Определение износа амтс, его деталей и оборудования

5.1 При определении стоимости восстановительного ремонта АМТС с учетом износа под износом следует понимать количественную меру физического старения АМТС и его элементов, достигнутого в результате эксплуатации, т.е. эксплуатационный износ.

5.2 В общем случае эксплуатационный износ АМТС Иэ рас-считывается по формуле

Иэ = И1 х П + И2 х Д [ % ] , ( 5.1 )

где И1 -усредненный показатель износа на 1 000 км пробега, %;

П -общий пробег (фактический или расчетный) с даты выпуска

(после капитального ремонта) до момента, на который

определяется износ, тыс. км, с точностью до 0,1;

И2 - усредненный показатель износа (старения) за 1 год

эксплуатации, %

Д- период времени с даты выпуска (после капитального ремонта) до

момента, на который определяется износ, лет, с точностью до 0,1.

5.3. Для прицепного состава, спецтехники, спецоборудования, другой техники, для которой не представляется возможным установить фактический пробег или режим эксплуатации предполагает длительную работу в стационарном режиме, или учет наработки ведется в мото-часах, эксплуатационный износ Иэ рассчитывается по формуле:

Иэ = И2хД [%], ( 5.2 )

где И2 - усредненный показатель износа (старения) за 1 год

эксплуатации, %;

Д - период времени с даты выпуска (после капитального

ремонта) до момента, на который определяется износ, лет.

5.4. Для стандартных деталей АМТС и стандартного оборудования (кроме шин и аккумуляторных батарей), входящих в серийную комплектацию и установленных на предприятии-изготовителе, а также для деталей АМТС и оборудования, не входящего в серийную комп- лектацию, но установленных на предприятии-изготовителе дополни-тельно (опции по заказу), эксплуатационный износ рассчитывается по формуле, используемой для определения износа АМТС.

5.5. Для деталей и оборудования (стандартных и нестандартных) с отличающимся сроком эксплуатации эксплуатационный износ рассчитывается по формуле, используемой для определения износа АМТС, с учетом их индивидуального срока эксплуатации, если имеются документы, подтверждающие дату их приобретения (установки), или заводская маркировка с указанием даты выпуска изделия. В противном случае эксплуатационный износ рассчитывается по формуле, ис-пользуемой для определения износа АМТС, без учета индивидуального срока эксплуатации, т.е. эксплуатационный износ принимается равным износу АМТС.

5.6. При определении износа капитально отремонтированного агрегата или узла считается, что его ресурс после ремонта составляет 80% ресурса нового агрегата или узла. Поэтому износ агрегатов или узлов, которые ранее в процессе эксплуатации подвергались капитальному ремонту (имеются соответствующие маркировки, подтверждающие документы о приобретении новых комплектующих и/или проведении работ), рассчитывается индивидуально по формуле:

Иэ кр = Иэ + 20 [ % ] ( 5.3 )

5.7. Усредненные значения показателей И1 и И2 принимаются из приложений 2 и 3 (таблицы 2.2 - 2.6, 3.7 - 3.9).

5.8. Значение показателя И2 для прицепов к легковым автомобилям - 6%, для прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям – 9%.

5.9. В общем случае пробег АМТС определяется на момент осмотра (происшествия) по показаниям исправного спидометра с учетом периода обнуления показаний.

5.10. В случаях когда не представляется возможным установить показания спидометра или пробег по показаниям спидометра вызывает сомнения (спидометр неисправен, в процессе эксплуатации заменялся, подвергался ремонту, повлекшему изменение показаний, показания изменялись принудительно, владельцем приобретено бывшее в употреблении АМТС и т.п.), необходимо использовать значения среднего суммарного пробега на момент происшествия (из справочной литературы) или значения расчетного пробега Прасч на момент происшествия по среднегодовому пробегу Псг (приложение 4, таблицы 4.10 - 4.12):

П = Прасч = Псг х Д [ тыс.км ] ( 5.4 )

где Псг - среднегодовой пробег, тыс. км;

Д - период времени с даты выпуска (после капитального ремонта) до

момента, на который определяется износ, лет.

5.11. В случаях когда с момента происшествия до момента про-ведения экспертизы прошло длительное время и АМТС эксплуатировалось после происшествия, когда экспертиза проводится по документам, необходимо принимать во внимание данные из документов, представленных для исследования. Однако если данные о пробеге вызывают сомнения и нет юридической оценки достоверности этих данных, то эксперт вправе использовать значение расчетного пробега согласно п. 5.10.

5.12. В отдельных случаях, когда с момента происшествия до момента проведения экспертизы прошло время и АМТС эксплуатировалось после происшествия, при этом пробег АМТС на момент осмотра (проведения экспертизы) не вызывает сомнений, допускается рассчитывать пробег АМТС на момент происшествия исходя из фактического среднегодового пробега Псг факт:

Псг = Псг факт = Посмосм [ тыс.км ] ( 5.5 )

где Посм -общий пробег на момент осмотра (проведения экспертизы), тыс. км;

Досм -период времени с даты выпуска (после капитального ремонта)

до момента осмотра (проведения экспертизы), лет

5.13. При наличии учетных документов на АМТС необходимо принимать во внимание сведения о пробеге (наработке), содержащиеся в них.

5.14. Период времени с даты выпуска АМТС (после капитального ремонта) до момента, на который рассчитывается износ (момент происшествия, момент осмотра и т.д.), определяется в годах с точностью до одного знака после запятой. Если дата выпуска АМТС неизвестна, то в расчете за дату выпуска может приниматься начало срока эксплуатации. Если известен только год выпуска, то за начало срока эксплуатации условно принимается первое января модельного года, в котором выпущено АМТС (если модельный год известен), или первое января года выпуска (если модельный год неизвестен). В случаях когда известен месяц выпуска (начала эксплуатации), за дату выпуска (начала эксплуатации) принимается первое число этого месяца.

5.15. Если год выпуска также неизвестен, то о сроке эксплуатации можно судить лишь приблизительно по косвенным показателям: маркировки на агрегатах, узлах и деталях АМТС, период производства данной модели (модификации). В этом случае эксплуатационный износ может быть установлен экспертом приблизительно.

5.16. В случаях когда расчетный эксплуатационный износ Иэ не соответствует техническому состоянию АМТС, эксперт вправе скорректировать (увеличить или уменьшить с обязательным обоснованием) расчетный эксплуатационный износ, превышающий 50%, и установить его значение исходя из технического состояния АМТС. При этом скорректированный эксплуатационный износ не должен быть менее 50%.

5.17. Рекомендуется считать, что предельный эксплуатационный износ не должен превышать 90% для АМТС, находящихся или находившихся до момента происшествия в эксплуатации.

5.18. В случаях когда состояние отдельных деталей АМТС, по-врежденных в результате происшествия, значительно отличается от общего состояния АМТС, можно скорректировать эксплуатационный износ этих деталей (см. пп. 5.16, 5.17, например: сквозная коррозия кузовных элементов; трещины, сколы стеклянных, пластмассовых деталей; деформации и/или частичное разрушение элементов; следы ремонта, не относящиеся к данному происшествию; замена деталей в процессе эксплуатации, если их износ значительно отличается от общего износа АМТС).

5.19. В связи с невозможностью учесть индивидуальный эксп-луатационный износ для быстроизнашивающихся деталей и узлов, которые в процессе эксплуатации могут заменяться неоднократно, их износ следует принимать равным износу АМТС.

5.20. Эксплуатационный износ шин и аккумуляторных батарей определяется по специальным методикам, приведенным в приложениях 6 и 7 соответственно.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ АМТС

Наши рекомендации