Классификация транспортирующих машин.
В процессе работы приходится перемещать в различных направлениях значительные массы зерна, продукты его переработки и отходы, проводить маневры на подъездных железнодорожных путях, вести погрузку и разгрузку транспортных средств (судов, вагонов, автомобилей), спускать рабочих в силосы и поднимать их по этажам производственных зданий, перемещать материалы, запасные части машин при различных ремонтно-монтажных работах. Проведение этого весьма разнообразного и очень большого объема работ невозможно без специального оборудования, механизирующего труд.
Это оборудование, предназначенное для подъема и перемещения разнообразных тяжестей, можно разбить на две основные группы по характеру грузов и способу их перемещения: на машины грузоподъемные и транспортирующие.
Грузоподъемные машины предназначены для подъема и избирательного перемещения штучных грузов; они работают периодически. К этой группе относят домкраты, тали, лебедки, лифты, краны и тельферы.
Транспортирующие машины предназначены для перемещения массовых грузов. Работают они непрерывно и в определенном направлении. К этой группе относят нории, транспортеры, винтовые транспортеры (шнеки), пневматические установки.
В отдельную группу устройств можно выделить установки самотечного (гравитационного) транспорта: самотечные трубы, лотки, винтовые спуски, рольганги.
Все транспортирующие и грузоподъемные машины, а также установки самотечного транспорта могут быть стационарными и передвижными; перемещать штучные, насыпные грузы или иметь комбинированное назначение, иметь тяговый орган (цепь, лента, канат) или работать без него (шнек); приводиться в движение вручную, иметь тепловой двигатель или быть электрифицированными. Наконец, они могут иметь только какое-нибудь одно специальное назначение (зерновая нория, лебедка для спуска в силосы) или быть универсальными (передвижной ленточный транспортер с плоской лентой).
В отдельных случаях грузоподъемные или транспортирующие машины носят имя изобретателя, конструктора или завода-изготовителя и, как правило, имеют условную марку, содержащую обычно заглавные буквы названия машины и ее паспортную производительность.
Таким образом, для полной характеристики рассматриваемых типов машин приходится называть ряд признаков и, кроме того, название данного типа машины: нория, транспортер, лебедка и т. д.
В элеваторной промышленности доминирующее значение имеет самотечный транспорт и транспортирующие машины, а именно:
- самотечные трубы и лотки - для перемещения зерна и мешков по наклонной плоскости вниз под действием силы тяжести;
- нории - для вертикального подъема зерна;
- подъемники - для вертикального подъема мешков с зерном и мукой;
- ленточные транспортеры - для горизонтального перемещения зерна и мешков или перемещения их с небольшим подъемом;
- скребковые транспортеры - для подгребания зерна и подачи его на другие транспортирующие машины и для транспортирования отходов;
- транспортеры с погруженными скребками - преимущественно для горизонтального транспортирования зерна и других продуктов;
- винтовые транспортеры (шнеки) - для горизонтального перемещения зерна на небольшие расстояния и для транспортирования отходов;
- аэрозольтранспорт и аэрожелоба - для транспортирования зерна и зернопродуктов в псевдоожиженном состоянии;
-пневмотранспортные установки - для транспортирования воздушным потоком зерна, отходов и зернопродуктов преимущественно в вертикальном направлении.
Из грузоподъемных машин применяют:
- катучие лебедки и кран-балки, домкраты, тали для ремонтно-мон-тажных работ;
- лебедки - для производства маневров с вагонами на железнодорожных путях, наклона автомобилей при разгрузке, спуска в силосы, перемещения отпускных телескопических труб, а также при ремонтно-монтажных работах;
- лифты пассажирские и грузо-пассажирские - для перемещения обслуживающего персонала и ремонтных материалов в элеваторах.
Все оборудование, применяемое в элеваторах, складах и семеобра-батывающих предприятиях для транспортирования зерна и зернопродуктов, должно иметь:
- производительность, соответствующую техническим нормам и технологическому процессу;
- минимальный расход энергии и высокий коэффициент полезного действия;
- возможно малые габаритные размеры и небольшую массу и массу движущихся частей;
- простую и надежную в эксплуатации конструкцию и требовать минимального обслуживания;
- устройства для удобного и быстрого регулирования режима работы.
Машина не должна давать потерь зерна, изменять его качество, в частности травмировать его, не пылить в помещение. Для обслуживающего персонала машина должна быть полностью безопасной и при внезапной остановке двигателя не совершать обратного хода.
В машинах после окончания работы не должно быть остатка зерна во избежание смешивания его с зерном другой партии.
Передвижные транспортирующие машины желательно иметь самоходными, кроме того, они должны быть устойчивыми, маневренными и легко передвигаться или перемещаться; размеры их обязательно увязывают с внутренними габаритными размерами тех зданий, сооружений и судов, где их будут применять. Машины должны быть приспособлены для работы вне производственных помещений и при неблагоприятных климатических условиях.
Транспортирующие машины все время и неуклонно совершенствуются. В этом заслуга не только специалистов-конструкторов и специалистов МИС, но и работников элеваторов, а также семеочистительных предприятий. Особенно много сделано для механизации операции погрузки-разгрузки и транспортирования зерна и зернопродуктов.
Транспортирующие машины и механизмы предназначены для горизонтального и слабонаклонного перемещения на большие расстояния штучных и сыпучих грузов и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
По принципу действия транспортирующие машины подразделяются на механизмы непрерывного действия (конвейеры) и механизмы периодического действия (электрические и карбюраторные тележки, тележки без двигателя, а также гравитационные устройства).
В торговле применяют конвейеры преимущественно трех типов: ленточные, пластинчатые и роликовые. Каждый из этих типов конвейеров выпускается стационарным и передвижным.
Рисунок 2.7.1 Стационарный ленточный конвейер KJI-1:
J - приводной барабан; 2 - резиновая лента; 3 - груз; 4 - верхние опорные ролики; 5 - натяжной барабан; 6 - натяжной механизм; 7 - нижние опорные ролики.
Стационарный ленточный конвейер (KЛ-1 и др.) состоит из следующих узлов :
- приводного 1 и натяжного 5 барабанов;
- замкнутой бесконечной резиновой ленты 2 шириной 400, 500 или 650. мм, охватывающей приводной и натяжной барабаны и являющейся одновременно тяговым и грузонесущим устройством;
- верхних опорных роликов 4, поддерживающих ленту и груз 3;
- нижних опорных роликов 7, поддерживающих нижнюю ветвь ленты;
- натяжного механизма 6, создающего натяжение ленты;
- электропривода, электроприборов (автоматического выключателя, кнопочного поста, магнитного пускателя и др.), обеспечивающих движение ленты в обоих направлениях.
Все части конвейера собраны в металлическом корпусе, состоящем из отдельных секций. На торговых предприятиях применяют стационарные ленточные конвейеры длиной 5-20 м со скоростью движения ленты 0,4 м/с. Для перемещения штучных грузов устанавливают ленточные конвейеры с плоской лентой, для перемещения насыпных грузов (картофеля, овощей и др.) - конвейеры с желобчатой лентой (КЛЖ-0,5 и др.).
Конвейеры пластинчатые (КП-55 и др.) в отличие от ленточных имеют грузонесущее устройство в виде трубчатого настила шириной 500 мм, закрепленного на двух бесконечных цепях. С помощью электропривода цепи движутся параллельно друг другу, огибая приводной и натяжной барабаны. К каждой седьмой трубе настила прикреплена упорная пластина, предохраняющая грузы от соскальзывания при наклонном положении конвейера. Конвейер снабжен приемной площадкой, на которую грузы поступают с настила. По сравнению с ленточными пластинчатые конвейеры применяют для более тяжелых грузов. Общая масса одновременно находящихся на них грузов не должна превышать 420 кг. Конвейеры могут работать при наклоне до 45°. Выпускают конвейеры длиной от 4 до 40 м.
Рисунок 2.7.2 Конвейер пластинчатый КП-55.
Конвейеры ленточные передвижные (КНЛП-5 и др.) сходны со стационарными конвейерами. Отличие состоит в том, что в передвижных конвейерах резинотканевая лента вместе с барабанами и опорными роликами собрана на подъемной стреле. Стрела укреплена шарнирно на четырехколесной тележке (с двумя поворотными колесами). Наклон стрелы регулируют в пределах до 37° с помощью специального механизма. В рабочем положении конвейер закрепляют на месте эксплуатации с помощью четырех винтовых упоров. Передвижные ленточные конвейеры выпускают длиной от 5 до 20 м с лентой шириной 400, 500 и 650 мм.
Рисунок 2.7.3 Конвейер ленточный передвижной КНЛП-5.
Таблица 2.7.1 Технические характеристики ленточных и пластинчатых конвейеров.
Тип | Производительность, т/ч | Скорость движения ленты, м/с | Мощность электродвигателя, кВт | Габаритные размеры, мм | Масса, кг |
КЛ-1 | 0,4 | 1,7 | 4000x720x810 | ||
КП-55 | 0,3 | 1,5 | 5260 х 680 х 760 | ||
КНЛП-5 | 0,48 | 3,2 | 5620 х 680 х 840 | ||
КЛЖ-0,5 | 0,3 | 1,5 | 3400 х 600 х 720 |
Складывающийся передвижной ленточный конвейер КНПС-4 предназначен для перемещения грузов, упакованных в тару, при погру-зочно-разгрузочных работах в торговых организациях и на складах.
Конвейер состоит из тележки, складывающейся стрелы с приводным и натяжным барабанами, электропривода и ручного гидравлического насоса.
Сварная рама тележки опирается на три колеса: два неповоротных и одно рояльного типа. Для устойчивости конвейера во время работы выставляются аутригеры.
Стрела конвейера шарнирно укреплена на одном конце тележки и может быть установлена при помощи двух гидравлических цилиндров под любым углом к горизонтали в пределах от 12 до 37°. Угол наклона стрелы изменяют с помощью ручного гидравлического насоса. Стрела опускается нажатием кнопки спускового клапана насоса. В средней части стрелы имеется шарнир, позволяющий складывать ее части во время транспортирования или хранения конвейера после окончания работы.
Перед началом работы верхнюю часть стрелы конвейера устанавливают в рабочем положении и обе половины стрелы скрепляют винтами и специальными гайками.
Конвейером управляют с кнопочных станций, находящихся с правой и левой его сторон. На ленте через каждые 2 м укреплены упоры, препятствующие скольжению груза при больших углах наклона
Стрелы конвейера. Ленту натягивают, передвигая натяжной барабан винтами, а цепь - передвигая плиту, на которой смонтирован привод.
Техническая характеристика конвейера КНПС-4:
Производительность, т/ч.........................................50
Общая масса единичных грузов, находящихся
на рабочей ветви конвейера, кг................................120
Скорость движения ленты, м/с .....................................0,48
Ширина ленты, мм.............................................400
Высота разгрузки груза, мм
наибольшая ..............................................2900
наименьшая ..............................................13 00
Электродвигатель:
тип .................................................АОЛ-32-4
мощность, кВт...............................................1
число оборотов в минуту....................................1410
Расстояние между центрами барабанов, мм........................4000
Габаритные размеры в рабочем положении, мм:
длина ...................................................4100
ширина...................................................700
высота..............................................1300-2900
Габаритные размеры в сложенном виде, мм:
длина ...................................................2340
ширина...................................................700
высота...................................................1025
Масса, кг ................................................... 290.
Роликовые конвейеры относятся к гравитационным механизмам. Они состоят из стационарного или передвижного металлического корпуса, на котором закреплены трубчатые или дисковые ролики. Конвейеры собирают из отдельных прямых секций длиной до 3 м (КРД-3) и радиальных секций - для поворотов на 45, 30, 15° (соответственно КРД-45, КРД-30, КРД-15) и др.
Роликовые конвейеры бывают приводные и неприводные. На складах обычно используются неприводные, которые предназначаются для перемещения штучных и затаренных грузов в горизонтальной плоскости или под небольшим углом. Грузы, имеющие сложную конфигурацию или в мягкой таре, перемещаются на специальных площадках или поддонах. На горизонтальном конвейере груз перемещается при помощи усилия рабочего, на наклонном - под действием собственного веса. При транспортировании грузов в деревянной таре уклон принимается 3-2°, на металлических поддонах -2-2,5°.
Роликовые конвейеры, как отмечалось, могут иметь криволинейные секции. Радиус поворота составляет для однорядных секций 1, 25-2,5 м, а для двухрядных - 1,6-3,1 м. В последнее время находят применение складные передвижные секционные роликовые конвейеры (см. рис. 1.16, б). Их преимущество состоит в том, что в нерабочем положении они складываются и занимают мало места. На складах могут применяться также переносные дисковые конвейеры.
Производительность конвейеров - основной эксплуатационный показатель, характеризующий количество груза, перемещаемого в течение 1 ч. Производительность конвейеров (QK) зависит от скорости движения транспортирующей части (лента, настил) и массы груза, уложенного на 1 пог. метр транспортирующей части,
т. е. в общем случае QK = V • q.
При транспортировке штучных грузов с одинаковой массой единицы груза часовая производительность конвейера будет равна.
На предприятиях торговли активно используются электрические и ручные тележки в качестве машин и механизмов безрельсового транспорта. Они предназначены для горизонтального и слабонаклонного транспортирования упакованных грузов в складских помещениях торговых предприятий.
Тележки электрические (электрокары) ЭТ-550М; ЭТ-1040; ЭТ-2040; ЭК-2Б и др. служат для перемещения тарных и штучных грузов на расстояние до 1000 м в помещениях складов, крупных магазинов и на открытых площадках с твердым покрытием. В торговле наиболее распространены электротележки грузоподъемностью 1 и 2 т со скоростью передвижения от 10 до 20 км/ч.
Рисунок 2.7.4 Тележка электрическая с неподвижной грузовой платформой ЭТ-2040.
Электротележка состоит из корпуса (шасси), двух передних управляемых колес, двух задних ведущих колес, электропривода, аккумуляторной батареи, рулевого управления, тормозов и электроприборов. Электротележки типа ЭТ имеют сиденья для водителя и грузчика или сопровождающего работника и рулевое управление автомобильного типа. В электротележках типа ЭК предусмотрены подножка для водителя и рычажное рулевое управление.
Электротягачи (АТ-60 и др.) применяют для горизонтального перемещения прицепных тележек и тары-оборудо-вания на колесах . Общая масса перевозимых грузов - не более 1500 кг. Скорость движения с грузом - не более 4 км/ч.
Рисунок 2.7.5 Электротягач АТ-60.
Для определения производительности погрузочно-разгрузочных и штабелирующих машин подсчитывают их фактическую среднюю производительность за расчетный период, исходя из средних нагрузок, средних расстояний перемещения грузов и средних скоростей движения машин.
Платформенные электротележки служат для перемещения различных грузов на расстояние более 1000 м как внутри, так и вне склада. Платформенные электротележки изготавливаются различных модификаций: без кабины с бортами, без кабины и бортов, с кабиной и бортами.
Рисунок 2.7.6 Платформенная электротележка ЭТ-2047. А.
Техническая характеристика электротележки ЭТ-2047А:
Номинальная грузоподъемность, кг ..............................2000
Максимальная скорость, км/ч:
с грузом ...................................................17
без груза....................................................19,2
Минимальный радиус поворота, мм..............................3300
Ширина рабочего проезда при повороте на 90°
в пересекающих проездах, мм...................................2800
Габаритные размеры, мм:
длина ...................................................3440
ширина..................................................1560
высота с кабиной..........................................1600
высота без кабины.........................................1980.
Для транспортирования грузов в упаковке самое широкое применение находит малая механизация - ручные тележки (рис. 13.7.7). Они подразделяются на тележки с неподвижной платформой (или вилами) и с подъемным грузозахватным органом. В зависимости от назначения грузовые тележки выпускаются грузоподъемностью от 50 до 3000 кг.
Рисунок 2.7.7 Тележки ручные: 1 - ТГ-130; 2 - ТГ-250; 3 - ТО-Ю; 4 - ТГ-1000; 5 - ТГВ-1250М.
Каждый тип тележек имеет буквенно-цифровую индексацию, где буквы указывают назначение, а цифры - грузоподъемность. Например, индексация ТГВ-500М указывает на то, что это тележка грузовая с подъемными вилами, грузоподъемностью 500 кг, модернизированная. Вилы тележки поднимаются плунжерным гидравлическим насосом на высоту до 125 мм от поверхности пола.
Тележки ручные с подъемными вилами ТГВ-1250М и др. применяют для погрузки, разгрузки, перемещения и штабелирования грузов, уложенных на поддоны и в тару-оборудование на стоечных опорах.
Тележка состоит из корпуса, двух вил, двух передних поворотных и двух задних неповоротных колес и подъемного механизма с рукояткой. Рукоятка служит для управления подъемным механизмом и движением тележки. Тележку с опущенными вилами подводят под тару-оборудование или поддон и делают несколько качений (не более 10) рукояткой тележки. Подъемное устройство приподнимает раму с вилами, а вместе с ней и груз. После остановки тележки на месте разгрузки нажимают на рычаг выключения подъемного механизма, установленный на рукоятке. При этом рама с вилами плавно опускается до крайнего нижнего положения, при котором тележку свободно выкатывают из-под тары-оборудования или поддона.
Тележка ТГ-500 состоит из сварной металлической рамы и откидной ручки, шарнирно прикрепленной к оси передних колес. Рама имеет деревянный настил, образующий платформу высотой 115 мм, что облегчает размещение груза. Передние колеса поворотные, а задние - неповоротные.
Разгрузочные передвижные устройства УРП-1500, УРП-1500М (рис. 13.7.8) и другие предназначены для погрузки и выгрузки тары-оборудования из кузова автомобиля без грузоподъемного борта, ее перемещения на небольшие расстояния и штабелирования.
Передвижное разгрузочное устройство состоит из корпуса 3 с поручнями 5 для перемещения вручную, двух поворотных 7 и двух неповоротных 9 колес, электропривода, подключаемого к трехфазной электросети, электроприборов и грузоподъемного механизма с вилочным захватом 1 или съемной площадкой 10.
Управляют данным грузоподъемным механизмом при помощи кнопочного поста с кнопками «Вверх», «Вниз» и «Стоп». Высота подъема груза - до 1,5 м, грузоподъемность - 450 кг. Устройство УРП-1500М комплектуют съемной площадкой для погрузки-разгруз-ки тары-оборудования на колесах.
Рисунок 2.7.8 Устройства разгрузочные передвижные:
а - УРП-1500; б - УРП-1500М: 1 - вилы грузоподъемные; 2 - грузоподъемный механизм; 3 - корпус; 4 - цепь роликовая; 5 - поручни; 6 - кабель; 7 - колесо поворотное; 8 - основание; 9 - колесо неповоротное; 10 - площадка разгрузочная съемная.
Смесительное оборудование.