Создание специализированных баз данных удаленного доступа по услугам сопровождения инновационной деятельности.

Содействие созданию экспертно-консалтинговых организаций, оказывающих услуги по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, технологическому аудиту.

Поддержка создания тренинг–центров, осуществляющих информационно-консультационно-тренинговые функции, как в виде самостоятельной сети центров, так и при вузах.

Создание системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере и связанного с ним процесса формирования инновационной культуры в научном и бизнес-сообществах.

Разработка перечня квалификационных требований к специалистам в области инновационной деятельности.

Формирование государственного заказа на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области инновационной деятельности для работников государственных научных и образовательных учреждений.

Организация обязательного обучения сотрудников государственных учреждений образования и науки в форме профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инновационного менеджмента.

Развитие сети Центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки в инновационной сфере при лицензированных в этой области вузах, обучение преподавателей и подготовка учебно-методических материалов.

Реализация программ поддержки обучения персонала компаний новым технологиям.

Программная часть

Программная часть включает:

реализацию раздела развития инновационной инфраструктуры ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг.;

разработку и реализацию с 2007 г. федеральной целевой программы «Научно-технологическая база России», включающей мероприятия по созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры;

реализацию программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

реализацию Федеральной программы развития образования в части обучения (переподготовки) специалистов высшей квалификации в сфере интеллектуальной собственности

Целевые индикаторы

 
1. Число малых предприятий в отрасли «Наука и научное обслуживание» (тысяч)      
инерционная динамика 22,1 21,6 20,2
с учетом реализации стратегии 22,1 22,1 30,0
2. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции малых предприятий (%)      
инерционная динамика 0,4 0,5 0,6
с учетом реализации стратегии 0,4 0,5 0,9
3. Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов (млрд. руб.)      
инерционная динамика 9,0 13,0 31,0
с учетом реализации стратегии 9,0 25,0 125,0
4. Объем продукции (услуг), реализованной организациями инновационной инфраструктуры (млрд. руб.)      
инерционная динамика 5,5 13,5 22,0
с учетом реализации стратегии 5,5 17,5 50,0


Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности

Подзадачи:

(1) развитие институциональных условий для расширения трансфера знаний и технологий, их капитализации на уровне организаций;

(2) обеспечение эффективной защиты прав на интеллектуальную собственность;

(3) обеспечение учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств, контроля за их использованием и стимулирование использования новейших отечественных разработок;

Ключевые проблемы

§ Несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы создания, охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности и использования современных научно-технических разработок в производстве, ее фискальная направленность обуславливают увод результатов интеллектуальной деятельности в сферу «теневой экономики».

§ Низкая эффективность системы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, слабо развитая правоприменительная практика в области защиты законных прав владельцев объектов промышленной собственности и пресечения выпуска контрафактной продукции дестимулируют патентную активность.

§ Нехватка квалифицированных менеджеров, специалистов-патентоведов и юристов для реализации эффективной политики использования результатов интеллектуальной деятельности в научных организациях и на предприятиях ограничивает вовлечение прав на результаты интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.

Основные меры

1. Создание гармонизированной нормативно-правовой базы использования и защиты интеллектуальной собственности.

Внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и специальные федеральные законы, регламентирующие вопросы правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, в части закрепления системообразующих правовых норм об интеллектуальной собственности и особенностей регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением бюджетных средств и частных инвестиций.

Разработка и принятие Федерального закона «О передаче технологий», который должен урегулировать отношения, связанные с «обременениями» прав на объекты интеллектуальной собственности, передачей прав на такие объекты и использованием объектов интеллектуальной собственности.

Развитие на основе принятого Федерального закона 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ
«О коммерческой тайне» нормативной правовой базы в области регулирования охраны и защиты коммерческой тайны, в том числе секретов производства (ноу-хау). Это создаст благоприятный климат для предпринимательской деятельности в наукоемком секторе экономики и будет способствовать ускорению темпов перехода страны на инновационный путь развития. Особое значение данная нормативная база имеет для научно-технической сферы, поскольку позволит существенно увеличить объем нематериальных активов организаций, выполняющих исследования и разработки, и расширить легальный рынок интеллектуальной собственности.

Совершенствование системы трудовых отношений работников и работодателей в части регламентации прав, обязанностей и ответственности в вопросах сохранения коммерческой тайны, неразглашения конфиденциальной информации и «ноу-хау».

Наши рекомендации