В рамках ВДП 1. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты

иметь практический опыт:

- анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;

- приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;

- определения права, размера и сроков назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала;

- формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий и пособий, других социальных выплат и их хранения;

- пользования компьютерными программами назначения пенсий и пособий, социальных выплат, учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан;

- определения права на перерасчет, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию и корректировку трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, на индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;

- определения права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

- информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;

- общения с лицами пожилого возраста и инвалидами;

- публичного выступления и речевой аргументации позиции;

уметь:

- анализировать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите с использованием информационных справочно-правовых систем;

- принимать документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;

- определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;

- разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;

- определять право, размер и сроки назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала с использованием информационных справочно-правовых систем;

- формировать пенсионные дела; дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;

- составлять проекты ответов на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем, вести учет обращений;

- пользоваться компьютерными программами назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;

- консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;

- запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах;

- составлять проекты решений об отказе в назначении пенсий, пособий, компенсаций, материнского (семейного) капитала, ежемесячной денежной выплаты, в предоставлении услуг и других социальных выплат, используя информационные справочно-правовые системы;

- осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа;

- использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;

- информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;

- оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;

- объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;

- правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);

- давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;

- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности.

В рамках ВДП 2. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации

иметь практический опыт:

- поддержания в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;

- выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите;

- организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;

- консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;

- участия в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

уметь:

- поддерживать в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;

- выявлять и осуществлять учет лиц, нуждающихся в социальной защите;

- участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

- взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, организациями, учреждениями, общественными организациями;

- собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности;

- выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи с применением компьютерных технологий;

- принимать решения об установлении опеки и попечительства;

- осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приемную семью;

- направлять сложные или спорные дела по пенсионным вопросам, по вопросам оказания социальной помощи вышестоящим в порядке подчиненности лицам;

- разграничивать компетенцию органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда Российской Федерации, определять их подчиненность, порядок функционирования;

- применять приемы делового общения и правила культуры поведения в профессиональной деятельности;

- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы производственной практики: всего- 180 часов.

Результаты освоения

ПРОИЗВОДСТВЕНной практики

Результатом освоения программы производственной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД):

1. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты, в том числе профессиональными компетенциями (ПК):

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты

2. Организационное обеспечение учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе профессиональными компетенциями (ПК):

Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите

Освоение общими компетенциями (ОК):

Код Наименование результата обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению

3. СТРУКТУРА и содержание ПРОИЗВОДСТВЕННой практики

3.1. Тематический план производственной практики

Коды профессиональных компетенций Наименования разделов программы Всего часов
ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3.   ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.6. Раздел ПП 1. Организационное обеспечение учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
ПК 1.1., ПК 1.2, ПК 1.3., ПК 1.4., ПК 1.5., ПК 1.6.   ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3. Раздел ПП 2. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
Всего

Содержание программы производственной практики

Наименование разделов и тем производственной практики Содержание учебного материала Объем часов
1 2 3
Вводный инструктаж Постановка целей и задач прохождения производственной практики. Определение места и времени прохождения практики. Знакомство с программой и руководителями практики. Выдача необходимого пакета документации (программа, сопроводительные документы, образцы). Инструктаж по ведению дневника практики, оформлению и защите отчета по практике. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. Организационные вопросы прохождения практики.  
Раздел ПП 1. Организационное обеспечение учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
Тема 1.1. История организации   Виды работ 8
1. Историческая справка о создании организации (с описанием основных этапов становления и развития)
2. Анализ возможностей и пределов организации в оказании социальной помощи населению с учетом основных характеристик территории (особенности территориального устройства, численность населения, ресурсное обеспечение территории, инфраструктура и т.д.)
3. Построение иерархической цепочки соподчиненности органов власти с обозначением в ней места организации (схематичное отображение и характеристика)
Тема 1.2. Организационная структура и основные направления деятельности организации Виды работ 8
1. Характеристика задач и функций организации (работа с нормативными источниками, регламентирующими деятельность органов социального обеспечения (Устав МО, законы, акты Правительства, ведомственные документы, регламенты, положения и т.д.))
2. Составление схемы «Структура организации» (с подробной характеристикой основных направлений деятельности структурных единиц)
3. Анализ управленческих возможностей организации
Тема 1.3. Формы организации трудовой деятельности в организации   Виды работ 8
1. Характеристика нормативных актов, регулирующих трудовую деятельность и режим работы в организации
2. Анализ социально-экономических гарантий работника организации (руководящий состав, специалисты разных уровней, вспомогательный состав)
3. Описание порядка комплектования организации кадрами, аттестации и повышения квалификации сотрудников организации
Тема 1.4. Специфика деятельности специалиста организации Виды работ
1. Краткое изложение должностных обязанностей специалистов I и IIкатегории, ведущих специалистов, главных специалистов, руководящего состава
2. Анализ применяемых в организации приемов и способов (методик) выявления лиц, нуждающихся в социальной защите с описанием механизма учета этих граждан
3. Характеристика приемов и способов (методик) организации социальной работы с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите
4. Изучение базы данных (картотеки) лиц, нуждающихся в социальной защите и поддержке, разработка индивидуальных планов и программ помощи данным гражданам (семьям)
5. Системный анализ деятельности конкретного специалиста за определенный промежуток времени
6. Краткое описание возможностей прикладных автоматизированных программ обработки информации, применяемых в организации
7. Выполнение учебно-производственных заданий руководителя практики от организации: - консультирование лиц, нуждающихся в социальной поддержке и защите; - сбор и анализ информации для статистической и другой отчетности с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); - фактическое выявление по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи с применением ИКТ; - подготовка (участие в подготовке) документов по сложным и спорным делам по пенсионным вопросам, по вопросам оказания социальной помощи и поддержки вышестоящим в порядке подчиненности лицам; - подготовка информации об изменении в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применением ИКТ; - другие виды работ, относящихся к функциям и компетенции специалиста организации
Тема 1.5. Документооборот в организации Виды работ
1. Анализ системы делопроизводства в организации
2. Составление и краткое описание номенклатуры дел
4. Анализ работы организации с письменными обращениями граждан, юридических лиц
5. Учебно-производственные задания руководителя практики от организации (работа с документацией)
Тема 1.6. Профессиональная этика и приемы делового общения в коллективе Виды работ
1. Описание основных приемов и делового общения и правил профессиональной этики
2. Подготовка плана проведения встречи, совещания
Раздел ПП 2. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
Тема 2.1. Права граждан на социальное обеспечение Виды работ
1. Характеристика форм реализации конституционного права граждан (семей) на социальное обеспечение на примере деятельности организации
2. Анализ деятельности организации с точки зрения принципов права социального обеспечения
Тема 2.2. Виды и формы социального обеспечения Виды работ
1. Составление полного перечня НПА федерального, регионального, муниципального уровней, локальных нормативных актов организаций, регулирующих деятельность организации
2. Составление полного перечня нормативно обоснованных форм и видов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, предоставляемых организацией
3. Характеристика видов и форм социального обеспечения, отнесенных к компетенции организации (с составлением системы НПА, регулирующей порядок назначения и выплаты (оказания) социальной помощи, указанием источников финансирования)
Тема 2.3. Прием и консультирование граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, другим вопросам, относящимся к компетенции специалиста организации Виды работ
1. Правовой анализ непосредственной сферы деятельности конкретного специалиста (например, обязанности которого выполняет студент, руководителя практики и т.д.)
2. Описание правил личного приема и консультирования граждан, представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения, медико-социальной экспертизы, социальной защиты, устройства ребенка в семью, другим вопросам, относящимся к компетенции специалиста организации
3. - Определение (составление) полного перечня документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, а также получения других видов социальной помощи, относящихся к компетенции организации
4. - Прием и рассмотрение пакета документов. Разъяснение порядка получения недостающих документов и сроки их предоставления
5. Составление запроса информации о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализ полученных сведений о стаже работы, заработной плате и страховых взносах (запроса другой необходимой информации)
6. Составление сводной таблицы обращения граждан в организацию (структурное подразделение организации, конкретному специалисту) за последние три месяца. Анализ данных таблицы (подготовка аналитической справки, сравнительная статистика)
7. Составление аргументированного, нормативно обоснованного ответа на обращение гражданина за социальной выплатой, социальной помощью
8. Составление информационного письма (подготовка информации на сайт) о предстоящем событии (мероприятии, семинаре, акции и т.д.) с целью информирования или привлечения населения
9. Составление информационного письма гражданину или должностному лицу об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты
10. Составление таблицы учета (ведение базы данных) обращений граждан в организацию (структурное подразделение, конкретному специалисту). Подготовка аналитической справки за период прохождения практики
Тема 2.4. Назначение пенсий, пособий и других видов социального обеспечения   Виды работ
1. Анализ действующего законодательства в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите с использованием информационных справочно-правовых систем
2. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа (других оснований для назначения социальных выплат, предоставления социальных услуг и т.д.) на конкретном примере
3. Составление проекта решения об отказе в назначении пенсии, пособия, компенсации, материнского (семейного) капитала, ежемесячной денежной выплаты, в предоставлении услуг и других социальных выплат, с использованием информационных справочно-правовых систем
4. Составление проекта решения о назначении пенсии, пособия, компенсации, материнского (семейного) капитала, ежемесячной денежной выплаты, в предоставлении услуг и других социальных выплат, с использованием информационно-компьютерных технологий
5. Формирование пенсионных и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат
6. Расчет пенсии, пособия, другой социальной выплаты с использованием прикладных автоматизированных программ, другие учебно-производственные задания руководителя практики от организации
7. Составление нормативно обоснованного перечня мер юридической ответственности, применяемых к получателям выплат или услуг в случае злоупотреблений с их стороны
8. Характеристика мер юридической ответственности организации (должностных лиц) за несвоевременную выплату пенсий или пособий, не предоставление социальных услуг
9. Составление таблицы учета (ведение базы данных) фактов назначения и отказа в назначении пенсии, пособия, компенсации, материнского (семейного) капитала, ежемесячной денежной выплаты, и других социальных выплат, в предоставлении услуг с использованием информационных справочно-правовых систем. Подготовка аналитической справки (сравнительная статистика) за период прохождения практики
Тема 2.5. Перерасчет, индексация, корректировка пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат   Виды работ
1. Определение права на перерасчет, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию и корректировку трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, на индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала и других социальных выплат (на конкретных примерах)
2. Перерасчет, перевод с одного вида пенсий на другой, индексация и корректировка трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, индексация пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала и других социальных выплат с использованием прикладных автоматизированных программ, СПС, другие задания руководителя практики от организации
Всего

Условия реализации

Наши рекомендации