Виды и характер износа деталей.
Виды износа различают в соответствии с существующими видами изнашивания - механическое (абразивное, усталостное), коррозионное и др.
Механический износ является результатом действия сил трения при скольжении одной детали по другой. При этом виде износа происходит истирание (срезание) поверхностного слоя металла и искажение геометрических размеров у совместно работающих деталей. Износ этого вида чаще всего возникает при работе таких распространенных сопряжений деталей, как вал - подшипник, станина - стол, поршень - цилиндр и др. Он появляется и при трении качения поверхностей, так как этому виду трения неизбежно сопутствует и трение скольжения, однако в подобных случаях износ бывает очень небольшим.
Степень и характер механического износа деталей зависят от многих факторов:
- физико-механических свойств верхних слоев металла; условий работы и характера взаимодействия сопрягаемых поверхностей;
- давления; относительной скорости перемещения;
- условий смазывания трущихся поверхностей;
- степени шероховатости последних и др.
Наиболее разрушительное действие на детали оказывает абразивное изнашивание, которое наблюдается в тех случаях, когда трущиеся поверхности загрязняются мелкими абразивными и металлическими частицами. Обычно такие частицы попадают на трущиеся поверхности при обработке на станке литых заготовок, в результате изнашивания самих поверхностей, попадания пыли и др. Они длительное время сохраняют свои режущие свойства, образуют на поверхностях деталей царапины, задиры, а также, смешиваясь с грязью, выполняют роль абразивной пасты, в результате действия которой происходит интенсивное притирание и изнашивание сопрягаемых поверхностей. Взаимодействие поверхностей деталей без относительного перемещения вызывает смятие металла, что характерно для шпоночных, шлицевых, резьбовых и других соединений. Механический износ может вызываться и плохим обслуживанием оборудования, например нарушениями в подаче смазки, недоброкачественным ремонтом и несоблюдением его сроков, мощностной перегрузкой и т. д.
Во время работы многие детали машин (валы, зубья зубчатых колес, шатуны, пружины, подшипники) подвергаются длительному действию переменных динамических нагрузок, которые более отрицательно влияют на прочностные свойства детали, чем нагрузки статические.
Усталостный износ является результатом действия на деталь переменных нагрузок, вызывающих усталость материала детали и его разрушение. Валы, пружины и другие детали разрушаются вследствие усталости материала в поперечном сечении. При этом получается характерный вид излома с двумя зонами - зоной развивающихся трещин и зоной, по которой произошел излом. Поверхность первой зоны гладкая, а второй - с раковинами, а иногда зернистая.
Усталостные разрушения материала детали не обязательно должны сразу привести к ее поломке. Возможно также возникновение усталостных трещин, шелушения и других дефектов, которые, однако, опасны, так как вызывают ускоренный износ детали и механизма. Для предотвращения усталостного разрушения важно правильно выбрать форму поперечного сечения вновь изготовляемой или ремонтируемой детали: она не должна иметь резких переходов от одного размера к другому. Следует также помнить, что грубо обработанная поверхность, наличие рисок и царапин могут стать причиной возникновения усталостных трещин.
Износ при заедании возникает в результате прилипания («схватывания») одной поверхности к другой. Это явление наблюдается при недостаточной смазке, а также значительном давлении, при котором две сопрягаемые поверхности сближаются настолько плотно, что между ними начинают действовать молекулярные силы, приводящие к их схватыванию.
Старение материалов.
Как вы уже, наверное, убедились, с помощью современных технических средств еще нельзя полностью подчинить себе процесс изнашивания. Для этого нам не хватает надежного прогнозирования поведения материалов при изнашивании, особенно срока службы в зависимости от характера нагрузок. Необходимо также создать предпосылки для свободного выбора подходящих пар трения. Для прогнозирования явлений износа необходимо его полное математико-статистическое моделирование, над чем сейчас интенсивно работают ученые всего мира.
При создании будущих, почти не требующих ухода пар трения ожидается следующее:
- материалы, которые при взаимодействии с окружающей средой сами себя постоянно «лечат», то есть компенсируют потери материала;
- материалы, строящиеся по принципу композиций, причем основными являются твердые вещества-силикаты, пластмассы и самосмазывающиеся материалы-в основном в комбинации с металлами;
- эффективные смазочные материалы, особенно синтетические масла или водные дисперсии определенного,
- узкого назначения, достаточно долговечные и недорогие (следует также ожидать, что они в зависимости от температуры в зоне контакта будут программированно вводиться в места, подлежащие смазке).
Одним из первых решений этого вопроса является использование в технологии так называемого эффекта Гаркунова, известного советского ученого. Этот эффект встречается преимущественно в парах бронза-сталь или латунь-сталь и состоит в том, что на местах контакта под действием трения происходит самостоятельный избирательный перенос меди на стальную поверхность. Возникающий при этом слой меди, толщиной 0,1 мкм уменьшает износ. В качестве смазки используется глицерин, что ускоряет образование атомов водорода и помогает избежать возникновения очагов окисления. Необходимая для процесса медь из бронзы или латуни путем самостоятельного анодного растворения переходит в глицерин и диспергируется там. При этом срок службы металлической пары увеличивается в сто раз.