Принципы построения обучающих программ

• Информативность.Ученику должна сообщаться новая инфор­мация, ведь без этого вообще нет никакого обучения.

• Оперативность.Должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной инфор­мации.

• Обратная связь.Должна существовать регулярная коррекция действий учащегося.

• Дозирование учебного материала(учебная информация по­дается не сплошным потоком, а отдельными дозами — кадра­ми).

• Определенная иерархия управляющих устройств(например, упомянутое выше объединение систем 1+2 + 7 + 8 (по клас­сификации В.П. Беспалько). В этой иерархии доминирует педагог (системы 1 и 7), управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему (система 1), ин­дивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандарт­ных ситуациях обучения (система 7).

• Шаговый технологический процесспри раскрытии и подаче учебного материала (в состав шага включаются 3 взаимосвя­занных звена — информация, операция обратной связи и кон­троля).

• Индивидуальный темп и управление в обучении.

• Использование технических средств обучения.

Первые три пункта похожи в целом на деятельность хорошего репетитора, поэтому можно сказать, что идея программированного репетитора состоит в моделировании деятельности преподавателя, т.е. в получении суррогата преподавателя (хотя и хорошего сурро­гата!). Из этих принципов вытекает структура обучающей програм­мы (рис. 23).

( ИК ]_к Информационный кадр   I '   «-*•       _ —          
ОК   ОС   кк  
Операционный Кадр обратной Контрольный кадр связи кадр (текст)  

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рис. 23. Структура обучающей программы

ИК — небольшая (не более 2-3 фраз) доза учебной информации. Например, черед, определение, формула с пояснениями.

ОК — задание на информацию ИК. Например, задача, вопрос.

ОС — коррекция возможных ошибок ученика при выполнении ОК. Например, правильный ответ, анализ причин ошибки, подсказ­ка на пути поиска решения.

КК — текст.

Шаг обучающей программы: ИК + ОК + ОС + КК.

Любая учебная программа состоит из нескольких шагов.

Различают три основные вида обучающих программ:

- линейная;

- разветвленная;

- адаптивная;

~ смешанная (комбинированная).

- Автором линейной программыявляется психолог-бихевиорист из США Б.Ф. Скиннер. Его линейная программа выглядит так (рис. 24):

Принципы построения обучающих программ - student2.ru

Принципы построения обучающих программ - student2.ru

Принципы построения обучающих программ - student2.ru

Принципы построения обучающих программ - student2.ru

Принципы построения обучающих программ - student2.ru

Рис. 24. Линейная программа

Недостатки линейной программы очевидны:

• весьма мелкое дробление учебного материала;

• обязательное выполнение всех кадров программы;

• отсутствие возврата в программы (оно исключено самой кон­струкцией программы), т.е. забывание исключается!

Линейные обучающие программы обеспечивают усвоение учащи­мися до 95% учебного материала, но они требуют весьма больших затрат труда и времени на обучение.

• Разветвленная программапредложена профессором Н. Крау-дером.

В разветвленной программе операционные кадры построены по избирательному принципу, т.е. ученик должен выбрать один из пред­ложенных ему ответов. В зависимости от выбранного ответа про­грамма разветвляется (рис. 25).402

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принципы построения обучающих программ - student2.ru

Рис. 25. Разветвленная программа

Особенности разветвленной программы:

• сравнительно крупное дробление учебного материала;

• необязательное выполнение всех кадров (индивидуализация обучения);

• наличие возврата в программе;

• дифференциация продвижения студента или учащегося по про­грамме в зависимости от степени выполнения программы.

Разветвленные обучающие программы позволяют быстро изучить теоретический курс (например, высшую математику — за неделю вместо года).

• Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучае­мому возможность самому выбирать уровень сложности ново­го учебного материала, изменять его по мере усвоения, обра­щаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и

Т.Д.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа учени­ка. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учаще­гося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которо­го учитываются результаты предыдущих.

• Комбинированная программа включает в себя фрагменты ли­нейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обу­чения — составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидакти­ке — это предписание, определяющее последовательность умствен­ных и (или) практических операций по решению задач определен­ного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.

Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.

Блочное обучение

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные

Принципы построения обучающих программ - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последователь­ные блоки такой обучающей программы, предусматривающие га­рантированное усвоение определенного темой материала:

- информационный блок;

- тестово-информационный (проверка усвоенного);

- коррекционно-информационный (в случае неверного ответа — дополнительное обучение);

- проблемный блок: решение задач на основе полученного отве­та — дополнительное обучение;

- проблемный блок: решение задач на основе полученных зна­ний;

- блок проверки и коррекции.

Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную после­довательность.

4.12.4. Технологии модульного обучения

Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информаци­онным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, пе­рестроение. Термин «модуль» — интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный ме­тод, модульная подготовка, модульное расписание, модульный под­ход.

Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибу­тивных характеристик.

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти само­стоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложен­ной ему индивидуальной учебной программой. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультатив­но-координирующей. В России модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модуль­ного обучения разработаны и изложены П.А. Юцявичене.

Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?

Исходя из того, что модуль — это относительно самостоятель­ная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функци-404

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

овальную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных знаний либо навыков (Ю.Т. Тимофеева). Учитывая вышеиз­ложенное, можно дать следующее определение модуля.

Обучающиймодуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познаватель­ный и развивающий аспекты, усвоение которых должно быть за­вершено соответствующей формой контроля знаний, умений и на­выков, Сформированных в результате овладения обучаемыми тем или иным модулем.

Модуль содержит познавательную и развивающую характерис­тики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информаци­онной) и учебной (деятельностной) частях модуля.

Технология модульного обучения является одним из направле­ний индивидуализированного обучения.

Сам модуль может представлять содержание курса в трех уров­нях: полном, сокращенном и углубленном.

Программный материал подается одновременно на всех возмож­ных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного ма­териала, состоящую из следующих компонентов:

• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

• банк информации: собственно учебный материал в виде обу­чающих программ;

• методическое руководство по достижению целей;

• практические занятия по формированию необходимых умений;

• контрольная работа, которая строго соответствует целям, по­ставленным в данном модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинго-вая: накопление рейтинга происходит в процессе текущего, проме­жуточного и заключительного контроля.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полно­стью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Содержаниеобучения представляется в законченных самостоя­тельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.

Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, до­зировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учи­теля и ученика.

Несмотря на ограниченные масштабы применения модульной си­стемы обучения в России, к ней не следует относиться предвзято,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

негативно. Например, в ростовской СШ № 76 такая технология обу­чения практикуется уже более 10 лет и не имеет нареканий не толь­ко со стороны педагогов, но и учащихся и их родителей. Важно превратить рейтинговый контроль на финише модуля во всеобщий праздник, а не мучительное «вытягивание» знаний из ученика. Именно так поставлена работа в СШ № 76, и к очередному рейтин­гу, который проводится в один день во всех классах школы, дети готовятся, как к торжеству. '

В настоящее время программированное обучение широко вне­дрено в педагогическую практику Японии, Южной Кореи, США, Кувейта. И хотя первые ростки этой педагогической технологии появились в России в 30-х гг. XX века в учебниках по иностранным языкам, прерогативой советской дидактики они не стали: «Страна Советов в течение двух десятилетий кибернетику (как и педологию, генетику, отдельные разделы краеведения) считала «буржуазной лженаукой». Отсюда и последствия.

4.13. Технологии контроля образовательного

Процесса

Я обличаю и наказываю тех, кого люблю.

Библия, Н.Э., от Иоанна

Наши рекомендации