Игровая учебная деятельность
Неблагодарное это дело – строить классификацию игр. Поступим просто: пусть наша классификация не отличается научной строгостью, зато будет удобна в рамках этого раздела.
Здесь читатель найдет: 1) игры-тренинги; 2) игры в случайность; 3) театрализацию.
?& ИГРЫ ТРЕНИНГИ
Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…
Схема 1. ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ
Формула:если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Пример: Начальная школа
Сложение с переходом через десяток. Вместе с детьми мы "покоряем вершины". Решаем примеры и перемещаем фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров.
Пример: Грамматика
Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматика. Например: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, - найди и исправь их. Или: ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное или сложносочиненное с подчинением, сколько в нем главных, а сколько придаточных и т.д.).
Пример: Математика
"Эстафета". На доске написаны примеры в три столбика. Ученики делятся на три команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно выходят к доске, решают первое задание из столбика, затем возвращаются на места, отдав мел другому члену команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание.
Схема 2. Логическая цепочка
Формула: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспомните известную игру в города. Это типовой пример. Если участник1 называет Новгород, то участник2 должен назвать город на букву Д, например Днепропетровск, следующий назовет Киев, потом Волгоград…. То есть суть игры по такой схеме заключается в том, что задается некоторый формально-логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в "городах" таким признаком является последняя буква предыдущего слова.
Пример: Иностранный язык
Игра проводится так же, как и описанная выше в города. Но называются не только города, но и любые слова. Цепочка может выглядеть примерно так: day – yard – desk…. Естественно, слово нужно назвать (написать) и дать его перевод. По мере накопления словарного запаса можно вводить дополнительные ограничения, например, называть только существительные, или только слова длиной от 3 до 5 букв, или имена собственные.
Пример: Физика
Игра на повторение или проверку формул. Цепочка может выглядеть примерно так:
То есть каждый участник должен написать формулу, выражающую одну из физических величин из правой части формулы.
& ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ
Формула:учитель вводит в урок элементы случайного выбора
Там, где правит бал случай, - там азарт. Попробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти шикарную, как в телевизионной игре "Что? Где? Когда?", достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздику. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик… Кроме рулетки используем игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, запускают бумажный самолетик в кого попадет… А одна учительница "по секрету" призналась, что делает шуточное "гадание по журналу".
Пример: История
Если вы хотите, чтобы ваши ученики лучше повторили пройденный материал, на уроке истории полетайте с ними на "хронолете". Для его изготовления не нужны громоздкие конструкции – простой бумажный самолетик, который мои мальчишки делают за минуту, вполне пригоден для "полетов во времени". Обычно в 5-8 классах я уделяю в конце урока несколько минут этой игру. Карандашом пишу дату, место события и запускаю "хронолет": к кому на парту оно сядет, тот и попадает в "другое время". Ученик оказавшись в другом времени, должен рассказать нам о том, что он там видел. Ребята с удовольствием играют в эту игру. Им разрешается фантазировать, но не отступая от исторической реальности.
¤Ë? ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
& Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны
Формула:разыгрывается сценка на учебную тему
Пример: Иностранный язык
Александр Михайлович выбрал для своего открытого урока своеобразный сюжет, сам по себе задающий высокий темп, который является одним из признаков учительского профессионализма. На берег выбросило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение. Ученики это послание читают, затем в видеозаписи слушают его жену и пишут ей письмо. Это несчастная женщина через некоторое время звонит по телефону, и ребята, как свидетели бесценной информации о ее муже рассказывают ей то, что знают о его судьбе.
Пример: Физика
Вообще-то "Аристотеля" из Тулы зовут Котов Вадим Евгеньевич. Ему 27 лет. Аристотелем он же был только на время урока…
- Представьте, пожалуйста, что я Аристотель, - обратился он к ребятам, и докажите мне, что моя теория ошибочна. Только не пользуйтесь лексикой современной физики. Иначе я вас просто не пойму.
Ребята тут же "вошли в предлагаемые обстоятельства", и разгорелся спор. А когда в их речь проникали термины из учебника, "Аристотель" только недоуменно пожимал плечами: "Что это за странное слово вы сказали? Что-то я такого не знаю". В результате ребята очень скоро поняли, что хотел донести до них учитель: легко перевести Аристотеля на язык современных понятий и определений, но это уже будет не Аристотель. Каждого мыслителя можно изучать по-настоящему только в контексте той эпохи, к которой он принадлежал.
Для чего это нужно? Объяснить это лучше всех сможет только сам Вадим Евгеньевич.
- Я специально отсекал все попытки сослаться на термин из учебника, необходимо было только вывести ребят на "искреннюю" работу. чаще всего ребенок работает в системе навязанных ему алгоритмов. А хотелось бы, чтобы он работал в алгоритме своего собственного мировоззрения. Это и есть "искренняя" работа.
?Ë` ДА И НЕТ ГОВОРИТЕ
& "Да-нетка", или Универсальная игра для всех
Пусть из нашей классификации эта игра выламывается – неважно. А важно то, что она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.
"Да-нетка" учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать соучеников.
Учитель может использовать "Да-нетку" для создания интегрирующей ситуации (см. прием "Удивляй!" на с.6), организации отдыха на уроке, да и не только.
Формулы: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами: "да", "нет", "и да и нет".
Бывает вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.
Проиллюстрируем игру фрагментом занятия в кружке ТРИЗ с детьми среднего возраста. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку).
№ | Вопросы детей | Ответы | Комментарии |
1. | Этот предмет используется людьми давно? | и да и нет | Вопрос слабый. Понятие "давно" – очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и "вчера", и "сто лет назад". Таким образом ученикам ничего не удалось пояснить. |
2. | Это предмет сельского быта? | и да и нет | Вопрос для начальной стадии игры слабый. Большинство предметов быта трудно разделить на "сельские" и "городские". |
3. | Это приспособление для приготовления пищи? | нет | Вопросы 3-5 довольно сильные. Дети пытаются построить классификацию предметов быта по их функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опытнее, они могли бы выйти на этот предмет задав еще несколько предметов из этой серии. |
4. | Прямое назначение предмета – отдых? | нет | |
5. | Это инструмент для обработки чего-то? | нет | |
6. | Может ли человек обойтись без него? | и да и нет | Вопрос слабый. Что значит – "обойтись"? В какой то момент времени или всегда? |
7. | Им пользуются и взрослые и дети? | да | Вопрос не сильный. Понятие "пользуются" определенно недостаточно строгое. Фактически дети хотели выяснить, не игрушка ли искомый предмет. |
8. | Вопрос относится к мебели? | нет | Вопросы 8-10 сильные, с них надо было начинать. Определяется класс предмета, значительно сужается поле поиска с каждым вопросом. |
9. | Предмет относится к посуде? | нет | |
10. | Это электрический прибор? | да | |
11. | Это магнитофон? | нет | Вопрос слабый, один из учеников не выдержал и перешел к гаданию методом сплошного перебора… |
12. | Это прибор используется для передачи звука? | нет | Вопрос хороший отсекает целую группу электронных приборов? |
13. | Это осветительный прибор? | да | |
14. | Это лампа? | Да! |
После игры обязательное кратное обсуждение: какие вопросы были сильными? Какие и почему слабыми? Ведь мы стараемся научить детей вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.
Подобные "Да-нетки"на отгадывание литературного героя, исторического деятеля, ученого будут уместны на разных уроках.
Примеры:
История древнего мира
Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но способом этим больше никогда не пользовался. Кто он? (Речь идет об Одиссее – помните, как он выбрался из пещеры циклопа, прицепившись снизу к овце?. Конечно, это задачка для тех кто знаком с мифами древних греков.)
Литература
Героиня не отличалась щедростью, хоть гостям рада была. Кто она? (Коробочка из "Мертвых душ" Гоголя).
Литература. Физики. Химия
Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? (Например, Гете или Ломоносов).
Геометрия
По геометрическим свойствам отгадайте задуманную фигуру.
Информатика
Летающая тарелка с существами, у которых три пальца на руках, приземлилась на площадке перед школой. Одно из этих существ, прикинувшись учеником, попадает в первый класс. Выйдя к доске, этот "ученик" составляет задачу по картине и решает ее: 5 + 12 = 21, но его со всех сторон поправляют: 5+8=13?. Объясните ситуацию. (Ведение в тему "Шестеричная система счисления").
Химия
Загадана химическая реакция. Какая?
Математика. Химия. Физика.
Задумана формула. Какая?
Физики. Биология.
Химия. История.
Задумано физическое явление (химическое явление, историческое событие…) Какое?
География. Астрономия
Глубокая ночь. В городе открыты магазины, работают люди. Почему?
Биология. Физика. Химия.
Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма поднесла ему в день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп… С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей. Оказалось, что эти странные болезни можно лечить!)
Последняя "Да-нетка" хороша как ввод в темы "Микроскоп" и "Оптические приборы" на уроке физики или "Микроорганизмы" на уроке биологии. А если дети не смогли, не успели найти ответ? Прекрасно – используем прием "Отсроченная отгадка" (см. с. 7).
Диалог: - Я применяла эту игру после того, как прочитала о ней в сборнике "Педагогика + ТРИЗ" №2. Игра ребятам нравится. Но возникла такая проблема: в слабом классе ребята не слышат или не запоминают вопросы друг друга, повторяют их. Как быть?
- Сделайте так: пусть ученик делает вывод из предыдущего ответа учителя, а уж потом задает свой вопрос. Например, задумано животное. Ученик: - Оно живет в воде? Учитель: - Нет. Следующий ученик: - Теперь мы знаем, что это животное в воде не живет. Мой вопрос: оно имеет крылья? - ….
- Мне кажется "Да-нетки" нетрудно придумывать самостоятельно.
- Конечно. Попробуйте прямо сейчас, не откладывая, придумать "Да-нетку" для своего урока. Получилось? Несколько лет я провел серию семинаров по ТРИЗ - педагогике для учителей физики и астрономии, и на них каждый учитель придумывал такие задачки. Теперь у меня в картотеке 50 отличных "Да-неток" только из этих семинаров. Вот несколько из них:
Что никогда не пропадает? (Энергия, импульс, температура…)
Вот она была и нету…. (Скорость при торможении, испарение жидкости…)
Задумано явление, соответствующее пословице: "Как аукнется, так и откликнется". (Закон Ньютона, или эхо, или радиолокация…)
Не смог учесть он расстояние и поплатился за незнанье… Какие физические явления оказались причиной его гибели? (Речь идет об Икаре. Излучение, плавление.)
Всегда вместе и всегда равны. (Сила действия и сила противодействия.)
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: было бы полезно собрать и издать отдельным пособием большую картотеку "Да-неток" по разным учебным предметам.
Управление классом
СОУПРАВЛЕНИЕ
Управление группой людей требует авторитета.
Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но и расплата за эту простоту велика.
Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все понимают, так будет лучше. Ключевое слово здесь – уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения.
В реальных условиях авторитет учителя включает в себя обе составляющие: авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры – какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая…
А сейчас нас интересуют конкретные примеры поддержания этой составляющей – демократической, дружеской, сотруднической.
& ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно старшеклассникам, тоже нужно убедится, что учитель досконально владеет предметом.
Формула:учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.
Это труднее, чем сравнивать сочинения школьников с Белинским, оставаясь в позиции контролера. Но по-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит.
Пример:
Учитель разбирает на уроке сложные олимпиадные задачи. При этом ни разу не заглядывает в конспект. Пусть видят рассуждения вслух, ошибочные попытки, радость ухватывания логической мысли и распутывания всего клубка. Обычно диспозиция такая: учитель по одну стороны "баррикады" – задачи, а ученик – по другую. Здесь же все не так. Учитель и ученик сообща сражаются над задачей. И, победив, поздравляют друг друга.
А выбирают задачи так. Учитель дает толстый задачник. Ученики выбирают задачу. И вместе – в бой…
Пример:
С.Ю. Курганов (автор замечательной книги "Ребёнок и взрослый в учебном диалоге") читал детям свои сочинения. На те самые учебные темы, на которые писали они. Вывод, который не могли не сделать ученики: да, он имеет право учить!
Ë& ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ
Формула 1:учитель выходит за пределы учебника.
Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последнее событие, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала – восторг и признательность ему обеспечены.
Пример:
- Я долго, - продолжал он, - мучался над вопросом: как говорить на уроке о гармонических колебаниях – рассказать, как пружина колеблется, маятник колеблется и так далее? А потом пришло озарение, я подумал: мы живем на Черном море, я в ста метрах от моря живу, так ну какой еще должен быть урок в Одессе по теории колебаний? И вот он, шум прибоя, крик чаек, стук человеческого сердца, и вдруг отрывок из "Песни о Буревестнике". Его пре исполняет Смоктуновский! А потом я задаю вопрос: "Ребята, как вы думаете, почему урок сегодня начинается именно с этого фрагмента?" И фрезеровщики мне рассказывают о колебаниях… Мой традиционный вопрос: "Назовите тело, которое не колеблется". И снова неожиданный ответ: "Кирпич". Я им говорю: "Ребята, а если вглубь кирпича посмотреть – ведь там все те же колебательные движения атомов и молекул". И потом после маленького музыкального фрагмента начинается чистая физика. 20 минут чистейшей физики: колебания маятника, уравнение движения….
Формула 2: учитель выходит за рамки своего учебного предмета
Если физику приходится заменять заболевшего биолога, пусть не пожалеет сил и проведет на хорошем методическом уровне биологию. Используйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания математики на уроках литературы и языка. Всегда можно найти тему разговора в рамках которой не будет выглядеть притянутым "за уши". Связать гуманитарный цикл с естественным помогут: Данте, Ломоносов, Верхарн, Гете, Брюсов….
Формула 3:учитель демонстрирует знания молодежной субкультуры.
Для этого стоит потратить время на чтение молодежного журнала.
Пример:
Учитель физики начал тему "Резонанс" с вопроса: почему электрическая гитара, в отличии от акустической, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса? И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок – музыкантов…
Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очередного круга знаний помогает картотек. О картотеке учителя разговор впереди.
?`& СРАВНЯЙТЕ ПОЗИЦИИ
Формула:учитель сам себя ставит в позицию оцениваемого.
Учитель всегда "смотрит сверху". Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором. Даже если дети не говорят это вслух, даже если они так не думают, - они все равно это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Поэтому автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в позицию оцениваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Хоть это не просто – автор пробовал. Жалко все-таки себя, родимого. Но – риск вознаграждается.
Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем, а очень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку. Но не в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование.
Диалог: - А как быть, если например, конкретные Петя с Ваней мешали мне вести урок?
- Скажите что-то типа: сегодня я недовольна уроком и собой. Больше тройки не заслужила. Потому что не смогла справится с дисциплиной на уроке.
- Действительно, не просто такое произнести…
- Да. И ученики это то же понимают. За что и уважают. Если вы перейдете этот рубикон, то дальше не так страшно. В дальнейшем вы позволите ученикам ставить себе оценку. Для этого есть несколько приемов. Читатель это увидит ниже ("Введите роль" и "Резюме", см. с. 53 и 55).
?`& СОВЕТУЙТЕСЬ!
Формула:по всяким сложным вопросам, проблемам отношений, учитель советуется с детьми!
Убедите детей, что их мнение значимо для вас. Ведь это действительно так. Но не устраивайте плебисцит – это может поставить вас в весьма трудное положение. Порассуждайте с ребятами вместе над вашими общими проблемами. Обсудите разные варианты решений. При этом либо общая честность – либо лучше вообще в эти игры не играть. Сразу предупредите: последнее слово все-таки за вами. И, конечно, вы не забудете поблагодарить учеников за совместное обсуждение…
ТРАДИЦИИ УРОКА
Полезные ритуалы педагогического общения
Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позволяют нам согласовывать свои действия, сосуществовать слажено.
& ВХОД В УРОК
Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура "входа" в урок. Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий. Некоторое количество лет назад распространенным входом в урок был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох, - все хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный и недостаточный.
Формула:учитель начинает урок "с настройки".
Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем маленький опрос. Потом попробуем ответить на вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное… (называется тема для повторения)"
Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет музыкальная фраза. Она может быть мажорно - возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатруяна или "Болеро" Равеля, или минсоно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начинать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной
разминки – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса – простого опроса, ибо его основная цель – настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.
Пример:
У нас такая традиция входа в урок: после нескольких наводящих предложений дети сами должны определить, о чем будет идти речь на уроке.
Если есть правило, то есть и исключения. Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением не, то вход в урок можно разнообразить.
& ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
Формула:учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием.
Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не звонком. Пусть это будет простая фраза типа: "Урок завершен, успехов вам!" Или: "Урок завершен, до встречи на следующем уроке!" Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: "Ой, забыла сказать самое главное!" Еще лучше, если сигнал об окончании урока будет несловесным.
Пример:
Учитель всегда, заканчивая урок, гасил лампу над доской. Через некоторое время, само собой сложилось, что щелчок выключателя обозначал: урок окончен. И никаких слов не нужно.
`& ОТДЫХ
Да, чуть не забыли, что кроме начала и конца урок имеет еще и середину.
Формула:учитель использует традиционную игру-отдых на уроке.
Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает главной цели урока – познанию. Читатель уже мысленно оглянулся и на раздел "Игровая учебная деятельность" и правильно сделал. Автор же признается в регулярном использовании игры "Да-нетка" (см. с.39).
Но всякому делу на уроке – свое время. Так же четко, как и завершение урока, проходит завершение отдыха. Если игра подзатянулась, ломаем ее решительно. Не позволяем заигрываться. Заранее четко договариваемся с детьми: никаких уговоров типа "Давайте еще поиграем!" не будет. Тем более, что эта игра не последняя.
`& ЗАДАНИЕ НА СТОЛ
Формула:если дети регулярно сдают домашнее задание на проверку, то процедура сдачи отрабатывается единожды. И кладут тетради всегда на определенное место учительского стола.
`& РУКИ ПРОЧЬ!
Стенания пятиклассника: "Первый раз учительница устроила головомойку за дежурство потому, что я не вытер перед уроком доску. Второй раз – за то, что вытер. Где справедливость?" Читатель правильно предположил, что вытертая старательным дежурным доска с контрольным заданием настроения учительнице не прибавила. Что делать учителю? Доску сторожить?
Похожая проблема волнует учителей, на столе которых часто приготовлены приборы, реактивы, наглядные пособия к уроку. Школьный народец очень любопытен. Сколько раз приходилось видеть сцену: "Зачем трогал? – А я не знал". Конечно, можно под страхом наказания запретить подходить к учительскому столу. Но ведь часто там вещи, которые "потрогать" можно и даже полезно. И необоснованные запреты авторитета не добавляют. Как быть?
Что ж, и эта задача разрешима. Пусть старшеклассники нарисуют вам яркий знак, смысл которого – не трогать! Можете, даже объявить конкурс на эскиз знака – это только поспособствует его известности.
Формула:при необходимости специальный запрещающий знак ставится на стол учителя или вешается на доску.
Конечно, мы не исчерпали всей темы. И не сделаем этого – ведь традиции появляются и умирают в круговороте жизни. Пусть вечно живет только одна: традиция смены хороших традиций на лучшие.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще традиции полезны на уроках? Как добиться, чтобы хорошие традиции начальной школы не потерялись при переходе к среднему звену? Что мешает сделать подобные традиции общешкольными?
Диалог: - Я учитель химии. В кабинете всегда лежит мокрая тряпка, и я требую тщательно вытирать ноги при входе. И обязательно здороваться, глядя в глаза. Это можно считать полезным ритуалом?
- Да.
ДИРИЖИРУЕМ УРОКОМ
& ЧЁТКАЯ КОМАНДА
Что такое четкая команда? Урок. Учитель показывает одну из первых парт и произносит: "Свободная парта". Хозяева парты быстро собираются и освобождают места, пересаживаются на другие места. Вопросов не задают. Что происходит?
Действия учеников по команде "Свободная парта" заранее оговорены и даже откорректированы. Учитель дает такую команду, если ему для определенной формы работы нужна одна из первых парт.
Формула:учитель отрабатывает с учениками несколько четких команд.
Команду можно считать четкой, если есть совершенно понятная, не допускающая отклонений технология ее выполнения. В некоторых случаях такие команды экономят много сил и весьма полезны с точки зрения дисциплины.
Пример:
Кому не знакома такая сцена. Сдается контрольная работа, распоряжение учителя уже прозвучало. Но один ученик списывает у соседа, пользуясь толчеей и неразберихой. Второй кричит: "Я забыл подписать тетрадь!" – и, как бы подписывая тетрадь лихорадочно доделывает работу. Третий перекрикивается со сходными вариантом – ответ сверяет. Немногим лучше дело обстоит, если тетрадь собирает дежурный. Тогда можно понаблюдать бой гладиаторов не за жизнь – за тетрадку. Не спасает и способ, когда тетради передают с задних парт на передние. Основная причина создавшейся ситуации в том, что ребята находятся в состоянии стресса. Стремление "доделать" оказывается сильней других внешних сигналов. А общая неразбериха и нервная обстановка раздражают педагога, который не справляется в этот момент с классом и школьников, что не лучшим образом скажется на перемене и последующих уроках.
Но возможен и другой сценарий. Пользуясь правилом: любая контрольная завершается за пять минут до звонка. И завершается она четкой командой: "Работа окончена". По этой же команде ученики сразу откладывают ручки, карандаши и т.п. в сторону. Обмануть в этом случае нельзя – пишущий заметен. Учитель собирает взгляды детей на себя и очень спокойно, намеренно тихо беседует с ребятами о контрольной. Ну как, устали? Что было непонятно? Ответы? Пожалуйста… У тебя неправильно? Не переживай, может, только ошибся в расчетах…
Главная цель – успокоить, войти в нормальный режим. Теперь последняя четкая команда: по знаку учителя на каждом ряду один ученик собирает тетради. Н напоследок о маленькой хитрости: за 2-3 минуты до завершения работы учитель предупреждает об этом, например, звонком колокольчика.
И опять автор рискуя быть назойливым, повторит: выполнение четкой команды отрабатывается, репетируется до контрольной работы.
Пример:
Команда "Внимание!". По этой команде ученики прекращают любую деятельность (работу с текстом, обсуждение в группах, решение задач…) и сосредотачиваются на учителе. Особенно важно отработать такую команду, если на уроках неизбежен "рабочий шум" (деловые игры, лабораторные и практические работы…). Тогда учителю не придется говорить и даже кричать, перекрикивая многие голоса.
Диалог: - Не напоминает ли это казарму? Хочется больше человеческого тепла, что ли… Слишком технологично.
- Вспоминаю старый добрый фильм "Звуки музыки". Помните? Там мужчина остался один с детьми. Их было то ли пять, то ли семь. Он им отдавал команды свистком. Не потому что не любил. А потому что четкая организация и ритм позволяют выжить в данной ситуации. В том числе и освободить время для нормального человеческого общения. И еще: нет ничего добрее для человека, чем хорошая технология. Плохая технология – это вредные продукты, загаженная природа, ломающиеся вещи… Хорошая – комфортная жизнь и чистый воздух. Хорошая технология в образовании – прочные знания плюс здоровая психика. И время для задушевных разговоров тоже найдется.
- Оправдывается ли время, потраченное на отработку четких команд?
- Такие команды оправдываются только для повторяющихся ситуаций. Один раз отработали – много раз пользуетесь. В большинстве случаев достаточно трех-четырех команд для успешной работы в классе.
`& НЕВЕРБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
или, в переводе несловесное управление
Где проще всего спрятать дерево? Правильно – в лесу. Подобное растворяется в подобном. Но причем здесь наши уроки.
Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющие действия – тоже. И это уменьшает их эффективность, ибо "подобное растворяется в подобном". И это создает дополнительную нагрузку ученику: ему приходится разделять разного характера сигналы. То есть учебную и управляющую информацию, следующую вперемежку по одному каналу восприятия.
Потому то, и появляется маленький колокольчик, как инструмент управления в приеме "Четкая команда". Его звук отличается от звука голоса. Именно такой – отличающейся – звук уместен для команды "Внимание!" при рабочем шуме. Можно хотя бы громко хлопнуть в ладони. Правда, автор недавно "прозрел", что не каждый умеет хлопать громко!
К счастью, руки могут не только хлопать. Руки могут многое. Они могут взять на себя не менее половины управляющих сигналов на уроке.
Формула: учитель использует для управления классом словесные команды.
Пример:
Боевое крещение я получил, учась на третьем курсе университета. Тогда мне поручили (больше некому было) вести физику в очень хулиганском восьмом классе. Да еще брать его пришлось посередине учебного года. Скоро – учебный практикум. А это куча приборов на столах, пересадки с парты на парту, необходимые и поэтому разрешенные разговоры на уроках… Самое страшное в такой ситуации – потерять управление. За три урока до начала практикума стали обрабатывать поведение в предполагаемой ситуации. Пять минут в конце каждого урока – самая настоящая дрессировка. Конечно, в форме игры. Примерно так:
"А теперь шумим. Разве это шум? Сергей, я же знаю как ты умеешь шуметь! Три хлопка и полная тишина!!! Нет, еще быстрее! Мы добились полного внимания за секунду. Плохо… Надо за полсекунды!"
Есть известное житейское наблюдение, мы любим не столько тех, кто нам помог, сколько тех, кому помогли сами. Этот психологический эффект в основании следующего приема:
?`& ДАЙ СЕБЕ ПОМОЧЬ…
…и польза от этого будет великая.
Обоюдная польза. Например, ребята могут разработать очень качественный дидактический материал. Конечно, под вашим руководством.
Пример:
Успевающие ученики 11 класса получали задание: оформить по три задачи на повторение темы. Каждая задача записывалась на отдельном листе. На другом листе приводилось ее решение и промежуточные результаты. Через несколько лет учитель получил сборник контрольных работ на все темы 9-10 классов. Контрольные состояли из 30-30 вариантов трех степеней сложности. То есть в последней практике учителя каждый ученик получал свой отличающийся вариант – и никаких проблем со списыванием. Кстати, силами тех же учеников работы аккуратно оформлены: каждый вариант на сложенном пополам, как маленькая книжечка – плотном листе формата А4. И проверять контрольную – одно удовольствие. Ведь к ней приложена тетрадь со всеми разобранными заданиями и промежуточными результатами. По такой тетради, опять – таки, контрольную проверят помощники учителя – старшеклассники.
Чтобы обозреть множество дидактических полезностей, которые могут дать ваши ученики, вернитесь к списку типовых творческих заданий (см. с.15)
Конечно, прием сводится к разработке дидактики и помощи в проверке. Это и доклад, часть урока, а то и полные уроки, которые проведут старшеклассники в младших классах. Это и ученики-лаборанты на практических работах.
Формула:учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.
Главное правило: помощь не бывает "из под палки". Если кто-то делает что-то в "добровольно-принудительном порядке" – не будем ждать от него хорошего отношения.
Диалог: - Ставить ли оценки за помощь?
- Прежде всего, не забывать поблагодарить. Не вспешке обронить казенное "молодец", а так, ученик поверил в искреннюю благодарность. Это главная оценка. Что же касается отметки, то тут все однозначно. Отметка не может быть плохой за услугу. Никогда не ставил отметки за помощь в проверке тетрадей, например. Или за то, что кто-то разносил пробирки по партам. А вот за составление кроссворда по темам повторения – да. Надеюсь, понятно, почему. И еще, если ученик разработал приемлемый в дальнейшем материал – ну х