Взаимосвязь технологических процессов энергоблока
Одна из основных задач управления технологическим процессом на ТЭС состоит в поддержании непрерывного соответствия между количествами вырабатываемой и потребляемой энергии. Решение этой задачи может осуществляться по частям с помощью автономных АСР парового котла, турбины и электрического генератора (рис. 5.1).
Требуемое соответствие между паропроизводительностью котла и расходом пара на турбину поддерживается по косвенному показателю — давлению перегретого пара в соединительном паропроводе рпп с помощью АСР тепловой нагрузки котла Gпп (АСРК). Баланс между механической энергией ротора турбины Nт и электрической нагрузкой генератора Nг контролируется также по косвенному показателю — частоте вращения ротора n. Этот баланс обеспечивается с помощью АСР мощности турбины (АСРТ). Соответствие между заданным и текущим значениями напряжения на шинах генератора uгрегулируется посредством автоматической системы стабилизации возбуждения (АСРВГ).
Различие в объектах и задачах управления, регулирующих органах и технических средствах автоматизации обусловило раздельное управление процессами, протекающими в паровом котле и турбогенераторе, в доблочной энергетике. Автономные (локальные) АСР парового котла, турбины и генератора выполняют непрерывное и достаточно качественное регулирование отдельных технологических процессов, т.е. решают частные задачи оптимизации, не предназначенные для решения задач статической оптимизации вида (1.4) по энергоблоку в целом.
Технологические процессы на ТЭС протекают в сложных условиях:
непрерывность потребления и невозможность складирования готовой продукции;
быстрое протекание процессов в турбогенераторе и большие запаздывания по основным каналам регулирующих воздействий в паровом котле;
постоянная опасность возникновения тяжелых аварий из-за высоких параметров пара и температур топочных газов и т.п.
Блочная компоновка оборудования и специфические особенности эксплуатации блочных установок (участие в покрытии неравном ерностей графика электрической нагрузки, частые пуски и остановы энергоблоков и др.) усложнили задачи управления ТЭС. Существенно усложнились сами процессы пуска и останова энергоблоков. Они включают множество операций по контролю и управлению, которые должны осуществляться одновременно на паровом котле и турбине, к тому же в строгой последовательности.
В связи с переходом на блочную компоновку энергооборудования и работой ТЭС в составе АСУ энергосистем существенно изменились требования к информационным подсистемам. Резко возросло количество одновременно контролируемых параметров, усложнились формы отчетности перед вышестоящими центрами управления, повысилась роль и ответственность индивидуальных измерений по важнейшим параметрам.
На блочных ТЭС появилась необходимость коренным образом изменить управление в целом на основе единства технологического процесса в энергоблоках. Потребовалось, используя комплекс технических средств и ЭВМ, освободить оперативный персонал от многочисленных, но второстепенных операций по контролю и регулированию, чтобы сосредоточить его внимание на решении главных задач управления по обеспечению заданного графика электрической нагрузки и минимума энергетических потерь.
Достижение главной цели управления энергоблоком с одновременным выполнением своих функций подсистемами АСРК, АСРТ и АСРГ связано с внедрением на ТЭС единой автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУ ТП ТЭС), предназначенной для выработки и реализации управляющих воздействий в соответствии с принятыми критериями управления [10, 26,28].
Основное преимущество АСУ ТП ТЭС перед совокупностью автономных систем отдельных агрегатов состоит в том, что АСУ позволяет управлять технологическими процессами ТЭС в целом, а не по частям. Другое преимущество АСУ заключается в надлежащем выполнении операций по останову и пуску общестанционного оборудования из различных тепловых состояний и в возможности оптимизации переменных режимов ТЭС по топливу и нагрузке.
Кроме того, АСУ можно использовать как инструмент по изучению технологического процесса и оборудования, например для определения математических моделей статики и динамики ТОУ и вычисления фактических или нормативных значений ТЭП. Отмеченные преимущества достигают за счет существенного расширения состава функций АСУ ТП на современных ТЭС по сравнению с автономными системами управления доблочной энергетикой.