Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды.
Система наблюдения и оценки состояния опасностей, их влияния на человека и природу весьма многообразна. Она включает в себя следующие элементы:
— мониторинг окружающей среды (глобальный, государственный, региональный, локальный, фоновый);
— мониторинг источников опасностей (объектовый, aэрокосмический), контроль безопасности оборудования и продукции, неразрушающий технический контроль:
— мониторинг здоровья работающих и населения (аттестация рабочих мест, контроль воздействия на человека опас ных факторов техносферы, таких, как вибрация, шум, ЭМП и ЭМИ, радиация и др.).
Мониторинг окружающей среды— это система регулярного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды обитания. Он представляет собой комплекс мероприятий по определению состояния окружающей среды и отслеживанию динамики изменений в ее состоянии.
Основные задачи мониторинга можно определить следующим образом:
— систематические наблюдения за состоянием среды и источниками, воздействующими на окружающую среду;
— оценка фактического состояния природной среды;
— прогноз состояния окружающей среды на будущее.
Глобальный мониторинг.В 1971 г. Международный совет научных союзов впервые сформулировал принципы построения глобальной системы мониторинга состояния биосферы и определил показатели, за которыми следует установить
постоянные наблюдения и контроль. В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде одобрила эти основные принципы, а в рамках Программы ЮНЕП (Программа ООН по проблемам окружающей среды) в 1973—1974 гг. были разработаны основные положения создания Глобальной системы мониторинга окружающей среды. При создании ГСМОС было рекомендовано опираться на существующие национальные системы.
На совещании в Найроби (1974 г.) определены следующие задачи ГСМОС:
— организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
— оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат;
— оценка количества и распределения загрязнителей биосферы, особенно пищевых цепей;
— оценка критических проблем, возникающих в связи с сельским хозяйством;
— оценка реакции наземных экосистем на загрязнение окружающей среды;
— оценка загрязнения океана и его влияния на морские экосистемы;
— создание и усовершенствование системы предупреждения о стихийных бедствиях в международном масштабе.
При этом были определены конечные цели ГСМОС:
— установление уровней выбросов загрязнителей в определенной среде, их распределения в пространстве и времени;
— знание скоростей и величин потоков выбрасываемых загрязнителей и вредных продуктов, их превращений;
— обеспечение сравнения методик пробоотбора и анализов, принятых в различных странах, обмен опытом организации мониторинга;
— обеспечение информацией о загрязнителях в глобальном и региональном масштабе для принятия решений по управлению при борьбе с загрязнениями.
Приняты следующие перечни приоритетных загрязнителей, подлежащих определению:
— в воздухе — взвешенные частицы, оксиды серы, азота и углерода, озон, сульфаты, свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, бензо[а]пирен, ДДТ и другие пестициды;
— атмосферных осадках — свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, сульфаты, бензо[а]пирен, ДДТ и другие пестициды, главные катионы и анионы (катионы калия, натрия, магния и кальция, сульфат-, хлорид-, нитрат- и гидрокарбонат-анионы) кроме того, подлежит определению рН осадков;
— пресных водах, в донных отложениях и почве — свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, бензо[а]пирен, ДДТ и другие пестициды, биогенные элементы (фосфор, азот, кремний);
— биоте — свинец, кадмий, ртуть и мышьяк, бензо[а]пирен, ДДТ и другие пестициды.
Государственный мониторинг окружающей среды(далее — экологический мониторинг). Он проводится в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177.
Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, состояния недр и других природных зон (внутренние моря, о. Байкал, территориальные моря).
Результаты ЭМ с практической точки зрения весьма важны, так как при этом устанавливаются уровни загрязнений компонент окружающей среды в регионах и городах различными ингредиентами, а также фоновые загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвы.
Фоновое загрязнение природной среды изменяется в основном за счет распространения загрязняющих веществ в атмосфере на большие расстояния. Загрязняющие вещества в процессе дальнего переноса претерпевают физико-химические изменения, осаждаются на земную поверхность и включаются в природные процессы миграции. В районах, удаленных от мест интенсивной деятельности, происходит накопление загрязнителей. Фоновый экологический мониторинг проводится для того, чтобы выявить глобальные тенденции изменений биосферы на фоновом уровне загрязнения.
Экологический мониторинг осуществляют в пределах своей компетенции Минприроды России, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Минсельхоз России и другие органы исполнительной власти. Минприроды России координирует деятельность федеральных органов по организации и осуществлению ЭМ.
Государственная наблюдательная сеть за загрязнением окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды имеет следующий количественный состав.
Наблюдения за загрязнением атмосферы проводятся регулярно в 229 городах и населенных пунктах России на 623 стационарных постах Росгидромета. В большинстве городов измеряют концентрации от пяти до 25 веществ.
Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производится в шести гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от двух до шести показателей.
Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 160 станциях в прибрежных районах восьми морей, омывающих территорию РФ. В отобранных пробах определяются до 24 инградиентов.
Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ ориентирована на западную границу РФ. На четырех станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.
Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв являются сельскохозяйственные угодья (поля), лесные массивы зон отдыха и прибрежных зон. Отбор почв на содержание пестицидов (21 наименование) выполнен в хозяйствах 190 районов. Отбор проб на содержание до 24 ингредиентов промышленного происхождения проводился на территории 41 города.
Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1182 водных объекта. Отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей проводился на 1716 пунктах.
Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 123 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 131 пункта, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН.
Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 536 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значение рН, а также бензо[а]пирен, тяжелые металлы.
Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии природной среды на территории РФ, на основании которой проводятся оценки и прогноз изменения этого состояния под влиянием техногенных факторов. На территории России находятся пять станций ком плексного фонового мониторинга, которые расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-тер-расном, Астраханском, Кавказском, Алтайском.
Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды осуществляются с помощью стационарной сети на 1312 пунктах. Гамма-спектрометрический и радиохимический анализы проб проводятся в специальных радиометрических лабораториях.
Региональный мониторинг.На территории крупных городов больших государств, например, таких, как Российская Федерация, США, Канада и т.п. организуется региональный мониторинг. Он не только является частью государственного мониторинга, но и решает задачи, специфические для данной территории. Основная задача регионального мониторинга — это получение более полной и детальной информации о состоянии окружающей среды региона и воздействии на нее техногенного фактора, что не представляется возможным сделать в рамках глобального и государственного мониторинга, так как в их программах нельзя учесть особенности каждого региона.
Локальный мониторинг.При организации и проведении локального мониторинга необходимо определить приоритетные загрязнители, за которыми уже ведутся наблюдения в рамках глобального, государственного и регионального мониторинга, а также загрязнители от имеющихся источников загрязнения или от создаваемых производств.
По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут установить для предприятия временные ПДВ или ПДС. В особых случаях может ставиться вопрос о полной приостановке деятельности предприятия, его перепрофилировании или переносе в другую местность.