В основу обучающих программ заложены два принципа программирования: линейное и разветвленное.
При линейном принципе программирования обучаемый, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного этапа программы к следующему. При этом все ученики последовательно выполняют предписанные шаги программы. Различия могут быть лишь в темпе проработки материала.
При использовании разветвленного принципа программирования работа учеников, давших верные и неверные ответы, дифференцируется. Если учащийся верно ответил, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему этапу программы. Если же учащийся ответил неверно, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.
Принцип разветвленного программирования по сравнению с линейным позволяет в большей степени индивидуализировать обучение. Ученик, дающий верные ответы, может быстрее продвигаться вперед, переходя без задержек от одной порции информации к другой. Ученики, делающие ошибки, продвигаются медленнее, но при этом читают дополнительные пояснения и таким образом устраняют пробелы в знаниях.
Независимо от характера технологической системы программированного обучения обучающая программа может быть представлена с помощью учебников или машин. Существуют учебники с линейной и разветвленной структурами программирования материала.
Разными бывают и машины, предназначенные для представления запрограммированных текстов. Их тип зависит от реализуемой дидактической функции, при этом различают:
• информационные машины, предназначенные для передачи учащимся новой информации;
• машины-экзаменаторы, служащие для контроля и оценки знаний учащихся;
• машины-репетиторы, предназначенные для повторения с целью закрепления знаний;
• тренировочные машины, или тренажеры, используемые для формирования у учащихся необходимых практических умений, например печатания на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических устройствах, обслуживания машин и т.п.
Принципиальной разницы между структурой программированных учебников и программ к обучающим машинам нет. Основное отличие заключается лишь в технике подачи учебной информации и заданий, получения ответа от учащегося и выдачи ему сообщения о степени правильности его действий.
Технология проблемного обученияпредполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем.В ходе их решения у обучаемых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Большой вклад в разработку этой технологии внесли ученые Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь и др.
Технология проблемного обучения в общем виде состоит в следующем: преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учениками задачу (проблему), заинтересовывает их, пробуждает желание найти способ ее разрешения. А учащиеся при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, то есть строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Проблемное обучение, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Его преимущества: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности, развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, а также слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
Технология модульного обученияпоявилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 1960-х гг. как альтернатива традиционному обучению. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шамовой.
Сущность данной технологии состоит в том, что ученик самостоятельно ,(или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Состав модуля: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.
Содержание обучения при данной технологии представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Их усвоение осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на способ и уровень его усвоения.
При модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время. Школьник учится целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке. Это дает ему возможность осознать себя в учебной деятельности, самому определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Возможно сочетание традиционной системы обучения с модульной. Модули могут использоваться в любой организационной системе обучения и тем самым улучшать ее качество и повышать эффективность.
Технология концентрированного обученияимеет в своей основе довольно известный в педагогической практике метод «погружения в предмет». Данная технология, начиная от П. Блонского, разрабатывалась и использовалась В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским и др.
Сторонники этой технологии считают, что при традиционной классно-урочной системе организации обучения, когда содержание материала в учебных программах и учебниках разбито на относительно самостоятельные, логически завершенные разделы, темы, параграфы, у учащихся слабо формируется система знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам. За счет затягивания изучения проблемы у обучаемых теряется интерес к рассматриваемому материалу. Поскольку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном занятии информация до следующего занятия большей частью забывается.
Постоянная смена предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью. На переключение с одного предмета на другой тратится много энергии, в течение дня каждый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Каждый урок – это новая доминанта для учащихся, новые требования со стороны педагогов, новое содержание материала, новые эмоциональные впечатления и т.д. Необходимо каждый раз соответствующим образом настраиваться и осуществлять учебную деятельность.
Суть концентрированного обучения состоит в том, что уроки объединяются в блоки, в течение дня, недели сокращается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. Такая технология максимально сближает учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, следует провести работу по его закреплению в день восприятия, т.е. необходимо на какое-то время более основательно «погрузиться» в предмет.
Технология дистанционного обучения– это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, технология дистанционного обучения дает возможность его получить всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. В настоящее время технология дистанционного обучения используется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Она открывает большие возможности для инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Получив учебные материалы в электронном или печатном виде, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе в любой точке России и зарубежья.
Технология дает возможность учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучающегося, который может проходить учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. В этом несомненные преимущества технологии дистанционного обучения.
Данная технология предполагает использование традиционных форм обучения (лекции, консультации, лабораторные и контрольные работы, зачеты, экзамены и др.), но они имеют свои отличительные особенности. Лекции исключают живое общение с преподавателем. Для их записи используются дискеты, CD-ROM-диски и пр. Применение новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для их создания используются все возможности кинематографа: режиссура, сценарий, артистическое исполнение и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал (его можно получить на дискете).
Консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном овладении дисциплиной. Используются телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение, мышление.
Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе они требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности технологии дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать учащимся явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще нереально. Использование современной техники дает возможность также проводить проверку результатов теоретического и практического усвоения обучаемыми учебного материала.
Существуют и другие технологии обучения: разноуровневого обучения, полного усвоения, коллективного взаимодействия, адаптивного обучения, проектного обучения, авторские технологии обучения (например технология В.Ф. Шаталова) и др.
Вопросы и задания для самопроверки
1.Что такое технология обучения?
2.В чем отличие понятий «методика обучения» и «технология обучения»?
3.Чем характеризуется технология модульного обучения?
4.Раскройте суть технологии проблемного обучения.
5.Какие авторские технологии обучения вы знаете?
Признаками образовательных технологий являются:
· детальное описание образовательных целей;
· поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов-целей;
· системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;
· системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;
· гарантированность достигаемых результатов;
· воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога;
· оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.
Название теории / концепции | Цель обучения | Объект изменения в обучении и сущность оперирования с этим объектом | Сфера предпочтитель-ного применения | Ограничения по применению |
Теория поэтапного формирования умственных действий (Выготский Л. С., Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Володарская И.А.) | Формирование системы действенных знаний, прочных умений и навыков с учетом психических особенностей усвоения учебного материала | Управление образовательным процессом путем четкого разделения учебной деятельности по этапам формирования умственных действий | Среднее образование и этап фундаментальной подготовки студентов | Не рассматрива-ются взаимосвязи обучения и производства, переход от познавательной деятельности к профессиональной |
Личностно –деятельностное обучение (Леонтьев А.Н., Зимняя И.А., Сериков В.В., Якиманская И.С.) | Социально-личностное и/или профессиональное развитие через обучение | Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности с учетом их способностей и потребностей | Все уровни образования | Отсутствуют |
Проективное обучение (Ильин Г.Л.), учебное проектирование (Леднев В.С.) | Формирование способностей обучающегося извлекать знания из информации, генерировать идеи, проекты в социальном контексте | Содержание образования выступает как проект, инициированный и определяемый самим учащимся | Повышение квалификации, последипломное образование | Развитость мыш-ления обучающихся, владение навыками исследований и наличие у потребности в образовании. |
Дифференцированное обучение, Ушинский К.Д., Бабанский Ю.И., Бибик А.Е., Зорина П.Я., Виноградова М.Д., Бутузова И.Д. | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей | Ориентация организация учебного процесса на индивидуальные способности. Изменение содержания обучения | На всех уровнях образования | Предполагает строгую диагностику уровня знаний, потребностей, способностей на каждом этапе обучения |
Программированное обучение Скиннер Б.Ф., Беспалько В.П., Ланда Л.Н., Талызина Н.Ф. | Формирование знаний, умений и навыков учебной деятельности | Управление процессом обучения путем программирования мелких доз учебного материала | На этапе формирования фундаментальных знаний | Дефицит общения, акцент на репродуктивные операции, алгоритмы |
Развивающее обучение Выготский Д.Б., Давыдов В.В., Занков Л.В., Пестолоцци И.Г., Дистервег А. | Развитие и реализация потенциальных возможностей и способностей | Построение содержания по принципу ориентации на зону ближайшего развития | Начальный этап обучение в школе | Не получила достаточного своего развития применительно к среднему и высшему образованию |
Проблемное обучение Дж. Брунер, Рубинштейн С. Л., Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Архангельский С.И., Махмутов М.И., Матюшкин А.М., Ян С.А. и др. | Развитие мыслительных способностей, творческой самостоятельности | Реструктурирование содержания с позиции проблемного представления и передачи учебного материала | Вcе уровни образования Дисциплины, легко поддающиеся проблемному изложению учебного материала | Не дает средств организации собственной деятельности. Ограничивается характером изучаемого материала, квалификацией преподавателя |
Контекстное обучение Вербицкий А.А., Борисова Н.В. и др. | Активизация обучающихся за счет воссоздания контекста профессиональной деятельности | Жесткое отражение профессиональной деятельности в содержании, формах и методах обучения | Среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации, последипломное | Высокие требования к преподавателю как педагогу и специалисту одновременно |
Игровое обучение Коменский Л.А., Эльконин Д.Б., Борисова Н.В., Ахметов И.К. Хайдаров Ж.С. | Развитие поведенческих навыков и умений, освоение способов деятельности, социализация личности | Организационные формы учебной деятельности переводятся в игровые | Дошкольное, школьное, профессиональное образование | Эффективно лишь при системном использовании; высокие требования к преподавателю |
Модульное обучение, модульно -рейтинговое обучение Рассел И.Д., Курх С., Б. и М. Гольдшмид, Юцявичене П.А., Вазина К.Я., Карпов В.В. | Обеспечение гибкости содержания обучения, приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки | Обучающийся самостоятельно может работать с учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство | Профессиональное образование | Трудоемкость процесса, необходимы специальные навыки препо-давателей, издательская база и изменения в режиме учебных занятий |
Концентрированное обучение Ибрагимов Г.И. | Создание оптимальных условий учета психологических особенностей человеческого восприятия; "погружение" в предмет | Реструктурирование содержания обучения в блоки | Среднее профессиональное образование | Требует пересмотра учебных планов, расписания занятий |
Активное обучение Вербицкий А.А., Бирштейн М.М., Борисова Н.В., Бурков В.Н., ПидкасистыйП.И.и др. | Повышение поведенческой и познавательной активности. | Активизация обучающихся с помощью особой организации их взаимодействия между собой и/или с преподавателем | Общее среднее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование | Квалификация преподавателей |
Дистанционное обучение D. Keegan, M.Moore, A.Bates, B.Holmberg, O.Peters, G.Rumble, J.Daniel Щенников С.А. | Повышение информационных возможностей при отсутствии очного контакта с преподавателем | Управление образовательным процессом так, чтобы обучающийся самостоятельно мог работать с учебной программой | Общее среднее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование | Квалификация преподавателей, требует пересмотра учебных планов, модульного построения |
Здоровьесберегающееобучение Смирнов Н.К., Советова Е.В. | Создание оптимальных условий для сохранения и формирования культуры здоровья | Организация образовательного процесса с учётом сохранения здоровья его субъектов | Общее среднее, среднее и высшее профессиональное образование | Квалификация преподавателей |