Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.

Понятие науки.

Наука это феномен техногенной цивилизации, но предпосылки её обнаруживаются в предыдущих эпохах.

Выделяют два основных этапа развития науки: протоноаука и собственно наука.

Античная протонаука.

Протонаука возникает в античной культуре. Она существенным образом отличается от рецептурного знания Востока и от обыденного познания: это теоретический способ постижения мира. Культура древней Греции создаёт ряд предпосылок возникновения протонауки:

Представление о закономерном ходе природных процессов (т.е. что природные процессы подчиняются некоторым законам). Это появилось из понятия Логос – закон, которому следует мироздание независимо от человека или закон божественного разума. Отсюда возник принцип тождества бытия и мышления.

Представление о вариабельности мира <= демократические формы правления (граждане могли что-то менять в устройстве государства).

Формирование диалогового стиля мышления.

Неутилитарное отношение человека к миру (интерес к миру “просто так”) => предпосылка фундаментальных исследований.

Разделение трудовой деятельности на проективную (интеллектуальную) и исполнительную (физическую). Это придаёт новый социальный статус познавательной деятельности (она становиться как бы более престижной).

Способность оперировать идеальными объектами как самостоятельными сущностями в отрыве от предметов.

Первая исследовательская программа была реализована в Евклидовой геометрии: индуктивный ход от аксиом, не требующих доказательства к выводам с помощью логических приёмов. Но:

- весь массив научного знания ещё не был пропущен через этот канон;

- наука не оформилась ещё как социальный институт;

- отсутствовали научные коммуникации.

Предпосылки генезиса науки в средние века. Средние века считались дикими и темными, но в них на протяжении 1000 лет развивались предпосылки науки:

· развивались работа с текстом (анализ священного писания);

· развивалась риторика и логика (богословские дискурсы);

· усиливалось рефлексивное начало человеческой психики (приходя на исповедь, нужно было прежде обдумать свои поступки, проанализировать их).

Предпосылки генезиса науки в эпоху Возрождения. Реформация и протестантизм также фундируют появление науки:

Протестантская церковь отказывается от посредничества священника между человеком и абсолютом =>возникает идея социального равенства, а также разрушается представление о мире как о совокупности локальных мест – топосов. В протестантстве рождается идея об однородности пространства, о равнозначности всех топосов => обращение к эксперименту, т.к. любой корректно поставленный эксперимент благодаря однородности мира будет воспроизводим.

Практическая, трудовая деятельность приобретает новый статус в культуре: служение Богу через труд, а не через аскезу или молитву.

Возникновение и развитие науки в Новое время.

Наука оформляется как естествознание в 17 в. в Западной Европе, что связанно с сильными традициями реформации и протестантизма. Развивается производство => возникает интерес не только к объекту, но и к средствам преобразования его в продукт.

В естествознании возникает две интенции:

1) Эмпиризм – экспериментальное изучение природы.

2) Рационализм – предполагает дедуктивный подход, опору на силу и мощь человеческого разума, решение проблем умозрительным путём, не прибегая к действиям.

- Первоначально естествознание не дифференцированно и нацелено на освоение всего природного мира.

- В середине 19 в. возникает дисциплинарно организованная наука.

- Наука входит в производство, возникает одна из основных функций науки – наука как производительная сила. Появляется технознание.

- Развитие общества вызывает появление социо-гуманитарного знания, которое позволило бы преобразовать общество на разумных началах. Лидируют дисциплины экономического профиля.

Этапы развития естествознания (сравниваем по двум характеристикам: объект и стиль научного мышления).

1) Классическая наука. Рассматривает объекты сравнительно простые, включающие в себя небольшое число элементов. Структурой объекта пренебрегают. Интересуется объектом в отрыве от субъекта и средств исследования (т.е. стремится к объективному знанию). Основным методом является анализ – расчленение на части и изучение частей(+ принцип суперпозиции ). В научном мышлении доминирует идеал объективности: понять мир, какой он есть в отрыве от субъекта и средств исследования.

2) Неклассическая наука. Появляется в начале 20 в. Обращается к исследованию сложных систем (1017 элементов). Системные характеристики играют очень важную роль => интерес к строению к структуре. => новые методы исследования и новые математические формализмы. Понимание того, что знание получают сквозь призму средств и их нельзя элиминировать.

3) Постнеклассическая наука. Исследование грандиозных систем, саморазвивающихся, самоорганизующихся (исследования Земли, экологические исследования, исследования человекоразмерных комплексов). Новые способы обоснования знаний. Например – прохождение гуманитарной экспертизы – чем может обернуться это знание, что оно принесёт обществу.

Наши рекомендации