Проблемы конкурентоспособности
1. Конкурентоспособность изделия
2. Конкурентоспособность фирмы
3. Конкурентоспособность страны
4. Конкурентоспособность машиностроения РФ
Качество изделия
-Производительность
Изначальная причина использования М&О. Первоначально даже в ущерба качеству. Впервые использование М&О в текстильной промышленности.
-Качество услуги
-Надёжность
Транспорт, авиация.
-Экономичность
Насколько увеличивается выпуск продукции и во сколько обходится эксплуатация техники? Экономичность особенное значение приобретает в развитых странах, где очень дорогие ресурсы. А в стране с дешёвыми ресурсами часто невыгодно применять передовую технику (сколько бы ни экономили ресурсов при использовании техники, её использование не окупается). Как раз в России – применение передовой техники при дешёвых ресурсах невыгодно.
-Компактность
Примерно половина вложений в ОК в здания и сооружения, поэтому компактность даёт большую экономию на зданиях и сооружениях.
-Эргономичность
Удобство эксплуатации. Для того, чтобы обеспечить безаварийное производство и высокое качество продукции.
-Экологичность
Во всех странах ужесточаются требования к защите окружающей среды. Многие наши самолёты запрещены в развитых странах.
-Внешний вид
Цена потребления
-Цена приобретения
-Расходы на эксплуатацию
Чистый эффект = стоимость выпуска – цена потребления
Конкурентоспособная техника: цена потребления наиболее низкая.
Конкурентоспособность поставщика
-Конкурентоспособность изделия
-Сеть технического обслуживания
-Соблюдение сроков поставки
-Поставки в кредит
-Поставки лизингом
-Известность товарной марки (бренд)
Конкурентоспособность страны
-Норма расходов на НИР
США – 2,8% ВВП, Япония – 3%, некоторые западноевропейские страны (Швеция) – 3-4%. Но в целом у ЕС показатель 2% и ниже – это как раз причина отставания европейских стран в конкурентоспособности машиностроения.
-Норма расходов на образование
-Правительственные закупки
Закупка техники в значительной степени ускоряет процесс окупаемости затрат на НИР.
-Государственное участие в инфраструктуре
Инфраструктура служит не 10 лет, а в среднем около полувека. Большие сроки окупаемости инфраструктуры.
-Система налогообложения
Должны быть низкие ставки налога на прибыль, особенно в обрабатывающей промышленности. В России добывающая промышленность оказывается более привлекательным объектом капиталовложений, чем обрабатывающая промышленность. За счёт чего наполнять бюджет? Повышать налоги на продукцию сырьевых отраслей. Страховые отчисления рабочей силы должны быть достаточно высокими, чтобы ресурсы были более дорогими, и это было бы стимулом для применения передовой техники.
2.03.2012
Система классификации изделий
1. Структура машинотехнической системы
2. Воспроизводственная структура продукции
3. Отраслевая структура продукции
4. Наукоёмкость и новизна продукции
5. Серийность выпуска продукции
6. Фирменная структура рынка
Машинотехническая система
-Орудие (рабочая машина)
-Двигатель
-Передаточный механизм
-Управляющее устройство
В значительной степени совершенствование техники в современных условиях связано с управляющими устройствами.
Воспроизводство
-Конечная продукция
Производственная, бытовая, военная техника
Спрос на технику производственную и бытовую в значительной степени связан с динамикой ВВП на душу населения. Техника как продукция длительного пользования обладает высокой эластичности спроса по доходам. Спрос на военную технику зависит от военного бюджета.
Покупатели. Нефтедобывающие богатые страны Ближнего Востока. Азия (Дальний Восток и ЮВА – Китай и Индия).
-Промежуточная продукция
Комплектующие, запчасти
Основные потребители – предприятия по сборке техники. Запчасти – через сеть технического обслуживания.
Отраслевая структура
-Механические изделия
Технологическое оборудование, изделия общего назначения
Полиграфическое, текстильное оборудование, с/х техника
-Электротехника и электроника
Наиболее интенсивное развитие этого блока связано с ИКТ. Техника общего применения (БТС).
Электротехника – умеренные темпы развития. Электроника – быстрые.
-Транспортные средства
Автодорожные, прочие
Во времена первой редакции (первое послевоенное десятилетие) самым крупным блоком были транспортные средства, потом общее машиностроение, потом электротехника. В современных условиях транспортные средства на 3 месте. Из общего машиностроения выделены отрасли электроники. Теперь электроника и электротехника стали самыми крупными и быстроразвивающимися.
Виды новой техники
-Не имеет прототипов (в прошлом)
-Новый класс размера
Понятие типа размера.
-Новое поколение
Электронная техника. Первоначально была основана на лампах (крупные лампы, потом более миниатюрные). Появление транзисторов. Появление интегрированных схем. Далее более высокая степень интеграции схем.
-Отличительный признак
Чёрно-белые телевизоры. Цветные телевизоры.
-Новые материалы
Особенно важно в транспортной технике. Появление высокопрочных и лёгких материалов очень важно для транспортной техники. В России недостаточное внимание к гражданской техники.
НИОКР – термин отражает только конструкторскую ветвь НТП. Технологическая ветвь: машины становятся более лёгкими, КПД становится больше.
-Усовершенствованная
На несколько процентов производительней/эффективней.
Новой техникой считается техника, связанная с применением новых технических решений, изобретений.
Доля новой продукции в выпуске машиностроения повышалась в первую волну БЦ.
Серийность продукции
-Крупносерийная
До появления гибких производственных систем была большая разница в стоимости крупносерийной и мелкосерийной продукции.
-Мелкосерийная
-Штучная
Фактически не поддаётся автоматизации. Преобладает добавленная стоимость (60%). Требуется высококвалифицированная рабочая сила. Штучная продукция имеет тенденцию к повышению в стоимости.
Фирменная структура рынка
-Господство ТНК с большими бюджетными расходами на НИР
Ежегодно тратят миллиарды долларов на НИР. Такие расходы могут себе позволить ТНК.
-Обмен продукции по трансфертным ценам
-Реализация конечной продукции по ценам, включающим технологическую ренту
Тенденции мирового развития
1. Темпы и факторы роста производства и МТ
2. Особенности циклического развития
3. Специализация и кооперация
4. Эффективность производства
5. Рост числа модификаций
6. Совершенствование системы реализации продукции
ИПП мировые
2005 и 1960 гг. ВВП и промышленность выросла почти в 5 раз, а машиностроение в 10. Общее машиностроение примерно в 5 раз. Транспортное – несколько быстрее (6). Почти в 30 раз выросло производство электроники и электротехники.