Информационные таможенные системы.
В начале 70-х годов прошлого столетия в соответствии с развитием информационных технологий в мире началась информатизация таможенной деятельности. Таможенные службы многих стран начали создавать собственные информационные системы.
В настоящее время информационная система для таможенной службы является насущной необходимостью, так как обработать весь поток информации о грузах, проходящих через таможенные органы, в отведенные международными стандартами для этих целей временные интервалы без применения информационных технологий невозможно. Кроме этого, таможенные службы должны интегрировать свои информационные системы и процедуры в государственные информационные системы и логистические информационные системы участников внешнеэкономической деятельности.
Накопленный опыт разных стран свидетельствует о двух подходах к информатизации деятельности таможенных служб. Это - приобретение созданной и применяемой другой таможенной службой информационной системы и предложенной к тиражированию или разработка собственной информационной системы.
Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.
Разработка собственной системы имеет следующие преимущества:
- система будет отвечать конкретным потребностям таможенной службы;
- возможна дальнейшая ее модернизация и развитие, что является непрерывным и постоянным процессом;
- самостоятельное управление программным обеспечением.
К недостаткам относится:
- высокая стоимость создания собственной информационной системы;
- необходимые временные затраты.
В случае внедрения информационной системы, предложенной к тиражированию, внедряющая таможенная служба сталкивается с проблемами ее настройки и доработки под задачи, стоящие перед таможенной службой, с учетом национального законодательства в сфере таможенного оформления. Преимуществами выбора готовой информационной системы являются сравнительно невысокая ее стоимость и значительное сокращение сроков от момента постановки задачи об информатизации конкретных таможенных процессов до начала штатной эксплуатации информационной системы, их реализующей.
В случае выбора в пользу внедрения уже существующей информационной системы появляется проблема выбора наиболее подходящей под решение задач, стоящих перед таможенной службой, и решающей их с определенной эффективностью.
В настоящее время в мире доступно для тиражирования достаточно много информационных систем, которые могут быть настроены под различные процессы в сфере управления таможенной деятельностью. Наиболее известными из них являются ASYCUDA, SOFI (SOFIX), TIMS/TRIPS-Customs и др. Все данные системы разработаны в соответствии с действующими международными стандартами, требованиями Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации. Рассмотрим некоторые наиболее популярные из них.
Система ASYCUDA (дословно переводится как "автоматизированная система таможенных данных") разработана экспертами Конференции ООН в целях упрощения и развития международной торговли посредством сокращения времени таможенного оформления товаров. Система является универсальной и легко настраивается под различные задачи, стоящие перед таможенными органами. Она является многоязычной: функционирует на 25 языках, включая русский. Срок внедрения системы занимает около двух лет. Впервые в эксплуатацию данная система была запущена в странах Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС).Система ASYCUDA является самой популярной информационной системой, предложенной к тиражированию.
Система TIMS/TRIPS-Customs (переводится как "система управления торговой информацией") разработана инвестиционным агентством Великобритании (Crown Agents) и эксплуатируется с 1995 г. Она внедрена в таможенных службах Республики Мозамбик, Республики Ангола, Содружества Багамских островов, Каймановых островов,Ямайки и т д.. Осуществляет управление электронными транзитными пломбами и применяемая в процессе физического контроля транзитных грузов.
Система SOFI/SOFIX/SOFIWEB разработана французской таможенной службой и эксплуатируется ею с 1974 г. Она также используется таможенными службами Арабской Республики Египет, Республики Кот-д'Ивуар, Турецкой Республики (BILGE), Аргентинской Республики (MARIA), Республики Парагвай (SOFIA), Республики Гондурас (SARAH), Таити (Французская Полинезия, эксплуатируется ее упрощенная версия).
Таким образом, из анализа следует, что к тиражированию предлагаются самые разнообразные информационные системы и перед таможенной службой, принявшей решение о приобретении информационной системы, встает вопрос о том, какую из них выбрать. Как правило, при выборе информационной системы таможенная служба исходит из того, чтобы ее внедрение соответствовало окружающей бизнес-среде и не создавало дополнительных трудностей и затрат для участников ВЭД и иных участников околотаможенной деятельности.
За последние 15 лет в Российской Федерации несколько раз кардинально менялось таможенное законодательство (Таможенный кодекс 1993 г., Таможенный кодекс 2003 г., Таможенный кодекс Таможенного Союза 2010 г.), и постоянно меняется структура таможенных органов. Соответственно, процесс внедрения какой-либо информационной системы был бы постоянным. Кроме того, создание собственной информационной системы позволяет таможенной службе Российской Федерации тиражировать ее на пространстве СНГ.
Исходя из этого, можно высказывать предположение, что если таможенная служба Российской Федерации предложит к тиражированию компоненты своей ЕАИС и осуществит их адаптацию для таможенных служб государств - членов СНГ, то это позволит организовать информационный обмен между таможенными службами государств - членов СНГ в рамках всех интеграционных объединений в кратчайшие сроки и сократит финансовые затраты на создание межгосударственных информационных систем по общим таможенным процессам.
13. База данных: основные понятия.
Базы данных — это совокупность сведений (о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях), относящихся к определенной теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности как в целом, так и любой ее части. Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определенного типа. Каждая строка таблицы включает данные об одном объекте (например, клиенте, автомобиле, документе), а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов — атрибуты (например, наименования и адреса клиентов, марки и цены автомобилей). Строки таблицы называются записями; все записи имеют одинаковую структуру — они состоят из полей, в которых хранятся атрибуты объекта. Каждое поле записи содержит одну характеристику объекта и имеет строго определенный тип данных (например, текстовая строка, число, дата). Все записи имеют одни и те же поля, только в них содержатся разные значения атрибутов.
Для работы с данными используются системы управления базами данных (СУБД). Основные функции СУБД — это определение данных (описание структуры баз данных), обработка данных и управление данными.
Прежде чем заносить данные в таблицы, нужно определить структуру этих таблиц. Под этим понимается не только описание наименований и типов полей, но и ряд других характеристик (например, формат, критерии проверки вводимых данных). Кроме описания структуры таблиц, обычно задаются связи между таблицами. Связи в реляционных базах данных определяются по совпадению значений полей в разных таблицах. Например, клиенты и заказы связаны отношением "один-ко-многим", т. к. одной записи в таблице, содержащей сведения о клиентах, может соответствовать несколько записей в таблице заказов этих клиентов. Если же рассмотреть отношение между преподавателями и курсами лекций, которые они читают, это будет отношение "многие-ко-многим", т. к. один преподаватель может читать несколько курсов, но и один курс может читаться несколькими преподавателями. И последний тип связей между таблицами — это отношение "один-к-одному". Такой тип отношений встречается гораздо реже. Как правило, это бывает в двух случаях: запись имеет большое количество полей, и тогда данные об одном типе объектов разносятся по двум связанным таблицам, или нужно определить дополнительные атрибуты для некоторого количества записей в таблице, тогда создается отдельная таблица для этих дополнительных атрибутов, которая связывается отношением "один-к-одному" с основной таблицей.
Любая СУБД позволяет выполнять четыре простейшие операции с данными:
добавлять в таблицу одну или несколько записей;
удалять из таблицы одну или несколько записей;
обновлять значения некоторых полей в одной или нескольких записях;
находить одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию.
Для выполнения этих операций используется механизм запросов. Результатом выполнения запросов является либо отобранное по определенным критериям множество записей, либо изменения в таблицах. Запросы к базе формируются на специально созданном для этого языке, который так и называется язык структурированных запросов (SQL — Structured Query Language).
И последняя функция СУБД — это управление данными. Под управлением данными обычно понимают защиту данных от несанкционированного доступа, поддержку многопользовательского режима работы с данными и обеспечение целостности и согласованности данных.
Защита от несанкционированного доступа обычно позволяет каждому пользователю видеть и изменять только те данные, которые ему разрешено видеть или менять. Средства, обеспечивающие многопользовательскую работу, не позволяют нескольким пользователям одновременно изменять одни и те же данные. Средства обеспечения целостности и согласованности данных не дают выполнять такие изменения, после которых данные могут оказаться несогласованными. Например, когда две таблицы связаны отношением "один-ко-многим", нельзя внести запись в таблицу на стороне "многие" (ее обычно называют подчиненной), если в таблице на стороне "один" (главной) отсутствует соответствующая запись.