Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды.

Система наблюдения и оценки состояния опасностей, их влияния на человека и природу весьма многообразна. Она включает в себя следующие элементы:

— мониторинг окружающей среды (глобальный, государ­ственный, региональный, локальный, фоновый);

— мониторинг источников опасностей (объектовый, aэро­космический), контроль безопасности оборудования и про­дукции, неразрушающий технический контроль:

— мониторинг здоровья работающих и населения (атте­стация рабочих мест, контроль воздействия на человека опас ных факторов техносферы, таких, как вибрация, шум, ЭМП и ЭМИ, радиация и др.).

Мониторинг окружающей среды— это система регу­лярного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды обитания. Он представляет собой комплекс мероприятий по определению состояния окружающей среды и отслежи­ванию динамики изменений в ее состоянии.

Основные задачи мониторинга можно определить сле­дующим образом:

— систематические наблюдения за состоянием среды и источниками, воздействующими на окружающую среду;

— оценка фактического состояния природной среды;

— прогноз состояния окружающей среды на будущее.

Глобальный мониторинг.В 1971 г. Международный совет научных союзов впервые сформулировал принципы построе­ния глобальной системы мониторинга состояния биосферы и определил показатели, за которыми следует установить

постоянные наблюдения и контроль. В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде одобрила эти основ­ные принципы, а в рамках Программы ЮНЕП (Программа ООН по проблемам окружающей среды) в 1973—1974 гг. были разработаны основные положения создания Глобальной системы мониторинга окружающей среды. При создании ГСМОС было рекомендовано опираться на существующие национальные системы.

На совещании в Найроби (1974 г.) определены следу­ющие задачи ГСМОС:

— организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;

— оценка глобального загрязнения атмосферы и его влия­ния на климат;

— оценка количества и распределения загрязнителей био­сферы, особенно пищевых цепей;

— оценка критических проблем, возникающих в связи с сельским хозяйством;

— оценка реакции наземных экосистем на загрязнение окружающей среды;

— оценка загрязнения океана и его влияния на морские экосистемы;

— создание и усовершенствование системы предупрежде­ния о стихийных бедствиях в международном масштабе.

При этом были определены конечные цели ГСМОС:

— установление уровней выбросов загрязнителей в опреде­ленной среде, их распределения в пространстве и времени;

— знание скоростей и величин потоков выбрасываемых загрязнителей и вредных продуктов, их превращений;

— обеспечение сравнения методик пробоотбора и анали­зов, принятых в различных странах, обмен опытом органи­зации мониторинга;

— обеспечение информацией о загрязнителях в гло­бальном и региональном масштабе для принятия решений по управлению при борьбе с загрязнениями.

Приняты следующие перечни приоритетных загрязните­лей, подлежащих определению:

— в воздухе — взвешенные частицы, оксиды серы, азота и углерода, озон, сульфаты, свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, бензо[а]пирен, ДДТ и другие пестициды;

— атмосферных осадках — свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, сульфаты, бензо[а]пирен, ДДТ и другие пестициды, главные катионы и анионы (катионы калия, натрия, магния и кальция, сульфат-, хлорид-, нитрат- и гидрокарбонат-анионы) кроме того, подлежит определению рН осадков;

— пресных водах, в донных отложениях и почве — свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, бензо[а]пирен, ДДТ и другие пести­циды, биогенные элементы (фосфор, азот, кремний);

— биоте — свинец, кадмий, ртуть и мышьяк, бензо[а]пирен, ДДТ и другие пестициды.

Государственный мониторинг окружающей среды(далее — экологический мониторинг). Он проводится в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правитель­ства РФ от 31 марта 2003 г. № 177.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объ­ектов животного мира, состояния недр и других природных зон (внутренние моря, о. Байкал, территориальные моря).

Результаты ЭМ с практической точки зрения весьма важны, так как при этом устанавливаются уровни загрязнений ком­понент окружающей среды в регионах и городах различными ингредиентами, а также фоновые загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвы.

Фоновое загрязнение природной среды изменяется в основном за счет распространения загрязняющих веществ в атмосфере на большие расстояния. Загрязняющие вещества в процессе дальнего переноса претерпевают физико-химиче­ские изменения, осаждаются на земную поверхность и включа­ются в природные процессы миграции. В районах, удаленных от мест интенсивной деятельности, происходит накопление загрязнителей. Фоновый экологический мониторинг прово­дится для того, чтобы выявить глобальные тенденции изме­нений биосферы на фоновом уровне загрязнения.

Экологический мониторинг осуществляют в пределах своей компетенции Минприроды России, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Минсельхоз России и другие органы исполнительной власти. Минприроды России координирует деятельность федераль­ных органов по организации и осуществлению ЭМ.

Государственная наблюдательная сеть за загрязнением окружающей среды Федеральной службы по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды имеет следующий количественный состав.

Наблюдения за загрязнением атмосферы проводятся регу­лярно в 229 городах и населенных пунктах России на 623 ста­ционарных постах Росгидромета. В большинстве городов измеряют концентрации от пяти до 25 веществ.

Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производится в шести гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от двух до шести показателей.

Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохи­мическим показателям проводятся на 160 станциях в при­брежных районах восьми морей, омывающих территорию РФ. В отобранных пробах определяются до 24 инградиентов.

Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ ориентирована на западную границу РФ. На четырех станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозо­лей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.

Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв являются сельскохозяйственные угодья (поля), лесные массивы зон отдыха и прибрежных зон. Отбор почв на содержание пести­цидов (21 наименование) выполнен в хозяйствах 190 районов. Отбор проб на содержание до 24 ингредиентов промышлен­ного происхождения проводился на территории 41 города.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1182 водных объ­екта. Отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показате­лей проводился на 1716 пунктах.

Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химиче­ским составом и кислотностью осадков, состоит из 123 стан­ций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 131 пункта, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН.

Система контроля загрязнения снежного покрова на тер­ритории России осуществляется на 536 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значение рН, а также бензо[а]пирен, тяжелые металлы.

Система фонового мониторинга ориентирована на получе­ние информации о состоянии природной среды на террито­рии РФ, на основании которой проводятся оценки и прогноз изменения этого состояния под влиянием техногенных фак­торов. На территории России находятся пять станций ком плексного фонового мониторинга, которые расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-тер-расном, Астраханском, Кавказском, Алтайском.

Наблюдения за радиационной обстановкой окружаю­щей среды осуществляются с помощью стационарной сети на 1312 пунктах. Гамма-спектрометрический и радиохими­ческий анализы проб проводятся в специальных радиомет­рических лабораториях.

Региональный мониторинг.На территории крупных горо­дов больших государств, например, таких, как Российская Федерация, США, Канада и т.п. организуется региональный мониторинг. Он не только является частью государствен­ного мониторинга, но и решает задачи, специфические для данной территории. Основная задача регионального монито­ринга — это получение более полной и детальной информа­ции о состоянии окружающей среды региона и воздействии на нее техногенного фактора, что не представляется возмож­ным сделать в рамках глобального и государственного мони­торинга, так как в их программах нельзя учесть особенности каждого региона.

Локальный мониторинг.При организации и проведении локального мониторинга необходимо определить приори­тетные загрязнители, за которыми уже ведутся наблюдения в рамках глобального, государственного и регионального мониторинга, а также загрязнители от имеющихся источни­ков загрязнения или от создаваемых производств.

По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут установить для предприятия вре­менные ПДВ или ПДС. В особых случаях может ставиться вопрос о полной приостановке деятельности предприятия, его перепрофилировании или переносе в другую местность.

Наши рекомендации