Тема 4. «Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием информационных технологий»
Психолого-педагогические особенности активизации познавательной деятельности учащихся с использованием информационных технологий. Организация познавательной деятельности и активных методов обучения с использованием мультимедиатехнологий. Использование интернет-ресурсов в активизации познавательной деятельности учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся в игровой среде с использованием информационных технологий.
Тема 5. «Информационные технологии в управлении качеством образовательного процесса»
Педагогический мониторинг качества образования. Требования к контрольно-измерительным материалам. Педагогические измерения в системе контроля оценки и мониторинга учебных достижений. Тестовый контроль знаний в системе образования. Понятие педагогического теста, классификация тестов. Тесты достижений: типология тестовых заданий, формы теста. Критерии качества теста достижения (валидность, определенность, однозначность, надежность, стандартизированность, простота). Программно-инструментальные средства тестирования.
Тема 6. «Методические аспекты использования информационных технологий в образовательном процессе»
Дидактические принципы использования информационных технологий в образовательном процессе. Методические аспекты организации учебных занятий с использованием информационных технологий (Предъявление нового учебного материала на основе ИКТ, организация контроля знаний, организация интеллектуального досуга и самостоятельной работы, исследовательская деятельность).
Тема 7. «Требования к информационным образовательным ресурсам»
Требования, инвариантные относительно уровня образования, имеющие отношение ко всем образовательным ресурсам (дидактические, эргономические и эстетические), и специфические требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам. Дидактические требования к информационным ресурсам (научности, доступности, проблемности, наглядности, сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, систематичности и последовательности). Эргономические и эстетические требования (обеспечения гуманного отношения к обучаемому, здоровьесберегающего характера, эстетические требования. Специфические требования к информационным образовательным ресурсам (адаптивности, интерактивности, интеллектуального потенциала, формируемости и уникальности заданий, обеспечения полноты (целостности) непрерывности дидактического цикла).
Перечень тем лекционных занятий для студентов заочной формы обучения
1. Основные понятия и определения предметной области: информатизация образования (2 часа).
2. Классификация информационно образовательных средств. Требования к информационным образовательным ресурсам (2 часа).
Перечень тем лабораторных занятий для студентов заочной формы обучения
1. Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности психолога: разработка электронных бланков психодиагностических методик; создание электронной базы данных; компьютерные программы для математико-статистического анализа первичных эмпирических данных (2 часа).
2. Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием информационных технологий: создание презентаций в технике активного обучения, разработка мультимедийного сопровождения, дистантное обучение (4 часа).
3. Информационные технологии в управлении качеством образовательного процесса: создание электронного теста достижений на базе программы Автоматизированной системы тестирования (4 часа).
4. Методические аспекты использования информационных технологий в образовательном процессе: предъявление нового учебного материала на основе ИКТ, организация контроля знаний, организация интеллектуального досуга и самостоятельной работы, исследовательская деятельность (2 часа).
5. Требования к информационным образовательным ресурсам: определение качества и безопасности интернет-ресурсов (2 часа).
Перечень тем лабораторных работ для студентов заочной формы обучения
Не предусмотрен
Примерные вопросы для контроля и самоконтроля
1. Что такое информатизация общества? Назовите исторические предпосылки информатизации общества?
2. Перечислите признаки информационного общества. Чем определяется информационный потенциал общества?
3. Что представляет собой информатизация образования?
4. Какие процессы привели к необходимости информатизации образования?
5. Каковы основные направления информатизации образования? Какие процессы в системе образования она инициирует?
6. Назовите средства новых информационных технологий.
7. Определение понятие «информационная культура». Назовите основные компоненты информационной культуры.
8. Исходя из компетентностного подхода, определите основные компетенции специалистов информационного общества в области ИКТ.
9. Что обозначает слово «медиа»? Как определяется в документах ЮНЕСКО понятие «медиаобразование»? Как влияет медиаобразование на современную культуру?
10. Каковы основные направления медиаобразования?
11. Что такое технология? Какие технологии относятся к универсальным и специализированным информационным технологиям?
12. Чем различаются информационные технологии и информационные технологии обучения? Совпадают ли понятия «информационные технологии» и «компьютерные технологии»?
13. Приведите классификацию информационных технологий.
14. Каковы особенности информационно-коммуникационных технологий обучения? Что входит в структуру ИКТ?
15. Перечислите элементы системы средств обучения?
16. Проведите классификацию информационно-комууникационных технологий обучения.
17. Опишите историю использования информационных технологий в образовании.
18. Перечислите образовательные и развивающие, практические и воспитательные цели системы образования нашей страны в области информатизации образования.
19. Каковы педагогические цели использования информационно-коммуникационных технологий в образовании?
20. Почему использование ИКТ является одним из факторов фундаментализации современного образования?
21. Перечислите наиболее перспективные направления внедрения информационных и коммуникационных технологий в обучение.
22. Каковы особенности информационных и информационно-деятельностных моделей, используемых в современном образовании?
23. Какие парадигмы положены в основу информационных и информационно-деятельных моделей обучения?
24. Какие преимущества приобретает учебное заведение при использовании средств ИКТ в автоматизации организации и управления учебным процессом?
25. Какие технологии получили развитие в области открытого дистанционного образования? Опишите их особенности.
26. Какие факторы привели к необходимости развития открытого образования в современном обществе?
27. В чем заключаются принципиальные отличия системы открытого дистанционного образования от традиционной системы образования?
28. Какими качествами должен обладать педагог в условиях внедрения ИКТ в открытое образование? Какие требования предъявляются к обучаемым в открытом дистанционном образовании?
29. Опишите возможные пути автоматизации деятельности библиотеки учебного заведения в условиях открытого дистанционного образования.
30. Какие виды телекоммуникационных технологий применяются в практике дистанционного образования? Какими образовательными возможностями обладают современные сервисы сети Интернет?
31. Проведите классификацию информационных образовательных ресурсов Интернета. Назовите сайты, содержащие образовательные ресурсы, нормативные документы, учебно-методические рекомендации и разработки.
32. Какие особенности в организацию учебного процесса вносят кейсовые и телевизионно-спутниковая технологии обучения.
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
1. https://sites.google.com/site/psytestology/ сайт по психодиагностике Ю.Е. Водяха «PSY-testology» (Екатеринбург, УрГПУ, Институт психологии)
2. Козьяков, Р.В. Методы и методики диагностики эмоций. М.: Директ-Медиа, 2013. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=210483
3. Леонова, Е.В. Методы психолого-педагогической оценки. М.: Мифи, 2012. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=231689
4. Морин, Ю.П. Психодиагностика и коррекция межличностных отношений в группе. М.: Лаборатория книги, 2012. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=142228
Виды самостоятельной работы:
- Анализ литературных источников по изучаемым проблемам (конспектирование, аннотирование, разработка ориентировочных схем, работа с таблицами);
- Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации;
- Работа с программными оболочками;
- Количественный анализ эмпирических данных.
- Подготовка эссе и компьютерных презентаций по проблемным вопросам;
- Моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций (решение задач, психологическая интерпретация поведения и деятельности человека в процессе взаимодействия с младшими школьниками, их родителями и педагогами начальной школы, рефлексивный самоанализ собственного поведения и деятельности).
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для обучающихся заочной формы
1. Основные направления и принципы медиаобразования.
2. Технико-технологическая классификация инновационных технологий
3. Критерии оценки продуктов информационных технологий, применяемых в научном исследовании.
4. Активизация познавательной деятельности учащихся в игровой среде с использованием информационных технологий.
5. Педагогические измерения в системе контроля оценки и мониторинга учебных достижений.
6. Применение ИТ в организации интеллектуального досуга школьников.
7. Эстетические требования к информационным ресурсам.
5.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине
Перечень видов оценочных средств
Творческое задание (частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее оценить компетенции связанные с конкретными профессиональными действиями);
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине представлен в приложении № 1 к рабочей программе дисциплины.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Основная учебная литература
1. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум для академического бакалавриата /Под ред. Ю. Д. Романова [и др.] ; под общ. ред. Ю. Д. Романовой. М.: Издательство Юрайт, 2016. 478 с. https://biblio-online.ru/book/83FA090E-42CC-498B-8011-BF3693B45523
2. Информационные технологии в управлении персоналом: учебник и практикум для прикладного бакалавриата /Под ред. Ю. Д. Романова, Т. А. Винтова, П. Е. Коваль, П.А. Музычкин. М. : Издательство Юрайт, 2016. — 291 с. — https://biblio-online.ru/book/A71C57AE-7453-4FFD-B9DB-E9C22FA7A5F5
3. Таратухина Ю.В. Деловые и межкультурные коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. 324 с. https://biblio-online.ru/book/C33C02B9-DFC5-4BC5-8DA2-17508D53EDCB
4. Черткова Е. А. Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2016. 297 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-9916-9188-8. https://biblio-online.ru/book/44E3DBD2-533A-438B-9E02-94C2CC0052FC
6.2. Дополнительная учебная литература
1. Воронин А.Н. Дискурсивные способности: теория, методы изучения, психодиагностика /А.Н. Воронин, М.: Институт психологии РАН, 2015 176 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430633&sr=1
2. Королева Н.Н. Психосемантические методы диагностики личности: учебное пособие. СПб.: РГПУ им А.И.Герцена, 2012 65 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=428318
3. Лисовская Н.Б., Трощинина Е.А. Психология кадрового менеджмента: учебно-методическое пособие. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 224 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=435428&sr=1
4. Лупандин В.И. Математические методы в психодиагностика[Текст]: учебное пособие. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 88 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=239710
5. Основные методы сбора данных в психологии: учебное пособие /Под ред. С.А. Капустина, М.: Аспект Пресс, 2012 – 160 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=104540&sr=1
6.3. Печатные и (или) электронные ресурсы
для лиц с ОВЗ
Материалы для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья размещены в Центре психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов УрГПУ.