -
ПДК вредных газов и бактериальной загрязненности:          
- диоксид углерода, % 0,25 0,2 0,2 0,15 0,25
- аммиак, мг/м3
- сероводород, мг/м3
- бактериальная загрязненность, тыс. микр. тел/м3
Освещенность естественная:          
- КЕО, % 0,5 1,0 1,0 1,0 0,25
- СКф. 1 : 10 1 : 10 1 : 10 1 : 10 1 : 20
Освещенность искусственная, лк 150-200 50-100 50-100 50-100 30-50
Производственные шумы, дБ

Примечание: нормы параметров внутреннего воздуха приведены для холодного и переходного периодов, в теплый (летний) период пара-

метры воздуха в помещениях для содержания лошадей не нормируются. При табунном содержании лошадей параметры внут-

реннего воздуха в помещениях основного назначения не нормируются.

Приложение 5 - Параметры микроклимата помещений для овец

Показатели Помещения
для содержания баранов, суягных и холостых маток, ремонтного молод- няка, откормочного поголовья и валухов для ягнения, маток с ягнятами до 10-суточного возраста для содержания маток с ягнятами старше 10-суточного возраста Для содержания ягнят при раздельно-контакт- ном способе выращива- ния
до 45 суток старше 45 суток
Температура, 0С    
Относительная влажность воздуха, %
Воздухообмен на 1 гол., м3/ч: - зимой - в переходный период - летом                    
Скорость движения воздуха, м/с: - зимой - в переходный период - летом     0,3 0,5 0,8     0,2 0,2 0,5     0,3 0,5 0,5     0,2 0,2 0,3     0,3 0,5 0,8
Допустимая микробная загрязненность, тыс. микр. тел в 1 м3 воздуха   не более   не более 50   не более 50   не более   не более
Допустимая концентра- ция вредных газов: - аммиака, мг/м3 - углекислого газа, % - сероводорода, мг/м3     0,25     0,25     0,25     0,25     0,25

Приложение 6 - Температурно-влажностный режим в птицеводческих

помещениях

  Вид и половозрастная группа Расчетная температура в холодный период года, ОС Оптимальная относительная влажность, %
напольное содержание клеточное содержание
в помещении под брудером
Взрослая птица: Куры   16-18   -   16-18   60-70
Индейки - - 60-70
Утки - - 70-80
Гуси - - 70-80
Цесарки - 65-70
Перепела - - 20-22 60-70
Ремонтный молодняк кур в возрасте, нед.: 1 - 4     28-24     35-22     33-24     60-70
5 – 16 (17) 20-22 - 20-22 60-70
Цыплята-бройлеры, крупные мясные цып- лята в возрасте, нед.:   28-26   35-30   32-28   65-70
2 - 3 29-26 25-24 65-70
4 - 6 - 65-70
7 – 8 (10) - 60-70
Молодняк индеек в возрасте, недель:     30-28     37-30     35-32     60-70
2 - 3 28-22 29-25 31-27 60-70
4 - 5 21-19 25-21 26-22 60-70
6 - 17 20-17 - 60-70
18 – 33 (36) - 60-70
Молодняк уток в возрасте, недель:     26-22     31-24     35-26     65-75
2 - 4 25-22 24-20 65-75
5 - 8 - 65-75
9 – 26 (28) - 65-75
Молодняк гусей в возрасте, недель: 1 - 3     26-22         30-22     65-75
4 - 9 20-18 - 20-18 65-75
10 - 39 - 70-80

Приложение 7 - Исходные концентрации вредностей в вытяжном и приточном воздухе в животноводческих поме

Наши рекомендации