Психологические последствия применения информационных технологий
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «Социальная информатика»
1. «Социальная информатика» – определение, предметное поле исследований, структура научного знания, методологическая роль;
2. Информационный подход к истории развития цивилизации. Основные информационные революции. Информатизация общества как социотехническая революция;
3. Понятие «информатизация общества». Объективная обусловленность информатизации общества. Основные направления развития информатизации как глобального процесса;
4. Значение информатизации в преодолении экологического кризиса, обеспечении мирового устойчивого развития;
5. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
6. Причины и последствия отождествления в теории и на практике понятий «информатизация» и «компьютеризация»;
7. Определение понятия «Информационное общество»;
8. Основные теоретико-методологические подходы к информатизации. Структура процесса информатизации общества;
9. Медиатизация и компьютеризация как составные части информатизации;
10. Интеллектуализация как составная часть информатизации;
11. Критерии вступления общества в постиндустриальный и информационный периоды развития;
12. Критерий занятости. Эволюция социальных систем (диаграмма М. Порэта);
13. Интегральный критерий уровня информационного развития общества «The Networked Readiness Index 2012»;
14. Информационный кризис: общая характеристика проблемы;
15. Закон экспоненциального роста объема знаний;
16. Зарубежные и отечественные учёные, внесшие наибольший вклад в изучение проблем постиндустриального и информационного общества;
17. Современные подходы к понятию информации;
18. Материя, вещество, энергия, информация, знания - связь понятий. Информация, данные, знания - связь понятий;
19. Общая характеристика теоретических подходов к изучению информационного обмена в обществе. Понятие «тезаурус», его значение для информационного обмена;
20. Формализация знаний: характеристика методов и приёмов;
21. Основные проблемы языкового информационного обмена;
22. Системы классификации знаний, примеры;
23. Традиционные и новые информационные технологии, примеры;
24. Причины невозможности массовой информатизации общества без использования достижений искусственного интеллекта;
25. Структура исследований в области искусственного интеллекта;
26. Информационный обмен в обществе и его эволюция, вклад каждой исторической фазы обмена в его совершенствование;
27. Блок-схема социальной коммуникации;
28. Понятие «Информационный ресурс общества»;
29. Классификация информационных ресурсов;
30. Основные проблемы российский информационных ресурсов;
31. Основные направления исследований информационных ресурсов общества. «Утечка умов» из России: общая характеристика проблемы;
32. Два подхода к изучению социальных условий, предпосылок и последствий информатизации общества;
33. Технический аспект социальных предпосылок информатизации общества;
34. Предпосылки информатизации в политической и экономической сферах жизнедеятельности общества;
35. Предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере жизнедеятельности общества;
36. Предпосылки информатизации общества в социальной сфере;
37. Условия и альтернативные варианты развития процесса информатизации в России;
38. Социальные последствия информатизации. Таблица К. Хессига: общая характеристика, примеры;
39. Последствия информатизации в сфере культуры и политики;
40. Последствия информатизации в социально-экономической сфере и в области международных отношений;
41. Ресурсный и социокультурный подход к рассмотрению понятия «информационная среда»;
42. Информационная среда как диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации;
43. Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества;
44. Понятие «информационный потенциал общества». Способы развития информационного потенциала общества;
45. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде;
46. Социально-психологические аспекты информатизации. Информомания и компьютерофобия как социальные явления;
47. Социальные аспекты информатизации. Компьютерная преступность как социологическая категория;
48. Информационная безопасность личности, общества, государства: общая характеристика проблем;
49. Понятие «информационный образ жизни», его слагаемые, их современное состояние;
50. Основные стимулы, специфика и проблемы трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе;
51. Тенденции в изменении современной структуры общества: информационный аспект.
1) «Социальная информатика» – определение, предметное поле исследований, структура научного знания, методологическая роль;
Социальная информатика- Наука о закономерностях и формах движения информации в обществе. Впервые понятие "социальная информатика" было предложено А.В.Соколовым и А.И.Манкевичем в 1971 году.
Предметной областью информатики, таким образом, является информационная среда во всех ее функциональных проявлениях. Под информатикой понимается система знаний о производстве, переработке, хранении и распространении всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах ( в естественных и искусственных системах). В общественном мнении, и не только в России, постепенно утвердилось представление, согласно которому понятие "информатика" связано исключительно с технической средой, что явилось выражением господства технократических тенденций.
Возникла настоятельная потребность выделения в предметном поле информатики как базовой науки особого направления, получившего название "социальная информатика".
Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую структуру:
1. уровень - теоретико-методологический ( основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе);
2. уровень - средний ( социальный `срез` экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации);
3. уровень - эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях).
Социальная информатика играет методологическую роль для так называемых отраслевых информатик: экономической , правовой , психологической , социологической информатики и других. В любую отраслевую информатику, помимо своего предметного поля, входит второй и третий уровень социальной информатики как научного знания, так , например, правовая информатиканеизбежно занимается социальными срезами правовых аспектов информатизации и социальными аспектами создания и внедрения правовых информационных технологий.
2) Информационный подход к истории развития цивилизации. Основные информационные революции. Информатизация общества как социотехническая революция;
Ряд современных отечественных исследователей процесса цивилизационного развития человеческого общества разделяют сегодня точку зрения, благодаря которой история человечества может рассматриваться как закономерная последовательность технологических революций. При этом под технологической революцией понимается радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада, который, в свою очередь, определяется средствами и способами организации общественного производства и жизнеобеспечения общества.
Таким образом, не тип государственного устройства является главным отличительным признаком того или иного этапа цивилизационного развития общества, а именно его технологический уклад, который и определяет весь образ жизни и деятельности людей.
Профессор А.И. Ракитов одним из первых российских ученых обратил внимание на тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации. В своих работах он убедительно показал, что в основе каждой технологической революции лежит информационная революция, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития.
По мнению А.И. Ракитова, существо информационной революции заключается в «изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения» [31]. Другими словами, информационная революция означает переход общества на использование принципиально новых средств информатики и на качественно новый уровень развития процессов информационного взаимодействия.
Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное влияние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой создания первых технологий, т. е. знаний и навыков рациональной организации этой деятельности.
Вторую информационную революцию большинство современных исследователей связывают с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в развитии цивилизации, последствия которого мы ощущаем до настоящего времени. Ведь именно с изобретением письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов. Существенным образом изменилась и информационная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми посредством обмена письменными сообщениями. Появились исторические летописи, поэзия и литература, зародились элементы того нового и своеобразного явления, которое мы сегодня называем информационной культурой. Новый смысл приобрело и понятие «образование». Теперь образованным мог считаться только тот человек, который достаточно хорошо владел навыками чтения и письма, причем не только на своем родном языке, но и на других языках.
Третья информационная революция началась в эпоху возрождения и связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых эффективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное – началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Печатная книга стала главным хранителем и источником знаний.
Своего апогея третья информационная революция достигла, по-видимому, с появлением печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п
Четвертая информационная революция началась в XIX веке, когда были изобретены и стали все более широко распространяться такие новые средства информационной коммуникации, как радио, телефон и телевидение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье и оказывают значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чувства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей страны, но и значительной части всей нашей планеты.
Именно это позволяет сейчас многим людям чувствовать свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты. Мы уже не мыслим своего существования в отрыве от мирового информационного пространства. А это очень важный аспект формирования сознания человека, который сегодня ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в определенной степени, гражданином всего мира.
Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социальной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов.
Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Их появление произвело подлинный переворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.
Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост новых информационных технологий, специально ориентированных на использование возможностей современной вычислительной техники и, в первую очередь, – возможностей персональных ЭВМ.
3) Понятие «информатизация общества». Объективная обусловленность информатизации общества. Основные направления развития информатизации как глобального процесса
Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
Информатизация общества — организованный социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов
Основными критериями развитости информационного общества являются следующие:
1. Наличие компьютеров;
2. Уровень развития компьютерных сетей
3. Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий
Таким образом, процесс информатизации общества является закономерным глобальным процессом развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются:
быстро возрастающая сложность искусственно создаваемой человеком среды своего обитания – техносферы, которая все больше снижает ее надежность и устойчивость;
истощение природных ресурсов планеты и обусловленная этим необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы экстенсивного развития цивилизации;
возрастание экологической опасности и необходимость поиска решения самой актуальной и сложной проблемы современности – проблемы выживания человечества как биологического вида.
Глобальная информатизация общества активно содействует развитию новых геополитических процессов, наиболее важными из которых являются следующие:
глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбыта продукции;
глобализация науки, проявляющаяся в создании распределенных международных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, а также в интенсификации процессов международного обмена научной информацией, проведении международных телеконференций;
глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании открытых территориально-распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации;
глобализация культуры, характерными признаками которой являются создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художественных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитектуры и строительства.
4) Значение информатизации в преодолении экологического кризиса, обеспечении мирового устойчивого развития
Информатизация имеет четкую связь с эколого-безопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики - знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами - фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы - вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа - порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам (“знания - порождают знания”).
Почему информатизация имеет важнейшее значение в преодолении экологического кризиса, обеспечении мирового устойчивого развития? Отметьте главную причину.
а) компьютерная техника позволит оперативно и глубоко анализировать ситуацию в мире
б) информированность населения будет способствовать снижению экологической напряженности
в) информационная система послужит основой системы коллективного интеллекта
У людей нового поколения необходимо выработать представление о единстве закономерностей информационных процессов в природе и обществе, новый «ноосферный» тип мышления, чувство ответственности за будущее нашей планеты. Огромная роль в этом принадлежит международной компьютерной сети Интернет, социальные последствия функционирования которой многообещающи и ждут своего специального социально-философского исследования. Широкое применение информатика нашла при решении экологических проблем.
Знания, как основа информационной технологии, совершенствуют информационную технологию без увеличения масштабов использования природных ресурсов. Тем самым информатика способствует преодолению экологического кризиса. Именно поэтому информационное общество призвано разрешить те глобальные проблемы, которые встали перед человечеством, и прежде всего ликвидировать экологический кризис.
Интерес представляет постепенно складывающаяся новая научная дисциплина – глобалистика, которая изучает человечество как интегральное планетарное образование. Научным основанием глобалистики служат системология и кибернетика, теория информатики и семиотики, концепции эволюционизма, синергетика. На этой научной основе возникли основные направления глобалистики – социологическое, антропоэкологическое и культурологическое. Материальной же основой всех направлений глобалистики является информационная технология. Она широко используется в процессе моделирования различных глобальных ситуаций.
Глобальная информатизация общества активно содействует развитию новых геополитических процессов, наиболее важными из которых являются следующие:
·
глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбыта продукции;
·
глобализация науки, проявляющаяся в создании распределенных международных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, а также в интенсификации процессов международного обмена научной информацией, проведении международных телеконференций;
·
глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании открытых территориально-распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации;
·
глобализация культуры, характерными признаками которой являются создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художественных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитектуры и строительства.
Результатом развития всех этих процессов, вероятнее всего, будет все большая глобализация самого человеческого общества, которое уже в XXI веке, т. е. всего через 300 лет после кругосветного путешествия Магеллана, будет все больше ощущать себя единым общепланетарным организмом.
Необходимо отметить, что глобальный характер процесса информатизации общества и его стратегическое значение для дальнейшего развития цивилизации в настоящее время еще должным образом не осознаны. Подавляющая часть современных политиков и государственных руководителей воспринимают лишь технократическую сторону этого процесса, его влияние на развитие производства и новых технологий. В гораздо меньшей степени воспринимаются социальные, культурологические и геополитические аспекты процесса информатизации. И практически совсем не учитываются его цивилизационные аспекты, хотя именно они являются стратегически наиболее важными по своим последствиям для будущего.
Ведь именно информация представляет тот поистине неисчерпаемый ресурс развития, с использованием которого ученые связывают свои надежды на возможное в будущем разрешение многих глобальных проблем человечества. Поэтому нам представляется исключительно важным и актуальным сосредоточить внимание ученых, работающих как в академическом, так и в вузовском секторах науки, на комплексном изучении не только различных аспектов процесса информатизации общества, но также самого феномена информации, ее свойств и особенностей как ресурса развития.
Результаты этих исследований должны безотлагательно внедряться в систему образования и прежде всего в систему высшей школы России, а также в систему подготовки и переподготовки ее педагогических кадров.
5) Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Об информации, информационных технологиях и о защите информации
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Статья 5. Информация как объект правовых отношений
1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Статья 6. Обладатель информации
Статья 7. Общедоступная информация
1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Статья 8. Право на доступ к информации
1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
4. Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий
1. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:
1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;
2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:
1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;
2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.
Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — базовый нормативный документ, юридически описывающий понятия и определения области информационной технологии и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий.
6) Причины и последствия отождествления в теории и на практике понятий «информатизация» и «компьютеризация»
В информатике
Предметом изучения науки информатика являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи[1]. А сама информация, зафиксированная в данных, её содержательный смысл интересны пользователям информационных систем, являющимся специалистами различных наук и областей деятельности: медика интересует медицинская информация, геолога — геологическая, предпринимателя — коммерческая и т. п. (в том числе специалиста по информатике интересует информация по вопросам работы с данными).
Информация в разных науках, обществе и как процесс.
18) Материя, вещество, энергия, информация, знания - связь понятий. Информация, данные, знания - связь понятий
Понятие “материя” отождествляется с понятием “система”, в которую входят составными элементами - вещество, энергия, знания и информация. Эти элементы в соответствии с законом сохранения материи поддерживают систему в равновесном состоянии путем взаимных переходов из одной в другую субстанцию системы. При взаимодействии этих элементов системы вещество выступает носителем знания, а энергия - носителем информации»
Материя- объективная реальность, содержимое пространства, одна из основных категорий физики и философии, объект изучения науки; материал, состав ткани; (перен., книжн.) , тема, предмет разговора.
Вещество - форма материи, образующая физические тела
Энергия - скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения материи и мерой перехода движения материи из одних форм в другие.
Информация - сведения, знания, передаваемые, хранимые или получаемые системой, например человеком; то, что некто сообщает или рассказывает; сообщения, новости; то же, что информирование;
Да́нные (калька от data) — это представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе
19) Общая характеристика теоретических подходов к изучению информационного обмена в обществе. Понятие «тезаурус», его значение для информационного обмена
20) Формализация знаний: характеристика методов и приёмов
ФОРМАЛИЗАЦИЯ
- способ выражения содержания совокупности знаний через опреленную форму - знаки искусственного языка. Наиболее значимой разновидностью Ф. является логическая Ф., которая означает выражение мысленного содержания посредством логических форм. Это способствует процессу приведения наук в строгую систему; однако всеобъемлющая Ф. невозможна даже в области математики (теорема Геделя). Логическая Ф. часто служит в целях составления программ для ЭВМ и попыток моделирования мышления. В этом случае используются особые алгоритмические языки. Поскольку логическая Ф. производится на основе формальной логики, постольку исчисление высказываний (и предикатов) всегда предполагает лишь имитацию движения понятий в ходе мышления у человека: часть социальной информации теряется вследствие того, что происходит оперирование "застывшими" понятиями, в которых неизбежно отражается дискретность процесса мышления. Это не означает, что при логической Ф. не может быть получено новое знание, так как и формальная логика может служить методом получения нового знания в рамках рассудочной деятельности. А.А. Грицанов, Ю.В. Баранчик
Дифференцированными методами
формализации знаний являются:
естественно-языковое описание,
лексикографическое описание,
тезаурусное описание,
формально-языковое.
21) Основные проблемы языкового информационного обмена
22) Системы классификации знаний, примеры
Фриц Махлуп в книге: Производство и распространение знаний в США / The Production and Distribution of Knowledge in the United States предложил классифицировать знания по пятитипам:
«1. Практические знания, которые пригодны для использования в работе, решениях и действиях и могут быть подразделены, в соответствии с видами человеческой деятельности, на: а) профессиональные знания; б) предпринимательские знания; в) знания навыков физического труда; г) знания в области ведения домашнего хозяйства; д) иные практически применяемые типы знания.
2. Интеллектуальные знания, удовлетворяющие интеллектуальную любознательность человека и считающиеся составной частью либерального образования, гуманистического и научного обучения, общей культуры и приобретающиеся, как правило, в результате активного сосредоточения усилий на оценке существующих проблем и ценностей.
3. Бесполезные и развлекательные знания, вызванные к жизни неинтеллектуальной любознательностью иди желанием получить лёгкое развлечение или эмоциональный стимул, включающие местные слухи о происшествиях, в том числе криминальных, лёгкие романы и рассказы, шутки, игры и т.п., приобретающиеся, как правило, в результате пассивного отдыха после занятий «серьёзными» делами и подходящие для удовлетворения эмоциональных потребностей человека.
4. Духовные знания, имеющие отношение к религиозному пониманию Бога и путей спасения души.
5. Нежелательные знания, находящиеся вне сферы интересов человека, обычно приобретающиеся случайно и сохраняющиеся бесцельно».
23) Традиционные и новые информационные технологии, примеры
24) Причины невозможности массовой информатизации общества без использования достижений искусственного интеллекта
Вчем же суть и смысл процесса информатизации? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу настоящего состояния и перспектив развития действий информатизации общества.
принципиальным представляется взор на информатизацию как на “системно - деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью сотворения информационного общества и на данной базе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации” [4].
По мнению ряда авторов, процесс информатизации обязан включать в себя три диалектически взаимосвязанных процесса:
медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также
интеллектуализацию - процесс развития способностей людей к восприятию и порождению <