Позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике

Выбор и согласование с партнерами в рамках СНГ приоритетных направлений научного взаимодействия.

Развитие международных академических ассоциаций, в частности в рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров.

Содействие практической реализации инициатив в сфере развития науки «Большой восьмерки», в частности, в рамках осуществления Эвианского Плана действий «Наука и техника в целях развития».

Формирование концепции общего пространства науки и образования Россия - ЕС и перспективного плана действий ее реализации, разработка гармонизированной нормативно-правовой базы.

Проведение консультаций с ЕС по отработке новых, более выгодных для России форм и механизмов взаимодействия с ЕС в рамках 7-й Рамочной программы, рассчитанной на 2006-2009 годы.

Расширение практики государственного софинансирования реализации донорских научных программ, формирование «треугольника международного сотрудничества»: зарубежные доноры – Минобрнауки России – российские доноры.

Обучение научному администрированию с использованием российского и зарубежного опыта, механизмам привлечения средств для проведения исследований из различных международных научных фондов.

Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности сектора исследований и международного престижа российской науки.

4. Интеграция науки и образования

Поддержка формирования базовых кафедр ведущих вузов в академических институтах, а также отраслевых лабораторий в вузах.

Конкурсное предоставление грантов на приобретение научного оборудования для вузов.

Государственная поддержка российских научно-педагогических школ, развитие механизмов функционирования «распределенных» научных школ.

Предоставление молодым ученым и преподавателям крупных грантов для проведения исследований, приобретения научного оборудования.

Формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах (с привлечением ведущих ученых из академических и отраслевых НИИ).

Создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров.

Создание исследовательских университетов, поддержка деятельности научно-образовательных центров в университетах, в том числе во взаимодействии с международными организациями

Более подробное описание приведенных блоков мероприятий представлено в Приложении 6.

Программная часть

Программная часть включает:

реализацию ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. в части развития сферы генерации знаний, в том числе поддержка передовых научных школ, обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала и приборной базы, интеграция науки и образования, поддержка исследований, выполняемых молодыми учеными, концентрация финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов на выбранных приоритетных направлениях;

реализацию программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;

реализацию программ финансирования фундаментальных исследований, в том числе на конкурсной основе, проводимых Российской академией наук и другими академиями наук, имеющими государственный статус, и обновления приборной базы академического сектора науки;

реализацию ФЦП «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы, обеспечивающей развитие ключевых направлений в сфере разработки технологий;

разработку и реализацию с 2007 г. федеральной целевой программы «Научно-технологическая база России», включающей мероприятия по созданию системы выбора и корректировки национальных приоритетов научно-технического и технологического развития, выполнению соответствующих исследований и разработок, развитию среды генерации знаний, поддержке исследовательских проектов молодых ученых и творческих коллективов, формированию и развитию «центров превосходства», реформированию организаций госсектора науки;

разработку и реализацию с 2007 г. ведомственных целевых программ «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований», «Исследовательские университеты».

разработку и реализацию ведомственных целевых программ по развитию сотрудничества (научно-инновационного и инвестиционного) государственного и корпоративного секторов науки, межотраслевого научно-инновационного сотрудничества образовательных учреждений и научных организаций с высокотехнологичным сектором промышленности.

Целевые индикаторы

 
1. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП      
инерционная динамика 1,35 1,49 1,63
с учетом реализации стратегии 1,35 1,56 2,0
2. Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%)      
инерционная динамика 41,7 44,4 45,4
с учетом реализации стратегии 41,7 44,5 55,0
3. Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (%)      
инерционная динамика 2,4 2,3 1,9
с учетом реализации стратегии 2,4 2,5 4,0
4. Удельный вес затрат организаций государственного сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%)      
инерционная динамика 24,2 23,5 23,0
с учетом реализации стратегии 24,2 22,0 18,0
5. Удельный вес сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки (%)      
инерционная динамика 6,8 7,2 8,2
с учетом реализации стратегии 6,8 9,0 15,0
6. Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет (%)      
инерционная динамика 28,8 29,6 28,0
с учетом реализации стратегии 28,8 31,5 35,0

Создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, а также развитие МСП в инновационной сфере

Подзадачи:

(1) образование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;

(2) развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.);

(3) содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы;

(4) развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности.

Ключевые проблемы

§ Существующая инновационная инфраструктура не обеспечивает сбалансированного доступа к различным ресурсам (активам) и услугам для участников инновационного процесса, что ограничивает коммерциализацию результатов научно-технической деятельности.

§ Сектор новых инновационных компаний является основным источником нововведений, однако развитие инновационной инфраструктуры неадекватно реальным проблемам развития инновационного МСП - государственная система поддержки МСП ориентирована на нужды доминирующей части малого предпринимательства (которое есть сейчас), а не его инновационного сегмента.

§ Малые и средние инновационные фирмы недостаточно интегрированы в цепочки формирования стоимости, как следствие - неразвита кооперационная сеть «наука и образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес», что препятствует «диффузии» знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в российской экономике.

§ Важнейшую роль в инновационном процессе играют не только сами субъекты, но и отношения между ними. Однако в настоящее время плохо развиты институты, стимулирующие связи между научными, учебными организациями и инновационными фирмами, между крупными компаниями и МСП.

§ Низкая эффективность инновационной деятельности обусловлена неразвитостью (нерациональностью) существующих институтов (правил, законов), регулирующих экономические отношения в инновационной сфере. Институты в инновационной сфере не обеспечивают цивилизованное и гармонизированное в рамках глобальной экономики функционирование четырех конкурентных рынков: (1) интеллектуальных активов[2], (2) инновационного капитала[3], (3) инновационной продукции и (4) услуг по поддержке инновационной деятельности.

Основные меры

Создание финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии

Создание фондов «посевного» финансирования (для разработки прототипа продукта, проведения его испытаний, патентования, подготовки бизнес-плана); инициирование программы «посевного» финансирования в РАН и в других государственных академиях наук.

Расширение государственной поддержки новых инновационных компаний на этапе старта.

Страхование возможных убытков компаний на начальных стадиях их развития от осуществления технологических инвестиций.

Финансовая поддержка инновационных фирм, находящихся на ранних этапах развития; масштабирование программы СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Формирование и развитие фондов поддержки малого инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации, ресурсное обеспечение их деятельности.

Стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов; существенное расширение масштабов деятельности Венчурного инвестиционного фонда (государственного «Фонда фондов», капитализирующего другие венчурные фонды).

Формирование нормативно-организационных условий для формирования фондового рынка высокотехнологичных компаний (создания «бирж высоких технологий»), оценка возможностей создания специализированного сегмента фондового рынка для торговли ценными бумагами высокотехнологичных компаний.

Совершенствование нормативно-правовых условий деятельности государственных фондов, поддерживающих инновационную деятельность (прежде всего, в части оптимизации правил использования их финансовых ресурсов).

Определение процедур закрепления и передачи прав на интеллектуальную собственность в ходе реализации инновационных проектов, получивших поддержку государственных фондов.

Обеспечение конкурсности предоставления поддержки государственными фондами, транспарентности расходов и достигнутых результатов.

Повышение координации деятельности государственных фондов, поддерживающих инновационную деятельность для обеспечения последовательной поддержки инновационных проектов на всех стадиях.

Наши рекомендации