Генезис науки как социального института
Наука как социальный институт возникает в середине ХIХ века. В это время в науке происходят процессы дифференциации знания, его специализация. Каждая наука разрабатывает свои специфические методы познания, чтобы изучить свой предмет. Процессы дифференциации научного знания связаны с интеграцией науки и техники в технико - индустриальный комплекс. Научные открытия внедряются в промышленность, сельское хозяйство и производство вооружения. Важнейшую роль начинает играть химия (производство удобрений и красителей), электромеханика (создание электроламп, а затем электродвигателей) и теплофизика (усовершенствование тепловых двигателей). Технический прогресс сливается с научно - прикладными исследованиями, технические изобретения получают научное обоснование. Промышленность Западной Европы начинает зависеть от научных исследований, и наука начинает получать поддержку со стороны государства.
Уникальный синтез науки, техники и производства стал осуществляться в научных школах на базе академической и университетской науки, получивших название классических. Классическая школа группировалась вокруг выдающегося ученого и сочетала обучение и передачу знания с проведением научных исследований. Занятие наукой превращается в особую профессию. Существует точка зрения, что оформление науки в Западной Европе в особую профессию происходит благодаря реформам Берлинского университета, проходившим под руководством знаменитого естествоиспытателя В. Гумбольта. В результате этих реформ появилась новая модель университетского образования, в которой обучение совмещалось с исследовательской деятельностью. Эта модель получила лучшую реализацию в лаборатории известного химика Ю. Либиха в Тиссене. В результате утверждения этой новой модели на рынке появились товары, производство которых требовало научного знания (ядохимикаты, удобрения, взрывчатые вещества, электротехнические изделия).
На рубеже XIX - XX в. научные школы становятся дисциплинарными, они существуют в русле специализированных исследовательских лабораторий и институтов. Многие из них становятся проблемными и объединяют в своих рядах коллектив ученых разных специальностей, занимающихся изучением одной крупной проблемы. Таких проблемных школ было много и в Советском Союзе: школа академика Вавилова, занимавшаяся проблемами генетики, школа академика Королева, под руководством которого создавалась космическая техника, школа академика Курчатова, осуществлявшая проект создания атомного оружия, школа академика А.Е. Арбузова, занимавшаяся синтезом и применением фосфорорганических соединений в народном хозяйстве и т. д.
В конце 60 - х г. XX в. в науку начинают вовлекаться большие людские и материальные ресурсы. Научные школы объединяются в научные направления. В них работают не только исследователи, но и компьютерщики, специалисты по моделированию, экспериментаторы, теоретики, лаборанты. Малая наука превращается в Большую науку. Социолог Прайс выделил основные показатели Большой науки: возросшее количество ученых, рост научной литературы и числа публикаций, финансирование науки и превращение научной деятельности в профессию. Появляется новая профессия - научный работник.
Наука концентрируется на фундаментальных и прикладных проблемах, хорошо финансируется и становится независимой от общества. Происходит автомизация науки, дистанцирование от общества, что приводит к созданию в ней своего языка, понятного только специалистам, своих идеалов и ценностей, методов определения истинности знания. Положение ученого в научном сообществе начинает оцениваться на основании специальных критериев: признания или непризнания его работ, компетентности, эмоциональной нейтральности и т.д. Эти факторы также способствуют выделению социального института в качестве независимой и самостоятельной организационной формы, предполагающий власть, иерархию и регламент.
Наука как социальный институт включает в себя:
1. Академическую и университетскую науку. Это производство нового знания.
2. Ученые советы и Высшие аттестационные комиссии для регистрации инноваций и присуждения ученых степеней и званий.
3. Организационно - управленческий аппарат.
4. Информационную систему (библиотеки, конференции, симпозиумы).
5. Прессу.
6. Судебный институт для предотвращения конфликтов.
В науке как информационной системе различают передний край исследований или совокупность публикаций, которые вырабатываются в настоящее время представителями данной науки. По временной удаленности от переднего края можно выделить группу первичных публикаций, объединенных общими проблемами, или статей. Это исследовательское направление, которое разрабатывают не более 100 – 200 человек в каждый момент времени. Затем следуют вторичные публикации – обзоры и рефераты, которые расчленяют первичные публикации на отдельные исследовательские направления и монографии, в которых даны теоретические систематизации проведенных исследований. Кроме этих форм коммуникаций есть советы, ассоциации, собрания, конференции. По мере развития науки формируются пособия и учебники.