Создание специализированных баз данных удаленного доступа по услугам сопровождения инновационной деятельности.
Содействие созданию экспертно-консалтинговых организаций, оказывающих услуги по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, технологическому аудиту.
Поддержка создания тренинг–центров, осуществляющих информационно-консультационно-тренинговые функции, как в виде самостоятельной сети центров, так и при вузах.
Создание системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере и связанного с ним процесса формирования инновационной культуры в научном и бизнес-сообществах.
Разработка перечня квалификационных требований к специалистам в области инновационной деятельности.
Формирование государственного заказа на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области инновационной деятельности для работников государственных научных и образовательных учреждений.
Организация обязательного обучения сотрудников государственных учреждений образования и науки в форме профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инновационного менеджмента.
Развитие сети Центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки в инновационной сфере при лицензированных в этой области вузах, обучение преподавателей и подготовка учебно-методических материалов.
Реализация программ поддержки обучения персонала компаний новым технологиям.
Программная часть
Программная часть включает:
реализацию раздела развития инновационной инфраструктуры ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг.;
разработку и реализацию с 2007 г. федеральной целевой программы «Научно-технологическая база России», включающей мероприятия по созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры;
реализацию программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
реализацию Федеральной программы развития образования в части обучения (переподготовки) специалистов высшей квалификации в сфере интеллектуальной собственности
Целевые индикаторы
1. Число малых предприятий в отрасли «Наука и научное обслуживание» (тысяч) | |||
инерционная динамика | 22,1 | 21,6 | 20,2 |
с учетом реализации стратегии | 22,1 | 22,1 | 30,0 |
2. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции малых предприятий (%) | |||
инерционная динамика | 0,4 | 0,5 | 0,6 |
с учетом реализации стратегии | 0,4 | 0,5 | 0,9 |
3. Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов (млрд. руб.) | |||
инерционная динамика | 9,0 | 13,0 | 31,0 |
с учетом реализации стратегии | 9,0 | 25,0 | 125,0 |
4. Объем продукции (услуг), реализованной организациями инновационной инфраструктуры (млрд. руб.) | |||
инерционная динамика | 5,5 | 13,5 | 22,0 |
с учетом реализации стратегии | 5,5 | 17,5 | 50,0 |
Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности
Подзадачи:
(1) развитие институциональных условий для расширения трансфера знаний и технологий, их капитализации на уровне организаций;
(2) обеспечение эффективной защиты прав на интеллектуальную собственность;
(3) обеспечение учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств, контроля за их использованием и стимулирование использования новейших отечественных разработок;
Ключевые проблемы
§ Несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы создания, охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности и использования современных научно-технических разработок в производстве, ее фискальная направленность обуславливают увод результатов интеллектуальной деятельности в сферу «теневой экономики».
§ Низкая эффективность системы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, слабо развитая правоприменительная практика в области защиты законных прав владельцев объектов промышленной собственности и пресечения выпуска контрафактной продукции дестимулируют патентную активность.
§ Нехватка квалифицированных менеджеров, специалистов-патентоведов и юристов для реализации эффективной политики использования результатов интеллектуальной деятельности в научных организациях и на предприятиях ограничивает вовлечение прав на результаты интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
Основные меры
1. Создание гармонизированной нормативно-правовой базы использования и защиты интеллектуальной собственности.
Внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и специальные федеральные законы, регламентирующие вопросы правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, в части закрепления системообразующих правовых норм об интеллектуальной собственности и особенностей регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением бюджетных средств и частных инвестиций.
Разработка и принятие Федерального закона «О передаче технологий», который должен урегулировать отношения, связанные с «обременениями» прав на объекты интеллектуальной собственности, передачей прав на такие объекты и использованием объектов интеллектуальной собственности.
Развитие на основе принятого Федерального закона 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ
«О коммерческой тайне» нормативной правовой базы в области регулирования охраны и защиты коммерческой тайны, в том числе секретов производства (ноу-хау). Это создаст благоприятный климат для предпринимательской деятельности в наукоемком секторе экономики и будет способствовать ускорению темпов перехода страны на инновационный путь развития. Особое значение данная нормативная база имеет для научно-технической сферы, поскольку позволит существенно увеличить объем нематериальных активов организаций, выполняющих исследования и разработки, и расширить легальный рынок интеллектуальной собственности.
Совершенствование системы трудовых отношений работников и работодателей в части регламентации прав, обязанностей и ответственности в вопросах сохранения коммерческой тайны, неразглашения конфиденциальной информации и «ноу-хау».