Ремонтно-комплектовочный участок
Ремонтно-комплектовочный участок объединяет несколько специализированных отделений, предназначенных для ремонта снимаемых с вагонов деталей и сборки их в узлы и комплекты.
Комплектование заключается в подборе и пригонке деталей, входящих в узел или агрегат. Детали комплектуют по спецификациям, приведенным в картах технологического процесса сборки узла.
Наличие ремонтно-комплектовочного участка в составе вагоноремонтного депо позволяет создать установленный запас (задел) отремонтированных и скомплектованных узлов вагонов.
Производственная структура и состав отделений этого участка определяется в зависимости от специализации и объема работ, характера и типа производства. Однако, независимо от специализации в состав ремонтно-комплектовочного участка каждого предприятия входит определенная группа ремонтных отделений: моечное, кузнечно-ремонтное, автосцепки, автотормозов, ремонтно-сварочное, механическое, кровельное, столярное, кладовые (инструментально-раздаточная, запасных частей и материалов).
На предприятиях с большой годовой программой производства и высокой степенью специализации некоторые ремонтные отделения не входят в состав ремонтно-комплектовочного участка, а организуются как самостоятельные специализированные участки.
Проектирование и расчет основных параметров производственного процесса ремонтных отделений начинают с определения программы ремонта, в которую входит вся номенклатура ремонтируемых и обрабатываемых в данном отделении деталей с указанием их количества, материала и веса.
Исходными данными для расчета программы являются годовой объем работы вагоносборочного участка по ремонту вагонов или нормы сменяемости деталей на один ремонтируемый вагон. Все эти данные устанавливаются приказами ОАО «РЖД».
Необходимое количество оборудования подсчитывают на основании норм трудоемкости на единицу продукции заданного вида ремонта или на единицу веса ремонтируемых деталей или на ремонт деталей одного вагона заданного вида ремонта. Количество верстаков определяют по максимальному количеству рабочих в смене, занятых на ручных операциях.
Ремонтно-сварочные и наплавочные работы выполняют на специальных постах. Для восстановления деталей широко используют механизированные способы наплавки: автоматическую под слоем флюса, электроимпульсную, автоматическую и полуавтоматическую в среде защитного газа.
Расчет потребного количества электросварочных аппаратов
Бэс для ручной дуговой сварки производят по расходу электродов на один ремонтируемый вагон по формуле:
, (3.1.)
где - годовая программа ремонтируемых вагонов;
- норма расхода электродов на один ремонтируемый вагон, кг;
I - сварочный ток, А ;
- коэффициент наплавки, г/А ч ;
FОБД - годовой фонд времени работы поста в одну смену;
m - число рабочих смен;
- коэффициент использования сварочного поста.
Количество постов для газовой сварки определяют по формуле:
, (3.2.)
где Тсв - суммарное время, затрачиваемое на сварочные работы
одного ремонтируемого вагона;
- коэффициент использования сварочного аппарата (при-
нимается 0,70-0,85);
Кн - прогрессивный коэффициент выполнения норм.
Количество постов для автоматической и вибродуговой наплавки рассчитывают по формуле:
, (3.3.)
где Sн - общая площадь поверхности наплавки;
nн - количество наплавляемых слоев;
f - наплавляемая площадь, см2/ч ;
- коэффициент использования сварочной установки (принимается 0,5-0,7).
Площадь поверхности, наплавляемой аппаратом за 1 ч, можно подсчитать по формуле:
f=Vнlн , (3.4.)
где Vн - скорость наплавки (1600-3600 см2/ч);
lн- шаг наплавки (0,3-0,6).
Количество слоев наплавки можно определить из соотношения:
nн =hн/ h, (3.5.)
где hн - необходимая толщина слоя наплавки;
h - Толщина одного слоя, наплавляемого аппаратом.
При определении расчетного количества станков каждого типа (токарных, фрезерных, строгальных и т.п.) по норме трудоемкости на один ремонтируемый вагон используют формулу:
, (3.6.)
где Nв – количество ремонтируемых вагонов;
Тс - норма времени для определенного вида станков на обработку деталей одного ремонтируемого вагона;
FОБД - годовой фонд времени работы данного оборудования;
- коэффициент использования станка (0,85-0,95).
Расчетное количество станков по нормам трудоемкости для данного вида работ определяют по формуле:
, (3.7.)
где NД - программа выпуска деталей;
tД - трудоемкость изготовления единицы изделия (затраты станко-часов и агрегато-часов по нормам).
Количество слесарных верстаков подсчитывают аналогично:
, (3.8.)
где tсл –норма времени на слесарную обработку одной детали, мин; m - число рабочих смен;
Fв – среднее полезное время работы на верстаке в смену, ч;
, - коэффициент загрузки верстака, стенда, станка (0,8-0,9).
Число стендов, необходимых для стационарной сборки годового количества узлов, определяют по формуле:
, (3.9.)
где Уг - годовая программа сборки узлов;
tсб - нормированное время на сборку одного узла; .
Fсб - полезное время работы на стенде в одну смену.
m - число рабочих смен.
Количество рабочих определяют по трудоемкости работ или количеству оборудования в отделении, или по средней затрате времени в человеко-часах на один ремонтируемый вагон. Численность операторов для механизированных или автоматических линий принимают по техническим нормам обслуживания, установленным технологическими процессами на обработку деталей на этих линиях.
При расчете количества производственных рабочих по трудоемкости изделия пользуются формулой:
, (3.10.)
где NД - программа выпуска деталей; tД - трудоемкость изготовления единицы изделия; - коэффициент многостаночности, т.е. количество станков, обслуживаемых одним рабочим; FДР - годовой фонд времени работы одного работника.
Расчет производственных рабочих по количеству оборудования (станков) ведется по формуле:
, (3.11.)
где Бст – расчётное количество станков; - коэффициент использования станка;
FДР - годовой фонд времени работы одного работника;
- коэффициент многостаночности.
При создании поточных линий количество рабочих следует уточнять с учетом принятой организации и технологии работ. Если не предусмотрена синхронизация операций, рабочий может переходить с одной позиции на другую в пределах времени ритма работы линии.
Производственную площадь отделения определяют по площади Sоб, занятой оборудованием, и переходному коэффициенту КS, учитывающему площадь рабочих мест перед оборудованием, проходы и нормальные расстояния между оборудованием и элементами здания:
Sот = Sоб КS . (3.12.)
Наибольшие величины переходных коэффициентов КS для различных отделений можно принять: слесарно-механического - 3,5; кузнечного - 6,0; сварочного - 5,5; медницкого, кровельного, гальванического и отделения восстановления деталей нанесением синтетических материалов - 4,0; ремонта электрооборудования, приборов вентиляции и водоснабжения -3,5; ремонта электродвигателей, холодильных агрегатов, устройств системы отопления, автосцепки - 4,5.
Расчетные площади участков и отделений окончательно уточняют после размещения оборудования на плане.
Так рассчитывают параметры всех отделений ремонтно-комплектовочного участка.
Рациональная организационно-технологическая взаимосвязь в работе поточных линий вагоносборочного и ремонтно-комплектовочного участков обеспечивается выбором оптимальных соотношений их производственных параметров (такта, производительности, времени цикла и т.д.).
Располагать ремонтные отделения нужно по ходу технологического процесса ремонта вагонов, с учетом организационно-производственных связей между отделениями и позициями. Например, моечное, электросварочное, кузнечное и механическое отделения должны быть расположены в зоне тех позиций, где выполняются подъемочные и слесарно-сборочные работы.
Большое значение для нормальной работы ремонтно-комллектовочного участка имеют комплектовочные склады.
Тележечный участок
В тележечном участке ремонтируются тележки вагонов - выполняется полная их разборка, сборка, проверка и окраска. В зависимости от типа ремонтируемых вагонов тележечный участок специализируется на ремонте тележек пассажирских вагонов или грузовых.
В состав тележечного участка входят несколько отделений: моечное, разборочное, осмотра и дефектоскопии деталей, ремонта и комплектования рам, надрессорных балок, частей рессорного подвешивания, гасителей колебаний, комплектования деталей тормоза, ремонта и комплектования буксового узла, общей сборки, проверки и окраски тележек.
Тележки и их части ремонтируют поточным методом или стационарным на постоянных рабочих местах (стендах). Внедрение поточного метода обеспечивает более рациональное разделение и использование труда и широкое применение средств механизации и автоматизации работ, что намного сокращает простой тележек времонте и улучшает качество ремонта.
Параметры производственного процесса поточных линий (фронт работы, такт, число позиций, шаг конвейера и его длину) рассчитывают по методике и формулам, изложенным выше. Простой тележек в ремонте принимается по нормам, рекомендованным ОАО «РЖД», с учетом опыта работы передовых вагоноремонтных предприятий.
Оборудование для укомплектования позиций и рабочих мест поточных линий, а также для стационарных позиций производственных участков подбирают согласно требованиям принятой технологии. Количество технологического оборудования рассчитывают по формуле: , (3.13.)
где NД - программа выпуска деталей;
tД - трудоемкость изготовления единицы изделия;
FОБД - годовой фонд времени работы данного оборудования;
- коэффициент использования оборудования (станка).
Количество производственных рабочих Rт зависит от программы
Nт участка, затрат времени на ремонтируемую единицу tт и годового фонда рабочего времени одного работника FДР :
. (3.14.)
Приведенное в формуле произведение Nт tт определяет годовой объем работы тележечного участка в человеко-часах.
Тележечный участок и все его отделения обычно размещают в одном из пролетов здания вагоноремонтного депо, параллельно вагоносборочному участку. Ширину пролета принимают 18 или 24 м. Длина тележечного участка определяется планировкой оборудования разборочных, ремонтных, сборочных отделений и поточных линий, рабочих мест и складских площадок.
Размеры каждого отделения участка окончательно уточняют при расстановке оборудования в соответствии с нормами, определяющими расстояние между станками, рабочими и складскими площадками и строительными конструкциями здания. Планировка и основные размеры разборочных и сборочных отделений с нестандартным оборудованием (конвейеры, стенды, кондукторы и др.) определяются удобством его расположения.
При планировке и компоновке оборудования участков и поточных линий нужно соблюдать последовательность его размещения по ходу выполнения технологического процесса, для обеспечения прямоточности производства и наиболее рациональной специализации работ в каждом отделении, но и достигать наилучшего использования технологического и транспортного оборудования.
Колесный участок
В колесном участке производится формирование новых и ремонт изношенных колесных пар для вагонов, ремонтируемых на данном предприятии, а также отправка в депо и на ПТО.
Программа ремонта планируется в единицах ремонта и формирования, раздельно по типам колесных пар.
Основой организации производства в колесном участке являются график работы и технологические карты ремонта и обработки колесных пар и их элементов. Характер технологических процессов осмотра, ремонта, обработки элементов колесных пар и их формирования взначительной степени способствует организации поточного производства в колесном участке.
В колесном участке предусмотрены следующие производственные отделения: моечное, электросварочное, формирования (прессовое); специализированные отделения механической обработки осей колес и колесных пар; обмера, дефектоскопии и сдачи колесных пар; окраски и сушки. В некоторых случаях имеется отделение роликовых подшипников с участками демонтажным, комплектовочным и монтажным.
Колесному участку придан колесный парк – как правило, территория около здания, оборудованная эстакадой с мостовым или козловым краном и рельсовыми путями для размещения колесных пар, ожидающих ремонта или отгрузки. В колесном парке имеется также площадка для хранения заготовок осей и колес.
Производственные отделения колесного участка оснащены специальным технологическим и транспортным оборудованием для выполнения всех операций по ремонту и формированию колесных пар. Для очистки и обмывки колесных пар используются автоматизированные установки, состоящие из механизма очистки и моечной машины периодического действия.
На участке формирования установлены гидравлические прессы отдельно для распрессовки и запрессовки элементов, на участках механической обработки - комплект металлорежущих станков.
Для обработки осей и колес используют операционные станки: осеотрезной, осеобдирочный. Чистовая обточка подступичных частей и шеек осей осуществляется на специализированных токарных станках, накатка - на шеечно-накатных станках. Ступицы цельнокатаных колес растачивают на универсальных карусельных станках, при этом грубая и чистовая расточки производятся на отдельных станках.
Обточку профиля колес по кругу катания производят на колесотокарных станках (типа КЗТС с гидрокопировальными суппортами) или на станках «Рафамет», «Хегеншайт». Необходимое количество технологического оборудования, главным образом металлорежущих станков, определяется как частное от деления годовой затраты станко-часов по каждому виду работ или операций на годовой фонд времени работы станка FДО . Расчет ведется отдельно для каждого вида станков по формуле:
, (3.15.)
где NД - программа выпуска деталей;
tшт - трудоемкость изготовления единицы изделия;
FДО - годовой фонд времени работы станка;
m - число рабочих смен.
Численность производственных рабочих определяется делением общей трудоемкости программы ремонта и формирования колесных пар на фонд рабочего временя одного работника. Эти расчеты выполняются отдельно по всем отделениям колесного участка и по профессиям рабочих. Для приближенных расчетов средняя трудоемкость ремонта одной колесной пары принимается 3,5 человеко-часов., формирования - 5,5 чел.-часов.