Коллективная учебная деятельность

УМЕЕМ ЛИ?

Во что зачастую превращается совместное творчество группы взрослых людей? Кто не знает ответа на этот вопрос – пусть включит телевизор. И посмотрит заседание депутатов Верховного Совета. И что же он увидит? А увидит он: неумение слушать и слышать коллег; неумение спорить тактично; агрессивную реакцию на критику…

Что же мешает взрослым дядям и тетям? (О политических разногласиях мы не говорим.) Да они ведь просто не умеют работать коллективно! Ну, не учили их, не было принято… И учит поздновато. А мы давайте сделаем то, что можем, - научим детей коллективному сотрудничеству, решению задач сообща.

ФАКТОР УСПЕХА

Что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников? Или, скажем, количество книг в школьной библиотеке? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Результаты грандиозного исследования американского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными. Все важно: и квалификация учителя, и оборудование кабинетов…. Но больше всего – класс! Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большому счету важнее чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе, количество книг и даже квалификация учителя.

В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за "малым" – помочь классу умело организоваться на своих уроках. Наверное, в этом и кроется секрет лучших учителей, умеющих СОЗДАТЬ КЛАСС.

СТАРОЕ СТАНОВИТСЯ НОВЫМ

Многие уже знакомые нам гаммы педагогической партитуры звучат иначе при переходе от соло к ансамблю. Речь идет о работе в группах. Группа может быть от 2 до 12 учеников. Впрочем, верхняя граница весьма условна, но для большинства форм предлагаемой групповой работы оптимальна группа из 4 учащихся.

¤?`& ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Схема 1

Формула:группы получают одно и то же задание.

В зависимости от типа задания результат работы группы может быть ими просто сдан на проверку или спикер одной из групп раскрывает результат работы, а другие ученики слушают его, дополняют или опровергают.

Пример: Физика

Ученики еще не знакомы с понятием "плотность". Группам раздаются куски пластилина с указанием изменить массу и объем как можно точнее. У каждой группы – свой кусок, отличающийся величиной. По мере выполнения работы заносят результаты в таблицу. Всегда находятся группы, допустившие ошибки. Поэтому таблица выглядит примерно так:



 
Масса, в граммах
Объем, в миллилитрах

Учитель: - Вот общая таблица результатов. Посмотрите на неё внимательно. Какие можно сделать выводы? Можно ли, не перепроверяя все измерения, определить, кто ошибся?

В обсуждение включаются все. Через некоторое время озарение: у всех первая цифра больше второй, а у третьей группы меньше! А нельзя найти более точное соотношение между цифрами? Группы работают: прибавляют, отнимают, делят… Наконец возникает смутная догадка: масса деленная на объем дает, дает число, примерно одинаковое почти для всех групп. Проверка показывает, что это соотношение отличается сильно только у третьей и седьмой групп. Эти группы проделывают опыт еще раз и убеждаются, что их пластилин подчиняется тому же соотношению. Вот теперь учитель и вводит понятие "плотность". Теперь оно будет оно будет осознанно как научное понятие, а не просто величина, зачем-то выдуманная умными дяденьками.

Схема 2

коллективная учебная деятельность - student2.ru коллективная учебная деятельность - student2.ru коллективная учебная деятельность - student2.ru Формула: группы получают разные задания

коллективная учебная деятельность - student2.ru коллективная учебная деятельность - student2.ru коллективная учебная деятельность - student2.ru

 
Тогда группы или их спикеры отчитываются

коллективная учебная деятельность - student2.ru коллективная учебная деятельность - student2.ru перед классом. Или поочередно меняясь, спикеры

коллективная учебная деятельность - student2.ru по кругу обходят все группы и работают с каждой.

Пример: Математика

Одна группа готовит опорный сигнал с докладом по теме повторения. Другая готовит разбор нескольких задач по этой же теме. Третья и четвертая заняты подобным же образом, но подругой теме. По завершении работы спикеры каждой группы обходят по очереди остальные группы с докладом. Таким образом, на одном уроке повторяется несколько тем разными способами.

Пример: Иностранный язык

Каждая группа получает маленький рассказик, который должна перевести и инсценировать.

Схема 3

Формула: Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.

Пример: География

Группы получают разные карты Южной Америки: физическую, экономическую, климатическую… Каждая группа по условным обозначениям на карте строит свой рассказ об особенностях континента. В результате складывается общее представление о Южной Америке.

Пример: Физика. Естествознание.

Каждая группа определяет плотность какого либо минерала, после чего результаты сводятся на доске в единую таблицу.

Диалог: - Можете ли вы точнее указать число учеников в группе?

- Поверьте, этого не нужно делать. Как только вы получите небольшой опыт, вопрос отпадёт. Вы будите чувствовать, как именно разбить на группы данный класс для конкретной работы.

?`& ЛОВИ ОШИБКУ!

Читатель помнит: этот прием был уже описан, но теперь технология его использования изменилась.

Формула:ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Приходя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример: Литература. История.

Ученики получают серию цитат со ссылкой на автора. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

Пример: Математика. Физика.

Химия. Биология….

Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неверные. Задача группы – найти неправильные и доказать их неверность и заменить правильными. Вот неправильное определение: "Прибор, позволяющий установить поверхность горизонтально, называют уровнем". В результате работы, ребята заменяют его на такое: "Прибор, позволяющий установить горизонтальность поверхности, называют уровнем".

Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, чертежи или рисунки с ошибками… Есть где развернуться фантазии учителя.

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: к сожалению, практически нет готового дидактического материала к этому приему. Нет сомнений, что со временем найдутся авторы и такой материал по разным предметам будет сделан. Может быть, вы и занимаетесь разработкой.

?Ë` ПРЕСС- КОНФЕРЕНЦИЯ

& И ВОПРОС К ТЕКСТУ

И опять отличие в технологии применения знакомых уже приемов.

Формула:ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.

Группы могут работать над одним и тем же текстом (или часть лекции), но одни из них над репродуктивными вопросами, другие над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работают над разными частями текста или лекции.

¤?` СВОЯ ОПОРА(см. стр.12,14)

& Формула 1:группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.

Формула 2:несколько сильных учеников заранее получают задание составить опорный конспект по одной из пройденных тем и становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из которых работает такой тренер по своему опорному конспекту.

После работы в отведенное время над определенной темой тренеры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренеров какое-то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая заранее специально внесена в конспект, или…

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Особо интересный вопрос – решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть "открытыми", они наиболее развивают "творческость" мышления (на западе используют ещё термин "креативность"). Потому мы с вами, уважаемый читатель, не поленимся рассмотреть технологию учебного мозгового штурма. (Подробно о том, какие бывают открытые задачи и "с чем их едят", см. в приложении 2 о творческих учебных задачах стр. 77).

Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Автор утверждает, что нет школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма не было бы целесообразно. Если, конечно, учителю интересно открывать творческие способности учеников.

НЕМНОГО ИСТОРИИ ИЛИ ЛЕГЕНДА О ТОРПЕДЕ

Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны – в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс – он был капитаном одного из кораблей, живо представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы неразрешимая.

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову – а вдруг чья-то "дикая" идея послужит ключиком к решению проблемы. Например, повар предложил такую идею: "Давайте выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь и сдуем её с курса – мимо пойдет…

Им повезло. Подлодка не появилась. Но после воды Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, "мощным дувом" торпеду не повернешь, как щеки не напрягай. Но зато её можно немного притормозить и сбить с курса струёй корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех негарантирован – но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться…

Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу "Управляемое воображение". С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем в других странах.

¤?Ë УЧЕБНЫЙ

`& МОЗГОВОЙ ШТУРМ

О классическом мозговом штурме в современном его исполнении можно говорить долго. Но нас интересует учебный мозговой штурм – далее УМШ.

Формула:решение творческой задачи организуется в виде учебного мозгового штурма.

Развитие творческого стиля мышления – вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ:

- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам работы;

- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремиться к развитию предложений своих товарищей;

- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

- наработанные решения дают новые подходы к изучению темы;

- УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру (см. раздел "Деловые игры", с.32).

ТЕХНОЛОГИЯ

Обычно штурм проводится в группах численностью в 7-9 учащихся.

До штурма:

1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма – НИКАКОЙ КРИТИКИ!

В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направление поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.

Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком…).

2. Проводится привычное обсуждение и уточнение условия задачи.

3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 мин, желательно зафиксировать на доске.

Первый этап. Создание банка идей

Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся "дикими". Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: Какие были сбои, допускались ли нарушения и почему…

Второй этап. Анализ идей

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом поддерживается основного правила: в каждой идеи желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

И опять небольшой перерыв.

Третий этап. Обработка результатов

Группа выбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. Возможны варианты: например, самое практическое предложение и самое "дикое". В некоторых случаях целью группы является найти как можно больше решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Рекомендации:

1. Класс можно разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга штурмовать одну задачу. Тогда можно устроить конкурс идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников.

Пример:

Предложите научные эксперименты на борту научной орбитальной станции. Эксперименты должны быть оригинальными, а результаты полезными. Если разными группами будут предложены одинаковые эксперименты, то оценка на оригинальность снижается.

2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной общей проблемой.

Пример:

А) Лестницы, особенно каменно-цементные очень опасны в гололед, Предложите идеи, которые позволяют уменьшить травматизм.

Б) Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололед.

В) Гололед – причина огромного числа автомобильных аварий. Предложить способы уменьшить аварийность.

3. Нет ничего плохого, если третий этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их. Ведь главное – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. А иногда целесообразно вообще ограничится только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.

КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ?

Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число всевозможных решений. Если это исследовательская задача, например, необходимо объяснить непонятное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.

Пример:

Несколько лет мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшеничных полях в Англии. В пределах такого круга, стебли злаков почему то согнуты и уложены на землю по часовой стрелке. Причем, если сначала появились просто круги, то потом они стали переплетаться, составляя замысловатые фигуры. Предложите гипотезы, объясняющие это явление. Какие из гипотез кажутся вам наиболее правдивыми?

Вот неполный список наработанных группой старшеклассников предложений: неравномерности в строении почвы; неравномерное распределение удобрений; в почву попал яд; болезнь растений в результате заражения микроорганизмами; стаи птиц высаживаются кольцами; какие-то животные, например олени, вытаптывают почву в брачных играх; особые метеорологические явления типа миниторнадо или шаровых молний; сами крестьяне вытаптывают круги для привлеченья зевак, с которых можно брать деньги, и другие.

Диалог: - Можно ли во время пауз включать музыку, способствующую отдыху после напряженного мышления;

- Конечно.

- Перечисляя дидактические ценности УМШ, вы сказали "Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы". Поясните эту мысль примером.

- Пожалуйста… Урок "Германия и СССР накануне войны" учитель истории С.В. Макаренко предлагает начать с УМШ, на котором ребята должны сделать предложения о факторах, приведших к войне. Учитель строит свой урок как анализ наработанных гипотез в историческом контексте. Другой пример: анализ полученных идей при решении задачи: "Как Робинзону спустить к морю тяжелую лодку?" позволил повторить ряд физических понятий и познакомить учащихся с новыми физическими эффектами, которые им предстояло изучать.

- Чем УМШ отличается от простой работы учащихся в группах?

- Тем, что как и и во "взрослом" мозговом штурме, этап генерирования идей отделен от этапа их анализа. Соблюдать основное правило первого этапа – низкой критики – очень важно. Оно позволяет расковать инициативу, снять зажимы. На первом этапе ведущий должен хвалить участников за любые даже "дикие" на первый взгляд идеи. Сами убедитесь, что это непросто. Нужно привыкнуть. Так уж мы воспитаны, что в каждом из нас живет "великий критик", так и хочется с ходу отбросить чужие идеи. УМШ учит терпеливому вниманию к чужой мысли. Вы знаете – это хорошее свойство не только для учебы.

- Можно ли использовать мозговой штурм для наработки критических идей?

- Да? Существует обратный мозговой штурм. Суть его в том, что группа пытается найти как можно больше недостатков в решении, идеи, гипотезе. Естественно, найденные недостатки воспринимаются как новые задачи, которые тоже можно решать.

Пример:

Предложено затыкать пробоину в борту судна эластичной оболочкой. Оболочку раздувают, и течь останавливается. Найдите недостатки такого метода.

- Не получится ли так, что ребята будут выкрикивать, перебивать друг друга?

- Бывает. Так обычно ведут себя ребята, никогда ранее не работавшие коллективно. Каждый думает по-своему, не слыша окружающих. Если такое будет наблюдаться, рекомендую "противоядие" ведущий повторяет за каждым участником его идею, пока не добивается четкой формулировки и понимания, и только тогда слово предоставляется следующему участнику. И пусть ведущий не забывает особо хвалить тех, кто развивает идеи предыдущих участников. Приучайте ведущих и участников называть имена авторов идей. Например, в такой формулировке: "В дополнение идеи Сережи предлагаю…" или "Хочу развить решение Маши…". Еще одно ценное примечание: под рукой у каждого участника (если это не малыши) пусть будет лист бумаги и ручка. Возникла идея – сразу запиши ключевое слово или сделай рисунок, который позволит не потерять ее. Дело в том, что держать в голове свою новую идею и слушать другие предложения почти невозможно.

- Можно ли проводить УМШ сразу со всем классом как единой группой?

- Да. Особенно вначале, когда ученики осваивают эту форму работы. При этом важно, чтобы тема была "богатой", допускала много идей и вариантов. Например, я проводил сразу со всем классом УМШ по теме: "Как Робинзону спустить к морю тяжелую лодку?" Восьмиклассниками было получено 45 идей за 20 минут. Кстати, роль секретаря тоже выполнял сам – фиксировал решения на доске.

- А если секретарь не успевает записывать идеи?

- Назначьте двух, они будут фиксировать идеи по очереди – через одно.

- Что делает учитель, когда ребята работают в группах без него?

- Во-первых, наблюдает, чтобы сделать свои замечания потом. Исполняет роль консультанта, к которому могут обратиться справкой или советом ведущий или участники. И наконец, просто помогает менее опытным ведущим, подбрасывая новое направление разговора – если видит что мозговая атака "захлебнулась".

- Есть ли школьные предметы, на которых проведение УМШ нецелесообразно?

- Пожалуй что нет. Чуть дальше мы рассмотрим темы УМШ в разных учебных предметах.

- Где брать задачи для УМШ?

- Есть широко известные педагогам сборники творческих задач. Например, сборник П. Капицы по физике или С. Смирнова по истории. Система "ТРИЗ-ШАНС" также выпустила несколько сборников решения творческих задач: по биологии и экологии, из фантастической литературы сказочных задачек. Планируется выпуск и других задачников. Выпускается периодический сборник: "Педагогика – ТРИЗ" в котором публикуются новые открытые задачи. При некоторой практике нетрудно находить тему в рамках своего учебного предмета самостоятельно.

- Назовите ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ УСВОЕНИИ УМШ.

- 1. Плохо подобрана тема – например, она требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений.

2. При обсуждении решений учитель принимает только известный ему контрольный ответ на задачу или жестко критикует предложения участников штурма.

3. Регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма – при освоении новой формы деятельность это неизбежно. Учитель сможет сказать свои замечания при "разборе полета".

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УМШ ДЛЯ РАЗНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ИСТОРИЯ

По всем нашим представлениях древний человек должен быть очень сильным и ловким – таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было 50 лет, а правую руку он потерял в юношеском возрасте. Как выжил этот человек? (УМШ активизирует уже имеющиеся у учеников знания о жизни древних людей и дает богатую пищу для дальнейшего изучения темы).

ЛИТЕРАТУРА

Предложите оригинальную идею памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).

ФИЗИКА

1. В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки уже почти два столетия. Как это возможно? Предложите максимум вариантов.

2. Электромагнит используют в качестве "крюка" при погрузке металлолома. Но вот его поднесли к очередному грузу, а груз не поднялся. Перечислите возможные причины этого.

ХИМИЯ+ФИЗИКА

1. При подаче напряжения на электроды, опущенные в жидкость, сосуд развалится. Найдите возможные причины.

2. Предложите оригинальную новогоднюю игрушку, использующую химический эффект.

ФИЗКУЛЬТУРА

Какими способами может человек без помощи предметов перепрыгнуть через планку? (Ответы используются учителем для анализа техники прыжков, рассказа о том, какие методы реально применяются и как называются).

ТРУДЫ

1. Попробуйте усовершенствовать конструкцию молотка, утюга, классной доски…

2. Предложите модели одежды без ниток и клея.

ГЕОМЕТРИЯ

Предложите способы определения высоты высотного здания простыми средствами, то есть без сложных приборов. (Штурм может использоваться учителем как поводка к учебной теме "Подобные треугольники".)

БИОЛОГИЯ

Найдите возможные причины вымирания динозавров.

ЧЕРЧЕНИЕ

Как соединить две вращающиеся оси, чтобы передавать вращение от одной из них к другой? Сделайте чертеж соединения.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

На улице дождь. Вы входите в помещение, закрываете зонтик и вдруг видите, что человек попал под электрический ток. Каковы должны быть действия в такой ситуации? (Наработанные предложения, в том числе ошибочные, используются для дальнейшего анализа ситуации и раскрытия темы учителем.)

ЭКОНОМИКА

Придумайте новый вид товара и услуги, который бы пользовался широким спросом у покупателей независимо от пола и возраста в 21 веке.

ДЕТСКИЙ САД

1. Каким бы вы построили "сад для взрослых"?

2. Вы нашли цветик-семицветик. Ваши действия? (Дети выбирают ряд предложений, потом совместным обсуждением выбирают семь из них.)

3. Что нужно сделать, чтобы ваши любимые писатели-сказочники жили дольше и писали больше книг?

КРУЖОК, ФАКУЛЬТАТИВ

1. Существует опасность столкновения Земли с крупным астероидом. Предложите систему мер для решения этой проблемы.

2. Предложите конструкцию движителя-вездехода для незнакомой планеты.

3. Необходимо проверить глубину озера вдоль диаметра. Глубина меняется от 2 до 5 метров. Предложите, как можно быстро и недорого это осуществить?

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: полезно разрабатывать пособия со списками тем учебных мозговых штурмов, разборами опыта учителей по каждому из школьных предметов. Может быть, эти займетесь вы?

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делая привлекательным. Но форма нужна не только алмазу. Хорошая форма для коллективного познания – деловые игры. Деловые игры моделируют реальную производственную, научную или иную "взрослую" деятельность.

В этой главе мы дадим описание нескольких деловых игр. Игры эти отличаются простотой и обширной сферой применимости – как по возрастам, так и по учебным предметам.

¤?` Игра 1. "КОМПЕТЕНТНОСТЬ"

& Участники: конкуренты – две команды учащихся; наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу; арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.

До игры:

1. Учитель знакомит со схемой игры.

2. Формируются команды, определяется состав "Фирмы-нанимателя".

Во время игры:

1. Учитель задает тему.

2. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Поясним: тип заданий регламентируются заранее учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому и по 2 задачи.

3. Команды дают поочередно друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-бальной каждый ответ.

4. Наниматели совещаются, учитель делает краткий "разбор полета", обращает внимание на ошибки, делает выводы.

Диалог: - Сколько игроков в каждой группе?

- По моему опыту, от 4 до 6 человек, нанимателей от 1 до 5.

- Могут ли команды при подготовке вопросов или ответов пользоваться учебниками?

- Это как решит учитель. В старших классах я разрешал пользоваться любой литературой. Правда в этом случае пропадает смысл задавать друг другу репродуктивные вопросы – ответ просто прочтут в учебнике.

- А что в это время делают остальные?

- Браво! Эт главный вопрос. Есть несколько вариантов. Например, класс делится на болельщиков той или иной команды. Болельщики могут задавать командам-

- соперницам по несколько вопросов и тем самым заработать несколько баллов для своих – если соперники не смогут ответить. Другой вариант: команда может один раз воспользоваться помощью болельщиков. Важно, чтобы класс был вовлечен в действо.

- А разве нельзя сформировать больше двух команд?

- Можно. Игру можно "закольцевать". То есть команда А дает задание команде Б, та в свою очередь, команде В…, а последняя команде А. И каждая пара команд выходит на арену борьбы по очереди. Могут быть и другие варианты. Еще раз повторяю: дорогу смекалке и творчеству!

Еще одна разновидность игры "КОМПЕТЕНТНОСТЬ".

До игры: тема игры заранее известна, и ученики готовятся к ней за неделю-две. Желательно, чтобы приготовленные задания заранее просмотрел учитель – а то такое иногда бывает! (Впрочем, иногда учитель хочет, чтобы получилось именно "такое".)

Во время игры команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их в отведенное время. После этого на каждый вопрос команды-соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники. Такая схема работы хороша тем, что каждая команда заинтересована в знаниях каждого участника. А значит, сильные подтягивают слабых.

¤?Ë Игра 2. "НИЛ"

`& Автор уважает великую африканскую реку. Но в данном случае НИЛ – это всего лишь научно-исследовательская лаборатория.

Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи, или решатели, в зависимости от вида задания – группа или несколько групп учеников; приемная комиссия – эту роль тоже берет на себя сам учитель, но уже в ансамбле с 2-3 учениками.

До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие – желательно подать их обоснованно. Задание может быть подано учеником как доклад. Или пусть это будет мини-спектакль на пару минут. Покажите, как важно решать эту задачу!

Пример: КРУЖОК ТРИЗ

Речь задачедателя:

- Известно, что нефть нужна всем. Только не всегда она там, где ее удобно добывать, поэтому и возникает такая задача: "В северном море установлены нефтяные вышки. На их основании нарастает лед, это может привести к аварии. Как избавится от нежелательного эффекта?"

Попробуйте обратится к разным людям – каких только советов не услышите: полить лед и поджечь, перенести вышку в южное море, или пусть вокруг ее ледокол каждый день плавает… А вот мнение специалиста: предлагается распилить этот лед гигантскими фрезами. Решение, прямо скажем, очень затратное: нужно разработать технологию, изготовить фрезы и двигатели к ним, доставить все это далеко на север, установить, организовать обслуживание и ремонт. Вам предлагается найти другое решение, более экономичное. Поскольку читателю интересны результаты работы детей, то не будем его томить. Ребята предложили несколько решений, среди которых 2-3 представляют собой практический интерес. Вот одно из них: на вышке круглосуточно трудится дизель-двигатель, и при этом раскаленные газы отработанного топлива вылетают в трубу вместе с дефицитным на севере теплом. Наверняка, можно использовать это тепло, чтобы "задаром" защищать вышку ото льда.

Во время игры:

1. Группы решают задачи. Если тема подходящая для мозгового штурма, используют УМШ (см. с. 32). Задачедателя можно привлекать как консультанта.

2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикеров, которые будут представлять результат классу.

3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу.

Можно предложить разновидность игры, назовем ее "ТЕНДЕР". Группы решают одну и ту же задачу. Приемная комиссия определяет чьи решения лучше.

Пример: Кружок ТРИЗ

- Уважаемые сотрудники! Не секрет, что за последнее время конкурентоспособность нашей фирмы по производству чемоданов стала падать. Появление новых фирм изготовителей поколебало нашу чемоданную монополию. И вы единственные, кто мог вернуть нашей фирме былую славу. За работу, коллеги!

Это не стенограмма производственного совещания – идет очередное занятие кружка ТРИЗ. Задача поставлена, и ребята, разделившись на две группы, принимаются за работу. На этом этапе совместного творчества мне приходится вмешиваться. Зато есть прекрасная возможность понаблюдать, как рождаются идеи.

Вот разгорелся спор между Алиной и Андреем: нужен ли чемодан для переноски нестандартных вещей? Алина убеждена в его необходимости: - Мама недавно собирала вещи. Каблуки туфель то с одной стороны вылезают, то с другой. Так замок закрыть не удалось. – Значит, необходимо сделать эластичные стенки. – Ну, конечно, - иронизирует девочка, пусть все каблуки выпирают через стенки и царапают ноги при ходьбе, так? – Тогда сформулируем противоречие: Эластичная стенка должна быть, чтобы легко упаковать негабаритные предметы, но эластичной стенки не должно быть, чтобы выпирающие вещи не мешали нести чемодан. – Верно: одну стенку можно сделать твердой, а другую – эластичной, - завершает обсуждение Алина. Молодцы ребята, четко сформулировали противоречие и нашли верный выход. Подхожу к другой группе. Здесь тоже кипят страсти….

Пример: Физика, 9 класс

Вы знакомы с простейшим устройством для измерения силы пружинным динамометром. Теперь разработайте конструкцию прибора для измерения максимального усилия трактора, тянущего за собой бороную Попробуйте теоретически прикинуть жесткость пружины такого динамометра.

Маленькая подсказка: отличным творческим заданием для игры "Нил" может быть разработка какого-либо проекта.

Пример: Физика

Речь задачедателя:

- Господа научные сотрудники! Наша фирма изготавливает резиновые шнуры. Перед нами стоит задача: исследовать, как зависит эластичность резины от различных факторов – мелких механических повреждений, проколов, влажности окружающей среды и даже наличия электрического и магнитного полей… Вам предстоит разработать проект серии экспериментов. Результаты экспериментов должны быть представлены в удобном виде.

Понятно, что учитель получит результат имеющий развитие. Эти самые проекты он осуществит в лабораторных работах на физическом практикуме. И делать их ребята будут с гораздо большим интересом, чем стандартные работы из учебника. Конечно, практикум тоже стоит проводить как деловую игру.

Диалог: - Правильно ли я поняла, что и экспериментальные задания могут быть использованы в игре "НИЛ"?

- Конечно! В том числе домашние эксперименты.

Пример: Естествознание, Биология

Ученики на уроке получают задание разработать проект исследования: как зависит рост лука от состава воды? Проект выглядел так: отобрать 10 примерно одинаковых луковиц, посадить луковицы парами (для страховки): пару в дистиллированную воду, пару в водопроводную, пару в талую воду, пару в подсоленную морской солью и пару в подсахаренную; наблюдать и измерять результаты проращивания луковиц.

После разработки проекта той же группой учеников были организованы домашние эксперименты. А другие группы параллельно прорабатывали проекты: как зависит рост лука от количества воды? Как зависит рост лука от освещения?

Диалог: - Мне кажется, что проведение деловых игр дает богатые возможности для приема "Театрализация" (см. с.38). Можно ввести роль психолога, который будет наблюдать за "лаборатории" и оценивать их с позиции дружности работы и делать замечания тем, кто ведет себя "непсихологично". Может быть, даже штрафные баллы давать…

- Я рад, что вы заметили это. Пользуйтесь таким правилом: если в игре проявляется какой-то нежелательный эффект, то нельзя ли его устранить силами самих же учеников?

- А можно ли сыграть в педагогические "НИЛы"?

- Замечательно! Ребята славно поработают над созданием дидактики, которая пригодится в будущей работе. А о том, что именно они могут разрабатывать, мы уже подробно говорили на с.15.

- Мне кажется, игра будет интереснее, если каждая группа придумает свое яркое название.

- Согласен!

¤?Ë Игра 3. "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

Наши рекомендации