Сферы применения информационных технологий

Более полувека тому назад Норберт Винер опубликовал книгу "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине", возвестившую о становлении новой науки - кибернетики, в которой информационно-управленческая связь в явлениях материального мира выступает как его фундаментальное свойство. Это понимание дало мощный толчок развитию вычислительных систем и их применению во многих отраслях знания и бизнеса.

Сферы применения информационных технологий в современном обществе чрезвычайно велики. В таблице 2.1 приведены основные и производные сферы использования ИТ.

В современном обществе основным технологическим средством накопления, переработки и защиты информации служит корпоративный и/или персональный компьютер и программная среда, которые существенно повлияли как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результата. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития ИТ и, как следствие, изменение названия технологии за счет присоединения одного из символов: "новая", "компьютерная" или "современная" (таблица 2.2).

Таблица 2.1. Сферы применения информационных технологий
Экономика Политика Культура Наука
Производственные отношения Государство Эпохи Теория
Производство Власть Уклады Методы
Финансы Общество Традиции Средства
Бизнес-правила Международные и региональные организации и отношения Религия Систематизация
Взаимодействие Партии Национальные ценности Научно-технические революции
Продукт Общественные организации Этика Применение
Услуга   Искусство Результаты
Система   Образование Последствия
Качество   Спорт  
Потребитель      
Таблица 2.2.
Методология Основной признак Результат
Целенаправленные создание, хранение, передача и отображение информации Учет закономерностей изменения социальной среды и бизнеса. Ориентация на знания Новые подходы к организации производства. Смещение фокуса на потребителя
Новая технология обработки информации Целостные технологические информационные системы Интеграция функций специалистов и менеджеров
Принципиально новые средства обработки информации "Встраивание" в технологию управления Новые технологии принятия управленческих решений
           

Таким образом, понятие информационная технология является емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования и потребления информации в информационном обществе.

Обработка информации

Понятие обработки информации является весьма широким. Ведя речь об обработке информации, следует дать понятие инварианта обработки. Обычно им является смысл сообщения (смысл информации, заключенной в сообщении). При автоматизированной обработке информации объектом обработки служит сообщение, и здесь важно провести обработку таким образом, чтобы инварианты преобразований сообщения соответствовали инвариантам преобразования информации.

Цель обработки информации в целом определяется целью функционирования некоторой системы, с которой связан рассматриваемый информационный процесс. Однако для достижения цели всегда приходится решать ряд взаимосвязанных задач.

К примеру, начальная стадия информационного процесса - рецепция. В различных информационных системах рецепция выражается в таких конкретных процессах, как сбор и/или отбор информации (в системах научно-технической информации), преобразование физических величин в измерительный сигнал (в информационно-измерительных системах), раздражимость и ощущения (в биологических системах) и т. п.

Процесс рецепции начинается на границе, отделяющей информационную систему от внешнего мира. Здесь, на границе, сигнал внешнего мира преобразуется в форму, удобную для дальнейшей обработки. Для биологических систем и многих технических систем, например читающих автоматов, эта граница более или менее четко выражена. В остальных случаях она в значительной степени условна и даже расплывчата. Что касается внутренней границы процесса рецепции, то она практически всегда условна и выбирается в каждом конкретном случае исходя из удобства исследования информационного процесса.

Следует отметить, что, независимо от того, как "глубоко" будет отодвинута внутренняя граница, рецепцию всегда можно рассматривать как процесс классификации.

Наши рекомендации