Система управления предприятием. Подходы к их автоматизации.
Модули КИС.
1) маркетинг (исследование рынка, прогноз продаж, анализ цен);
2) производство (планирование объёма работ, календарный план, операционный контроль, анализ работы оборудования, формирование заказами);
3) финансовые и учётные подсистемы (портфель заказов, кредитная политика, финансовый анализ (прогноз, контроль бюджета, бухгалтерский учёт, расчёт зарплаты и т.д.);
4) кадры (анализ и потребность трудовых ресурсов, прогнозирование трудовых ресурсов);
5) общие вопросы (влияние и решение оперативных проблем, анализ ситуации, процесс выработки решения).
Жизненный цикл КИС.
((Непрерывный процесс, начинающийся от идеи создания до утилизации.))
I.
1) заказ продукции;
2) постановка;
3) разработка;
4) эксплуатация;
5) сопровождение.
II.
1) замысел, формирование ТЗ;
2) монтаж, логистика, наладка;
3) технический проект;
4) ввод в действие;
5) вспомогательный процесс, документирование, верификация (проверка), управление качеством, аттестация, анализ, аудит.
Система управления предприятием. Подходы к их автоматизации.
В контексте интегрированных информационных систем встречаем сокращения типа: ERP, MRP, MRPD
Позволяет автоматизировать и оптимизировать бизнес процесс, связанный с обеспечением ресурсов. Приложения по финансовому и бухгалтерскому учёту, управленческому риску, персоналом, закупкой.
SCM— приложение по управлению цепочками поставок (логистика).
Требования к КИС.
1) структура КИС должна отвечать стратегическим потребностям;
2) доступ ко всем данным и прозрачность всех процессов;
3) сокращение затрат на обработку данных;
4) архитектура системы должна быть масштабируема и иметь способность к наращиванию;
5) максимальное упрощение доступа к системе.
46. Основные понятия и принципы построения КИС.
1) системность;
2) развитие (в зависимости от требований пользователя производится модернизация систем);
3) совместимость (испытание стандартов);
4) непрерывный контроль;
5) безопасность;
6) эффективность.
Состав и стадии разработки КИС.
1) технический замысел:
Устанавливается область применения и граничные условия функционирования. Для этого идентифицируются все внешние объекты, возможные функциональные связи и изменения;
Разработка концепции проекта, определение требований к системе, календарный план.
2) проектирование:
Определить, создать и испытать базовую версию новой системы. Оценить результаты, перейти к следующей стадии.
3) разработка;
На основе имеющей архитектуры системы определить риски и требования.
4) внедрение;
Исправление дефектов, настройка, конфигурирование.
5) модернизация;
6) утилизация.
44.Содержание проекта и требования к КИС.
Состоит в совокупности с координируемой и управляемой деятельностью с начальными и конечными данными и обеспечивает выполнение целей, обеспечение сроков, доступов и ресурсов. Выделяют следующие отличительные принципы проекта как объекта управления:
1)комплексность (факторы влияющие на производство);
2)изменчивость (целенаправленный перевод системы из существующего в желаемое состояния, которое является целью проекта);
3)ограниченность ресурсов.
Родоначальник Максавелли.
Если смотреть на проект, как на объект, он должен управляться и наблюдаться. Наблюдение-процесс выделения некоторых характеристик, по которым можно регулировать ход проекта. Управление-количество механизмов. Проекты характеризуются: классом, типом и масштабом.
По составу и структуре: комплексный проект (состоит из ряда других проектов); монопроект.
По сфере деятельности:
1) экономический проект (ВВП, прибыль, производительность);
2) организационный проект (бизнес-план);
3) социальный проект;
4) техн. проект.
5)
Организационное экономическое обеспечение ИБ.
Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:
разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;
совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
Базовые понятия компьютерных и информационных технологий
Основные этапы развития ИТ
1) По виду задач и по виду процессов обработки информации:
1-й этап (60 — 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования.
2-й этап (с 80-х гг.) — создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.
2) По используемому техническому обеспечению:
1-й этап (до конца 60-х гг.) – решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2-и этап (до конца 70-х гг.) -распространение ЭВМ серии IBM/360
3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ — средством поддержки принятия его решений
4-йэтап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и ИС.
Классификация КИС
Классификация по архитектуре
1)По степени распределённости отличают:
-настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере;
-распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.
а)файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);
б)клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).
-В двухзвенных (англ. two-tier) ИС всего два типа «звеньев»: сервер базы данных, на котором находятся БД и СУБД (back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.
-В многозвенных (англ. multi-tier) ИС добавляются промежуточные «звенья»: серверы приложений (applicationservers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный пример
применения трёхзвенной архитектуры — современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБД и клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется как минимум одно промежуточное звено — веб-сервер с соответствующим серверным программным обеспечением.
Классификация по степени автоматизации
2)По степени автоматизации ИС делятся на:
-автоматизированные: информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (то есть требуется постоянное вмешательство персонала);
-автоматические: информационные системы, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.
3)Классификация по характеру обработки данных
По характеру обработки данных ИС делятся на:
-информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;
-ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.
4)Классификация по сфере применения
Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:
Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии.
Медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении.
Географическая информационная система — информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).
Классификация по охвату задач (масштабности)
Персональная ИС предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.
Групповая ИС ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.
Корпоративная ИС автоматизирует все бизнес-процессы целого предприятия (организации) или их значительную часть[9]:73, достигая их полной информационной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют информационными системами предприятия и системами комплексной автоматизации предприятия.
Системное ПО
СПО – совокупность программ, предназначенных для обеспечения работы компьютера и сетей.
СПО позволяет сформировать системную среду.
Модули КИС.
1) маркетинг (исследование рынка, прогноз продаж, анализ цен);
2) производство (планирование объёма работ, календарный план, операционный контроль, анализ работы оборудования, формирование заказами);
3) финансовые и учётные подсистемы (портфель заказов, кредитная политика, финансовый анализ (прогноз, контроль бюджета, бухгалтерский учёт, расчёт зарплаты и т.д.);
4) кадры (анализ и потребность трудовых ресурсов, прогнозирование трудовых ресурсов);
5) общие вопросы (влияние и решение оперативных проблем, анализ ситуации, процесс выработки решения).
Жизненный цикл КИС.
((Непрерывный процесс, начинающийся от идеи создания до утилизации.))
I.
1) заказ продукции;
2) постановка;
3) разработка;
4) эксплуатация;
5) сопровождение.
II.
1) замысел, формирование ТЗ;
2) монтаж, логистика, наладка;
3) технический проект;
4) ввод в действие;
5) вспомогательный процесс, документирование, верификация (проверка), управление качеством, аттестация, анализ, аудит.
Система управления предприятием. Подходы к их автоматизации.
В контексте интегрированных информационных систем встречаем сокращения типа: ERP, MRP, MRPD
Позволяет автоматизировать и оптимизировать бизнес процесс, связанный с обеспечением ресурсов. Приложения по финансовому и бухгалтерскому учёту, управленческому риску, персоналом, закупкой.
SCM— приложение по управлению цепочками поставок (логистика).
Требования к КИС.
1) структура КИС должна отвечать стратегическим потребностям;
2) доступ ко всем данным и прозрачность всех процессов;
3) сокращение затрат на обработку данных;
4) архитектура системы должна быть масштабируема и иметь способность к наращиванию;
5) максимальное упрощение доступа к системе.
46. Основные понятия и принципы построения КИС.
1) системность;
2) развитие (в зависимости от требований пользователя производится модернизация систем);
3) совместимость (испытание стандартов);
4) непрерывный контроль;
5) безопасность;
6) эффективность.