Подходы к оценке информации.
Статистический подход. Количество информации измеряется величиной уменьшения неопределенности состояния системы после получения информации. Количественно выраженная неопределенность состояния получила название энтропии. При получении информации снижается энтропия системы.
Семантический подход. Наиболее часто для измерения смыслового содержания информации используется тезаурусная мера. Тезаурус — это совокупность смысловыражающих единиц языка с заданной системой семантических отношений. Концепция тезаурусного метода состоит в том, что для восприятия информации ее получатель должен обладать определенным запасом знаний (тезаурусом). Если индивидуальный тезаурус получателя S отражает его знания о данном предмете, то количество информации I, содержащееся в некотором сообщении, можно оценить, степенью изменения этого тезауруса, произошедшего после приема сообщения. Таким образом, количество информации I нелинейно зависит от состояния индивидуального тезауруса пользователя. Несмотря на то, что смысловое содержание сообщения S постоянно, получатели, имеющие разные тезаурусы, будут получать неодинаковое количество информации.
В прагматическом подходе количество информации рассматривается с точки зрения достижения получателем поставленной цели.
Свойства информации:
Адекватность — степень соответствия трактовки информации получателем тому содержанию, которое вложил в нее создатель информации.
Достоверность —соответствие объективной реальности окружающего мира.
Актуальность—степень соответствия информации текущему моменту времени.
Полнота информации — это ее достаточность для принятия решения.
Избыточность — это наличие информации в объеме сверх необходимого для реализации цели восприятия.
Доступность —степень возможности ее получения.
Вопрос №2 Аппаратные и программные средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Структура автоматизированных информационных технологий.
Аппара́тные средства— электронные и/или механические частивычислительного устройства
(компьютера), исключая его программное обеспечение и данные (информация, которую он хранит и обрабатывает).Програ́ммные средства — совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.
Автоматизированная система — это совокупность управляемого объекта и управляющих устройств, в которых часть функций управления выполняет человек.
Структура автоматизированных информационных технологий (АИТ)
1. Комплекс технических средств
Ø Компьютеры:
· Персональные - представляют собой вычислительные системы, все ресурсы которых полностью ориентированны на обеспечение деятельности одного рабочего места, одного пользователя.
· Корпоративные (серверы, мэйнфреймы) - представляют собой вычислительные системы, предназначенные для организации многопользовательской среды.
· Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов.
Ø Средства коммуникационной техники
· Многомашинные вычислительные комплексы
· Компьютерные сети
Ø Средства организационной техники
2. Средства управления техническим комплексом (ПО)
· Системное и сервисное ПО (операционные системы, антивирусные программы и т.д.)
· Прикладное ПО (например системы подготовки текстовых документов)
Самым низким является уровень базового ПО. Базовые программные средства (называемые BIOS) непосредственно входят в состав оборудования и хранятся в специальных микросхемах, называемых постоянными запоминающими устройствами (ПЗУ). Существуют программы системного уровня (например, операционные системы), которые обеспечивают взаимодействие прочих программ компьютерной системы с программами базового уровня и непосредственно с аппаратным обеспечением.
3. Организационно-методическое обеспечение (нормативно-методические материалы и инструкции)
Вопрос №3
Дайте определение и раскройте понятие информационной системы (ИС). Каковы основные элементы ИС? Какова главная цель ИС? Перечислите основные свойства ИС. Опишите принципы организации ИС и циркуляцию потоков информации в ИС.
Информационной системой (ИС)будем называть систему, в которой протекают процессы организации, хранения, передачи, преобразования и обработки информации. Основным предметом и продуктом труда в ИС является информация.
Система - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, знаний о природе, обществе.
Свойства систем:
· Сложность системы зависит от кол-ва входящих в неё компонентов, а также от сложности внутренних и внешних связей и их динамичности. В соответствии с этим признаком системы делятся на простые, сложные и сверхсложные.
· Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных по определённом признаку, отвечающему конкретным целям и задачам.
· Целостность системы означает , что функционирование множества элементов подчинено единой цели.
· Многообразие элементов системы и различие их природы связано с их функциональной спецификой и автономностью.
· Структурированность системы определяет наличие установленных связей и отношений между людьми внутри системы, распределение элементов системы по уровням иерархии.
· Устойчивость - способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям для самосохранения.
· Эмерджентность означает , что система в целом обладает такими свойствами , которыми не присущи ни одному из её элементов.
Структура системы- совокупность элементов системы, находящихся в определённой упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной цели системы. Число компонентов системы и их связей должно быть минимальным , но достаточным для выполнения главной цели.
Архитектура системы- совокупность свойств системы , имеющих существенное значение для пользователя.
Принципы организации систем.
В централизованной системе сравнительно легко обеспечить согласованную деятельность подсистем, направленную на достижение единой цели. Но они обладают и недостатками:
1)задержки передачи информации между уровнями вызывают снижение оперативности принятия и реализации управленческих решений.
2)противоречия в работе системы, связанные с естественным стремлением подсистем к самостоятельности, что не согласуется с принципом централизации.
В децентрализованных одноуровневых системах сбор информации о состоянии системы, оценка текущей ситуации, реализация управленческих решений осуществляются более оперативно.
Вопрос№4: Приведите классификацию информационных систем (ИС) по признаку структурированности решаемых задач. Приведите классификацию ИС, используемых для решения частично структурированных или неструктурированных задач. В чём отличие модельных ИС от экспертных ИС?
Информационная система- взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для реализации информации процессов.
Классификация информационных систем по признаку структурированности задач:
· структурированные(формализуемые)- задача, где известны все элементы и взаимосвязи между ними.
· неструктурированные (неформализуемые) - задача в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
· частично структурированные подразделяются на :
1)создающие управленческие отчёты ориентированы на обработку данных(поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию).Используя сведения, содержащиеся в этих отчётах ,управляющий принимает решение.
2)разрабатывающие возможные альтернативы решения (модельные и экспертные).Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические ,финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решений.
Экспертные инф.системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счёт создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.