Проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики

Конкурентоспособность страны, государства — способность экономики страны, государства участвовать в международной торговле, удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам. Определяется технико-экономическим уровнем производства в стране, величиной издержек производства, качеством производимых товаров, развитостью инфраструктуры, наличием абсолютных и относительных преимуществ.

ДЛЯ более общей характеристики положения и роли страны в мировой экономике применяется показатель конкурентоспособности, разработанный Мировым экономическим

форумом.

Рейтинг конкурентоспособности стран определяется на основе многофакторных моделей посредством агрегирования более 380 показателей по следующим сферам:

• внутренний экономический потенциал;

• внешнеэкономические связи;

• государственное регулирование;

• кредитно-финансовая система;

• инфраструктура;

• система управления;

• научно-технический потенциал;

• трудовые ресурсы.

Количественно уровень экономической конкурентоспособности страны может быть определен ее долей мирового рынка (мирового дохода), что во многом зависит от объемов национального экспорта и внутреннего потребления.
Специалисты среди факторов, формирующих конкурентоспособность страны, называют и другие, например, девальвацию национальной валюты — при падении курса национальной валюты продукция данной страны может быть предложена по более низким ценам либо при сохранении прежних цен, что позволяет получить прирост прибыли в национальной валюте. Существует мнение, что фактором, формирующим конкурентоспособность страны, является наличие у нее ресурсов, прежде всего природных, и дешевой рабочей силы. Действительно, «конкурентоспособность страны может быть достигнута и на базе нетехнологических преимуществ, прежде всего, благодаря низкой стоимости факторов производства и благодаря относительно низкому уровню жизни населения. Это конкурентоспособность бедных стран... Нетехнологические конкурентные преимущества играют важную роль в отраслях с высокой взаимозаменяемостью продукции и преобладанием в экспорте низкотехнологичных продуктов».
Роль низкого курса национальной валюты, дешевизны материальных, энергетических, трудовых и других ресурсов, а также низкой доли экологических затрат в общих объемах затрат на производство и высоких импортных пошлин, в формировании конкурентных преимуществ, и особенно долгосрочных, постепенно снижается. В конечном итоге такая стратегия не способна обеспечить высокий социальный уровень жизни населения государства [4].
Уровень конкурентоспособности страны обеспечивается уровнем конкурентоспособности отдельных фирм этой страны и страна добивается успеха тогда, когда условия благоприятствуют проведению наилучшей стратегии фирмами какой-либо отрасли или ее сегмента. Многие из особенностей страны облегчают или, наоборот, затрудняют проведение той или иной стратегии.
Важную роль в обеспечении получения страной стабильной доли мирового дохода в условиях глобализации играет наращивание конку­рентоспособности реального сектора экономики за счет укрепления позиций национальных компаний, как на внутренних, так и на мировых рынках. Многочисленные исследования показывают, что повышение конкурентоспособности компаний в конечном итоге положительно сказывается и на экономическом росте страны.
Спустя почти два десятилетия после перехода от плановой системы к рыночной экономике, после десятилетия непрерывного роста в стране грянул тяжелый финансовый и экономический кризис 2008 и 2009 гг. Цены на нефть резко снизились, и российский финансовый сектор сильно пострадал из-за ограниченной ликвидности на глобальном рынке. Правительство предприняло срочные меры по фискальному стимулированию для защиты экономики страны, и с тех пор экономическая ситуация медленно улучшается. Экономический кризис привлек внимание к уязвимости российской модели экономического роста, которая по-прежнему основана, в первую очередь, на эксплуатации природных ресурсов, нежели на развитии конкурентоспособных отраслей экономики. Таким образом, он подчеркнул потребность в глубокой трансформации российской экономики с целью повышения конкурентоспособности и переориентации страны на более надёжный и устойчивый путь экономического роста.
Единственный способ сохранить устойчивые темпы экономического роста в изменившихся условиях – это повышение конкурентоспособности и модернизация экономики, а также создание заделов для постепенного перехода страны к инновационному пути развития [5].
Ряд исследований показывает, что спад конкурентоспособности промышленного производства в России обусловлен сочетанием повысившегося уровня реальной заработной платы и низкого качества бизнес-климата, что ставит Россию в невыгодное положение по сравнению с другими странами.
Несмотря на то, что общий уровень производительности в экономике страны выше, чем в Индии и Китае, более высокие зарплаты означают, что на каждый заработанный рубль российский работник производит половину того, что производит китайский или индийский. Реформы, направленные на повышение конкурентоспособности улучшат условия для ведения бизнеса, повысят эффективность и позволят приблизить соотношение между зарплатой и производительностью к среднемировому уровню. Это сделает Россию более привлекательной – как в качестве экспортёра товаров и конкурентоспособных услуг, так и в роли объекта для прямых иностранных инвестиций. Индекс глобальной конкурентоспособности нацелен на определение тех факторов, которые стимулируют рост или препятствуют развитию стран.
Таким образом, концепция конкурентоспособности подразумевает статические и динамические компоненты: хотя производительность явно определяет способность страны поддерживать высокий уровень дохода, она также во многом определяет окупаемость инвестиций, что, в свою очередь, является одним из ключевых факторов, объясняющих потенциал роста экономики.
В «Докладе о конкурентоспособности России 2011г.: «Закладывая фундамент устойчивого процветания»[6] выделены 12 слагаемых конкурентоспособности.





Вопрос № 53

Международные экономические организации : порядок образования , структура, Классификация.

Международная экономическая организация — организация, созданная на основе международных соглашений, с целью унификации, регулирования, выработки совместных решений в сфере международных экономических отношений

Классификация международных организаций разнообразна и зависит от применяемых критериев:

• по характеру членства и юридической природе уча­стников: межгосударственные (межправительствен­ные) и неправительственные; международная меж­

правительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей; неправитель­ственная международная организация создается на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах

членов для достижения конкретных целей;

• по кругу участников межгосударственные организа­ции подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств, и региональные, членами которых могут быть участники одного региона;

• по кругу компетенции межгосударственные организации делятся на организации общей компетенции (охватывают все сферы отношений между государствамичленами) и специальной компетенции (осуществляют сотрудничество в одной области);

• по характеру полномочий международные организации делятся на межгосударственные и надгосударственные/наднациональные;

• по условиям участия в членстве международные организации делятся на открытые, в которых любое государство может стать членом по своему усмотрению, и закрытые, где прием производится по приглашению первоначальных учредителей.

По организационному принципу международные экономические организации группируются в следующие блоки:

— международные экономические организации системы ООН;

— международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

— региональные экономические организации.

В соответствии с классификационными признаками международные организации целесообразно рассматривать также в соответствии с их компетенцией:

а) организации, предназначенные для решения комплексных политических, экономических, социальных, экологических и иных задач (ООН, ОЭСР, Совет Европы

и др.);

б) организации, регулирующие мировые финансовые рынки и международные валютно-финансовые отношения (МВФ, группа Мирового банка и др.).

По сфере многостороннего регулирования международные экономические организации подразделяются следующим образом:

— международные экономические организации, регулирующие экономическое промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства;

— международные экономические организации в системе регулирования мировой торговли;

— региональные экономические организации в системе регулирования мирового хозяйства;

— международные и региональные экономические орга­низации, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности;

— международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию международных хозяйственных связей.

Международные организации имеют достаточно сложную внутреннюю структуру и, в свою очередь, состоят из разнообразных международных институтов. Так, в систему ООН

входят: Генеральная ассамблея по экономическим вопросам (Комитет по экономическим и финансовым вопросам;

Комиссия ООН по праву международной торговли — ЮН-СИТРАЛ; Комиссия по международному праву; Комитет по инвестициям); Экономический и социальный совет (ЭКО-СОС), состоящий из комиссий по транснациональным корпорациям, науке и технологиям, статистике, а также региональных комиссий. В рамках ООН действуют постоянные комитет программ и координация по неправительственным

организациям.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), созданная в 1961 г., объединяет 28 промышленно развитых стран (табл. 2). Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР — вопросы регулирования международной торговли, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами.

В составе этой организации функционирует свыше 20 специализированных комитетов по экономической политике, экономике и развитию, торговле, движению капиталов, финансовым рынкам, налоговой политике, туризму, морскому

транспорту, энергетической политике и т. д.

Порядок образования международных организаций:

— принятие учредительного договора;

— формирование структуры организации;

— созыв главного органа, с которого начинается функционирование организации.

Вопрос № 54 .

Наши рекомендации