Функциональные подсистемы ИС
Функциональная подсистема ИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.).
Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежности, формы собственности, размера, характера деятельности предприятия.
Функциональные подсистемы ИС могут строиться по различным принципам:
- по предметному,
- по функциональному,
- по проблемному,
- смешанному (предметно-функциональному).
1. Так, с точки зрения предметной направленности использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами:
- управление сбытом готовой продукции;
- управление производством;
- управление материально-техническим снабжением;
- управление финансами;
- управление персоналом.
При этом в подсистемах предметной направленности рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали (таблица 1).
Таблица 1 - Функциональные подсистемы ИС, выделенные по предметному принципу
Уровни управления | Функциональные подсистемы | |||
Сбыт | Производство | Снабжение | Финансы | |
Стратегический уровень | Новые продукты и услуги Исследования и разработки | Производст-венные мощности Выбор технологий | Материальные источники Товарный прогноз | Финансовые источники Выбор модели уплаты налогов |
Тактический уровень | Анализ и планирование объемов сбыта | Анализ и планирование производст-венных программ | Анализ и планирование объемов закупок | Анализ и планирование денежных потоков |
Оперативный уровень | Обработка за-казов клиентов Выписка сче-тов и наклад-ных | Обработка производст-венных заказов | Складские операции Заказы на закупку | Ведение бухгалтерских книг |
2. С точки зрения функциональной направленности выделяют подсистемы:
- планирование;
- регулирование (оперативное управление);
- учет;
- анализ.
Примером применения подхода к выделению функциональных подсистем на основе функций управления может служить Многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации корпорации “Галактика”, который включает 4 контура автоматизации в соответствии с функциями управления (см. таблицу 2):
Таблица 2 - Функциональные подсистемы МСК "Галактика", выделенные по функциональному принципу
Контур планирования | Контур оперативного управления | Контур учета и контроля | Контур анализа |
· стратегическое планирование · финансовое планирование, бюджет · планирование маркетинговых кампаний · производственное планирование · планирование себестоимости · календарно-сетевое планирование · планирование инфраструктуры предприятия · оценка ресурсов · баланс мощностей | · управление договорами · управление финансами · управление производством · управление закупками · управление запасами · управление продажами · управление себестоимостью · мониторинг качества · управление персоналом · управление делопроиз-водством · управление консигнацией и розницей · управление автотранспортом | · контроль планов и качества · банковские, кассовые операции · контроль исполнения бюджета · учет материальных ценностей · учет основных средств и нематериальных активов · учет труда и заработной платы · учет фактических затрат · сводная и консолидированная отчетность | · анализ выполнения планов · финансовый анализ · анализ оборотных средств · анализ себестоимости · маркетинговый анализ · анализ качества и рекламаций |
3. Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам, например, решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде локальных информационных систем, импортирующих данные из корпоративной информационной системы (например, система бизнес-планирования на основе ППП Project-Expert), или в виде специальных подсистем в рамках корпоративной ИС (например, информационной системы руководителя).
4. На практике чаще всего применяется смешанный предметно-функциональный подход, согласно которому построение функциональной структуры ИС - это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системы управления, а также характеру выполняемых функций управления. Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ИС предприятия:
Функциональный принцип:
- перспективное развитие (ПР);
- технико-экономическое планирование (ТЭП);
- бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности (БУАХД);
Предметный принцип (подсистемы управления ресурсами):
- техническая подготовка производства (ТПП);
- управление основным производством (УОП);
- управление вспомогательным производством (УВП);
- управление качеством продукции (УКП);
- управление материально-техническим снабжением (УМТС);
- управление реализацией и сбытом готовой продукции (УС);
- управление кадрами (УК).
Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами. Рассмотрим структуру подсистем ИС, выделенных по смешанному (предметно-функциональному) принципу, более подробно (см. рисунок 4).
Рисунок 4 - Состав функциональных подсистем ИС, выделенных по функционально-предметному принципу
Целью создания подсистемы "Перспективное развитие" является прогнозирование и стратегическое планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу. В подсистеме проводятся следующие исследования: рынка сбыта продукции, развития технологий производства и сырьевого рынка, собственных резервов, направлений реконструкции и модернизации предприятия, территориального распределения и нового строительства экономических объектов и др. Проведение перспективных исследований предполагает решение задач долгосрочного прогноза (10-20 лет) и разработки перспективного плана (на 5 лет) на основе аналитических данных, подготавливаемых в подсистеме «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» за ряд лет. Результаты решения задач подсистемы «Перспективное развитие» используются, прежде всего, при решении задач технико-экономического планирования и технической подготовки производства.
В подсистеме "Техническая подготовка производства" автоматизируются функции управления процессом проектирования, изготовления и внедрения новых конструкций изделий, оснастки, инструмента или модернизации действующего производства, а также выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основной целью создания подсистемы ТПП является сокращение сроков подготовки и выпуска новой продукции, модернизации освоенной продукции, минимизация материальных, трудовых и финансовых затрат на их выпуск. К задачам, решаемым в подсистеме, относятся: конструирование новых видов изделий и получение их чертежей, разработка технологической документации по их изготовлению и организация их производства. В подсистеме ТПП используются прогнозные и плановые данные подсистемы ПР и текущие аналитические данные подсистемы БУиАХД. Результаты решения задач подсистемы используются в подсистемах технико-экономического планирования, управления ресурсами, бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности.
Целью выделения подсистемы “Технико-экономическое планирование” является формирование годовых производственных программ на основе использования экономико-математических методов, позволяющих увязывать прогнозируемый объем сбыта продукции с имеющимися производственными мощностями, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также распределение годовой производственной программы по плановым периодам. В результате технико-экономического планирования составляется комплекс планов сбыта, основного и вспомогательного производства, материально-технического снабжения, управления качеством, использования финансовых средств, набора кадров и т.д. Технико-экономическое планирование осуществляется на основе данных, поучаемых в подсистемах ПР, ТПП, БУАХД. Результаты технико- экономического планирования непосредственно используются в подсистемах управления ресурсами.
Подсистема «Управление сбытом готовой продукции» предназначена для оперативного управления сбытом продукции в соответствии с технико-экономическим планом, определенным портфелем договоров и заказов, пропускной способностью каналов сбыта, перечнем номенклатуры товаров и производственными возможностями. Целью создания подсистемы "Управление сбытом продукции"является комплексная автоматизация задач оперативного планирования, учета, контроля, анализа и регулирования процесса реализации готовой продукции, в том числе: формирование, контроль и анализ графика отгрузки готовой продукции; анализ и регулирование портфеля заказов; анализ и регулирование запасов готовой продукции на складе и т.д. Результаты решения задач подсистему УС поступают для учета в подсистему БУАХД, в подсистему оперативного управления основным производством для формирования и контроля производственных заданий, в другие подсистемы управления ресурсами.
В подсистеме "Управление основным производством" решаются задачи оперативного планирования, учета и регулирования выполнения производственных заданий, которые последовательно формируются в соответствии с технологическим процессом обработки сырья, материалов, полуфабрикатов для изготовления готовой продукции. Целью подсистемы УОП является обеспечение выполнения заказов на выпуск готовой продукции при полном и эффективном использовании оборудования, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, максимальном сокращении длительности производственного цикла и объема незавершенного производства. Решение задач УОП предполагает разработку календарно-плановых нормативов; составление плановых заданий на общезаводском, межцеховым и внутрицеховом уровнях; оперативный учет и анализ; диспетчерское регулирование производства. Выходные данные подсистемы УОП учитываются в подсистеме БУАХД, используются для формирования и контроля заказов на закупку материалов и комплектующих деталей в подсистеме УМТС, а также в других подсистемах оперативного управления ресурсами.
Основной целью подсистемы "Управления материально-техническим снабжением" является оперативное обеспечение потребностей производства в материальных ресурсах при минимальных затратах на их приобретение, транспортировку и хранение. Автоматизации подлежат задачи оперативного планирования и учета материальных ресурсов, таких, как: расчет потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях на производственные задания; заключение договоров и оформление заказов на поставку необходимой продукции; формирование, контроль и анализ графика снабжения; анализ и регулирование запасов сырья и комплектующих деталей на складах и т.д. Результаты решения задач этой подсистемы используются в других подсистемах управления ресурсами и в подсистеме БУАХД.
Целью создания подсистемы "Управление качеством продукции" является автоматизация задач оперативного планирования, регулирования, учета и анализа качества продукции, к которым относятся следующие задачи: оперативное планирование объема выпуска продукции по категориям качества; расчет оптимальных значений показателей качества; диагностика показателей качества и надежности изделий; оперативный учет брака; оперативный учет сдачи бездефектной продукции; оперативный учет рекламаций и претензий к качеству; оперативный учет качества труда работников. При решении задач данной подсистемы необходима информация из подсистем УС, УОП, УМТС, УВП, УК, которым в свою очередь передаются данные о результатах проверки качества. Результаты решения задачи учитываются в подсистеме БУАХД.
Подсистема "Управление вспомогательным производством" предназначена для автоматизации оперативного управления инструментальным производством, ремонтным и транспортным хозяйством и энергетическим обеспечением предприятия. Целью разработки подсистемы является автоматизация трудоемких расчетов по оперативному планированию и регулированию в инструментальном, ремонтном производстве и транспортном хозяйстве. Деятельность вспомогательных служб предприятия планируется и регулируется на основе потребностей основного производства, материально-технического снабжения и сбыта. Данные подсистемы УВП используются в подсистемах УКП, УК и учитываются в подсистеме БУАХД.
Подсистема "Управление кадрами"предназначена для реализации функций оперативного планирования и учета личного состава, учета и функционального анализа движения кадров, повышения квалификации кадров и т.д. Подсистема имеет двухсторонние связи со всеми подсистемами оперативного управления ресурсами. Выходные данные подсистемы используются в подсистеме БУАХД при учете труда и заработной платы.
Целью создания подсистемы "Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности" служит повышение оперативности и достоверности учетной информации, расширение и усиление аналитических и контрольных функций учета. В подсистеме объединены оперативный, бухгалтерский и управленческий виды учета благодаря использованию общего плана счетов. В подсистеме автоматизируются задачи учета основных средств; труда и расчета заработной платы, учета основного производства, материалов, затрат на производство, учета готовой продукции, сводного учета и составления отчетности, финансовые расчеты. В процессе обработки информации данная подсистема получает информацию из подсистем оперативного управления ресурсами для собственно учета операций, ПР и ТЭП для анализа хозяйственной деятельности предприятия, а также осуществляет информационное обеспечение подсистем ПР, ТПП, ТЭП.