Отделение роликовых подшипников
Для выполнения полной ревизии, предусматривающей процессы демонтажа, ремонта и монтажа букс с роликовыми подшипниками, в колесном участке организуется отделение роликовых подшипников.
В отделении имеются три участка: демонтажный, ремонтно-комплектовочный и монтажный.
Наиболее совершенной формой организации производства в отделении роликовых подшипников является поточный метод с применением механизированных или автоматизированных линий.
Фронт работ но демонтажу и монтажу букс с роликовыми подшипниками при стационарном методе определяется по формуле:
, (3.16.)
где Nкп- количество колесных пар в год, подлежащих ремонту с демонтажем букс;
tД - время, затрачиваемое на демонтаж или монтаж букс одной колесной пары;
FОБД - годовой фонд времени работы.
Площадь для размещения демонтажного и монтажного участков определяют из расчета 10 м2 на одну колесную пару. Площадь комплектовочного помещения принимают 20-40 м2.
Компоновка производственных участков и размещение оборудования и поточных линий определяются технологической последовательностью операций производственного процесса и выполняются по нормам технологического проектирования машиностроительных предприятий.
Кузнечный участок
В кузнечном участке изготавливаются все виды поковок для деталей вагонов, ремонтируемых на предприятии, а также кованые и штампованные детали для других вагоноремонтных предприятий. В состав кузнечного участка входят отделения: заготовительное со складом материалов; молото-прессовое; сварочное; инструментально-штамповочное; склады готовых изделий, металлов.
В зависимости от размера участка, характера производства и технологических процессов некоторых из перечисленных производственных отделений может вовсе не быть или они объединяются с другими отделениями.
Производственная программа устанавливает выпуск продукции по количеству и по массе. Определяется программа на основании: производственного задания по ремонту вагонов и норм расхода поковок на единицу ремонта; задания по изготовлению запасных частей для других предприятий; объема поковок для изготовления инструмента, штампов, для ремонта оборудования и хозяйственных нужд.
Примерный расход поковок на один ремонтируемый вагон установлен статистически и принимается: для капитального ремонта четырехосных грузовых вагонов: крытых - 625 кг; цистерн - 420 кг; изотермических с металлическим кузовом - 470 кг; для пассажирских цельнометаллических вагонов - 510 кг.
Расход новых поковок для нужд предприятия принимается: на изготовление штампов, инструмента и приспособлений в размере 4% к
основному заданию; на ремонт оборудования, зданий и сооружений -
3%.
Выбор основного производственного оборудования тесно связан с выбором технологических процессов изготовления поковок. Эти процессы нужно выбирать с учетом известных наданное время прогрессивных способов кузнечного производства, а также с учетом его серийности. Для каждой поковки следует выбирать наиболее совершенный технологический процесс, в соответствии с ее массой, конфигурацией и требованиями к качеству, и в то же время наиболее экономичный при заданных масштабах производства.
Необходимое время работы оборудования t для выполнения заданной программы, расчетное количество оборудования Бкр и коэффициент его загрузки К3 вычисляют по формулам:
; (3.17.)
; (3.18.)
, (3.19.)
где Nп - масса или количество поковок данной массы по годовой программе;
- часовая производительность оборудования (кг или шт.);
FДО - годовой фонд времени работы оборудования;
БПР- принятое количество оборудования.
При проектировании цехов крупносерийного производства для определения размеров и количества оборудования используют показатели затрат машино-часов на 1т выпускаемых поковок по отдельным типам оборудования, а также данные о количестве оборудования определенной мощности в процентах к общей потребности оборудования данного типа.
Пользуясь указанными данными, расчетное число единиц оборудования определенного типа имощности Бкр определяют по формуле:
, (3.20.)
где Nп - масса или количество поковок данной массы по годовой программе;
tч - затраты машино-часов для данного типа оборудования на 1 т поковок;
- процент оборудования данной мощности от общего количества оборудования данного типа;
FДО - годовой фонд времени работы оборудования.
Компоновка площадей производственных и вспомогательных отделений участка должна прежде всего обеспечивать прямоточность производства.
Все отделения, где не требуется большая высота помещений и не нужно обслуживание кранами, следует располагать по возможности не в основных производственных, а в боковых менее высоких пролетах или в нижнем этаже бытовых пристроек. Общую площадь Sк участка ориентировочно можно определить по формуле:
, (3.21.)
где Nп - масса или количество поковок данной массы по годовой программе;
gп - годовой съем поковок с 1 м2 площади цеха при работе в одну смену (gп = 2 т) ;
m - число смен работы.
Более точно площади участка (общую и производственную) определяют на основании компоновки отделений и участков и размещения оборудования. Площади складов и кладовых принимают в соответствии с нормами хранения материалов и нормами нагрузок на единицу площади.
Размещение оборудования осуществляют по предметным участкам с замкнутым технологическим циклом, причем каждому формообразующему агрегату (молоту, прессу) придают нагревательную печь и обрезной пресс (при штамповке). Если размещение осуществляют по группам однотипного формообразующего оборудования (например, ковочных и штамповочных молотов), то за каждой единицей оборудования не закрепляют нагревательные печи и обрезные прессы.
При размещении оборудования по предметным участкам с замкнутым технологическим циклом производства расчет потребности
оборудования ведется по каждому агрегату (молоту, нагревательной печи и обрезному прессу).
Количество производственных рабочих можно подсчитать по одному из методов, с учетом коэффициента загрузки оборудования или трудоемкости изготовления 1 т поковок.
При достаточно высоком коэффициенте загрузки оборудования количество производственных рабочих для данного оборудования принимают равным количественному составу обслуживающей бригады. При неполной загрузке оборудования количество производственных рабочих Rпр определяют по формуле :
, (3.22.)
где FДО ,;
р - плотность работы;
n0- фактическое количество единиц данного оборудования,
К3 - коэффициент загрузки оборудования.
Если известна трудоемкость изготовления поковок, то общее количество производственных рабочих Rпр составит:
, (3.23.)
где Qn – трудоёмкость на единицу продукции; Nпг - общий годовой выпуск поковок на участке; FДР - годовой фонд времени работы одного рабочего.
Контроль поковок и штамповок является обязательной частью производственного процесса. Контролю подвергаются: исходный материал заготовки в процессе изготовления; и готовой поковки и штамповки. К дефектам исходного материала относятся: волосовины, закаты, плены, расслоения, неметаллические включения, трещины и др.
Основным фактором, обеспечивающим получение поковок и штамповок высокого качества, является строгое соблюдение технологического процесса изготовления.
Механический участок
Механический участок - важнейшее звено в структуре вагоноремонтного производства. В нем выполняется станочная обработка новых деталей для ремонтируемых вагонов, а также для отправки на другие вагоноремонтные предприятия, в порядке кооперированных поставок. Механический участок тесно связан прежде всего с кузнечным и литейным цехами, которые обеспечивают его заготовками. Часть деталей обрабатывается изпрокатных материалов, получаемых со склада.
Снабжение механического участка заготовками может осуществляться через промежуточные склады заготовок, а передача обработанных деталей из механического в вагоносборочный участок и другие, может производиться через склады готовых узлов и деталей. Проверка качества выпускаемой продукции осуществляется отделом технического контроля (приёмщиком).
Производственная программа механического участка устанавливается по номенклатуре, спецификации и массе обрабатываемых деталей и определяется программой ремонта вагонов, нормами расходадеталей на ремонтируемый вагон и заданным планом изготовления запасных частей для других предприятий.
В состав механического участка входят производственное (станочное) и вспомогательное отделения, складские и служебно-бытовые помещения. Производственное отделение формируемся из участков и поточных линий по обработке деталей и сборке небольших узлов. К вспомогательным относятся инструментально-раздаточная кладовая, участок механика, кладовые заготовок и готовых изделий
Процесс производства предусматривает ритмичную подачу в цех отливок, поковок и сортового материала на участки обработки и такую же выдачу деталей.
В области организации производства рекомендуется внедрение предметно-замкнутых участков, поточных механизированных и автоматизированных линий, многостаночного обслуживания, групповых методов обработки и научной организации труда,
В соответствии с этим в механическом участке организуют специализированные производственные отделения и поточные линии обработки по основным группам деталей.
Организация предметных отделений и поточных линий позволяет специализировать оборудование на выполнении однородных операций, уменьшить заделы, сократить производственные циклы, упростить управление производством.
Механический участок оснащают высокопроизводительными металлорежущими станками: токарными, фрезерными, строгальными, сверлильными, долбежными. Расчет потребности станков выполняется одним из двух способов: по технологическому процессу (детальный метод); по технико-экономическим показателям (укрупненный метод).
Расчет станочного парка механического участка по первому методу можно вести при наличии точно установленной номенклатуры продукции, подробно разработанных технологических процессов и норм времени на каждую деталь и операцию. Второй метод расчета используют в тех случаях, когда неизвестна точная номенклатура обрабатываемых деталей.
При детальном методе расчетов количество станков можно определить по формуле:
, (3.33.)
где NД - количество одноименных деталей, обрабатываемых в течение года на данной группе станков;
tшк - штучно-калькуляционное время на обработку одной детали, мин. ;
Fн - номинальный фонд времени работы одного cтанка при
односменной работе в течение года, ч;
т - число смен работы;
- коэффициент использования номинального фонда времени, учитывающий его затраты на ремонт cтанка.
По укрупненному методу расчет ведется на основе технико-экономичеcких показателей, характеризующих: съем продукции с одного станка в тоннах или штуках при односменной работе; съем продукции с одного станка в денежном выражении при тех же условиях работы; трудоемкость обработки 1т изделий в станко-часах. Точность расчетов зависит от степени точности исходных нормативов. Если расчеты ведутся по показателям съема изделий с одного станка, то формула для определения расчетного количества оборудования примет вид:
, (3.34)
где Nг - годовая программа выпуска продукции;
qг - годовой съем изделий с одного станка при работе в одну смену;
т - число смен работы.
Если расчеты производят по трудоемкости обработки, то используют формулу:
, (3.35.)
где tг - трудоемкость обработки 1 тизделий, станко-часов;
Fн - номинальный фонд времени работы одного cтанка при односменной работе в течение года, ч;
т - число смен работы;
- коэффициент использования номинального фонда времени, учитывающий его затраты на ремонт cтанка.
В среднем можно принять трудоемкость обработки 1т новых деталей (без метизов) в станко-часах: для ремонта грузовых вагонов – 24; пассажирских - 45.
Полученное при расчете, общее количество станков распределяют по типам и по мощности в соответствии с удельным соотношением различных групп станков.
Количество производственных рабочих-станочников определяют по общей трудоемкости годовой программы или по числу запроектированного производственного оборудования. Потребность рабочих для поточных и автоматических линий определяют по числу рабочих мест, с учетом многостаночного обслуживания.
Расчет потребного количества производственных рабочих Fпр по общей трудоемкости годовой программы при единичном и серийном производствах ведется по формуле:
, (3.36.)
где NД - количество одноименных деталей, обрабатываемых в течение года на данной группе станков;
tшк - штучно-калькуляционное время на обработку одной детали, мин. ;
F ДР - действительный годовой фонд рабочего времени одного работника;
- коэффициент многостаночности.
Количество рабочих-станочников, по наличию оборудования, определяют с учетом его загрузки:
, (3.37.)
где Fн - номинальный фонд времени работы одного cтанка при односменной работе в течение года, ч;
Бст – количество станков;
F ДР - действительный годовой фонд рабочего времени одного работника;
- коэффициент многостаночности.
- коэффициент использования номинального фонда времени, учитывающий его затраты на ремонт cтанка.
Коэффициент многостаночности принимается на основании опытных данных в зависимости от типа оборудования. Значение этого коэффициента для токарных многорезцовых станков, токарных полуавтоматов, сверлильных и фрезерных станков принимают 1,5 - 2,0.
Механический участок размещают в одном или двух пролетах здания (в зависимости от объема работы и количества станков) в блоке с ремонтно-механическим и инструментальным участками. Такое размещение позволяет сократить транспортировку частей при ремонте, ускорить процесс ремонта и лучше снабжать механический участок режущим и измерительным инструментом. Стандартная ширина пролетов в механических участках равна 18 или 24 м.
Длина пролетов определяется количеством и расположением оборудования, размером площадей вспомогательных отделений. Площадь станочного отделения определяют расстановкой оборудования, с соблюдением: установленных проходов между станками, проездов для транспортных средств, а также выделением мест для складских площадок. При укрупненных расчетах на один станок принимают площадь 20 м2.
Станки могут быть расположены в порядке последовательности выполнения операций технологического процесса, образуя поточные линии, или по типовому признаку самих станков (групповое расположение), или комбинированно, с большим или меньшим преобладанием одного из принципов.
Планировка производственных участков, кладовых и контрольных площадок должна обеспечить прямоточностъ технологических процессов и минимальный объем внутрицеховых транспортных перевозок и складских работ.