Методы анализа информационных потребностей
В процессе анализа информационных потребностей необходимо получить ответы на вопросыкакая информация, кому, когдаив каком виде должна быть представлена? Для достижения указанной цели используют различные методы изучения информационныхпотребностей.
Информационные потребности, как правило, изучают специальные структуры – информационно-аналитические агентства (иногда) этим занимаются специальные подразделения разработчика проектаили даже заказчика.
В соответствии с поставленными ранее вопросами приведем признаки информационного обслуживания (предоставления информации:
1) содержание предоставляемой информации;
2) категории потребителей данной информации;
3) сроки предоставления необходимой информации;
4) форма предоставления данной информации.
Очень нежелательны ситуации, когда потребителю предоставляется недостоверная, неактуальная, нечеткая и (или) неадекватная(ненужная) информация. Такие ситуации могут явиться следствием того, что заказчик существенно завысит оценку своих реальныхинформационных потребностей и разработчик не сможет создатьнадлежащее информационное обеспечение ИС. Следует избегатьи противоположной крайности – стремления «пройти по лезвиюножа», ограничиться минимальными информационными потребностями. Как показывает опыт, необходима некоторая (доизбыточность информации, вовлекаемой в информационное обслуживание потребителей).
Можно указать структуру профессиональных информационныхпотребностей. Хотя специалистам различных предметных областейтребуется информация, различная по содержанию и форме, их информационные потребности обладают сходной структурой. Приведемэти структурные составляющие:
1) текущая и ретроспективная информация. Для принятия оперативных решений в области профессиональной деятельности специалистам необходима актуальная (современная), постоянно обновляемая информация; для анализа ситуаций и выявления закономерностей в процессах специалистам необходимы сведения за прошедшиепериоды времени;
2) узкотематическая и широкотематическая информация. Решение конкретных вопросов и задач в большинстве случаев требуетузкотематической информации, однако при возникновении проблемных ситуаций и нестандартных задач возникает потребностьиспользования широкотематической информации в целях вовлечения в рассмотрение дополнительных факторов и признаков рабочейпредметной области;
3) отраслевая (специализированная) и межотраслевая информация. Этот пункт конкретизирует возможные виды узкотематическихи широкотематических сведений.Отраслевая информация– этоосновное наполнение информационного обеспечения ИС, дополненное межотраслевыми сведениями; она позволяет удовлетворить подавляющую массу информационных потребностей пользователей;
4) фактографическая и концептуальная информация.
Фактографическая информация – это конкретные факты и прецеденты(случаи, служащие примером принятия решений в аналогичных ситуациях), имеющие отношение к задаче, решаемой пользователем.
Концептуальная информация возникает в процессе осмыслениявсех сведений о конкретном предмете, поступающих по разным каналам; в составе информационного обеспечения ИС она может существовать в форме частных мнений и рекомендаций специалистовпредметной области и пользователей данной ИС.
Методы изучения информационных потребностей подразделяются на две группы:
1) косвенные методы, базирующиеся на изучении мнения специалистов в предметной области путем анкетирования, анализа пользовательских ссылок, интервьюирования и т. д. Принято считать, чтоэти методы имеют недостаток – неполноту получаемой информации, обусловленную тем, что личного опыта специалистов может быть недостаточно для решения некоторых задач пользователей;
2) прямые методы, основанные на непосредственном анализе задач, стоящих перед пользователями. Эти методы нацелены на изучение конкретных ситуаций, в которых действуют пользователив результате такого изучения выявляется информация, объективнонеобходимая пользователям ИС.
Раздел 3. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИС