Тема 3. «Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности психолога»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога»

для ОПОП «37.04. 01 – Психология»

Магистерская программа «Психологическое консультирование»

Екатеринбург 2017

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога»

Тема 3. «Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности психолога» - student2.ru Составитель: Водяха Юлия Евгеньевна, доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Институт психологии УрГПУ

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры общей психологии УрГПУ

Протокол от 06.09. 2017 г. № 1.

Тема 3. «Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности психолога» - student2.ru

Заведующий кафедрой С.А. Минюрова

Тема 3. «Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности психолога» - student2.ru

Руководитель учебного подразделения Л.А. Максимова

Пояснительная записка

1.1. Наименование дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога»

1.2. Область профессиональной деятельности: решение комплексных задач в сфере образования, управления, социальной помощи населению, а также в научно-исследовательских организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

1.3. Объекты профессиональной деятельности: психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества.

1.4. Вид (виды профессиональной деятельности): научно-исследовательская; педагогическая.

Профессиональные задачи.

· постановка проблемы и определение задач, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения, подбор методик, построение математических моделей;

· организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов;

· подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;

· системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах, контроль и оценка эффективности обучения.

1.6. Цели и задачи дисциплины

Целью учебной дисциплины является формирование у магистрантов системы представлений о возможностях информационных технологий в профессиональной деятельности психолога, а также обучение практическим навыкам применения информационных технологий при решении конкретных профессиональных задач.

Задачи изучаемой дисциплины:

· формирование представлений о теоретических принципах, научном понятийном аппарате, современных научных психологических и педагогических концепциях в области информационных технологий, а также о информационной культуре профессионала;

· развитие готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа профессиональной информации;

· формирование готовности к самостоятельному оцениванию программного обеспечения и перспективах его использования с учетом решаемых профессиональных задач;

· формирование навыков работы с программными средствами общего и профессионального назначения.

1.7. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» входит в базовую часть. Курс является фундаментом для освоения других дисциплин магистратуры как теоретического, так и прикладного характера. Он дополняет, обогащает и углубляет знания магистрантов в области современных компьютерных технологий.

1.8. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

- готовностью модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий (ПК-2);

- способностью и готовностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-11).

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

Знать:

технологии, применяемые при решении профессиональных, психологических задач.

Уметь:

самостоятельно использовать компьютерные технологии для решения различных профессиональных задач.

Владеть:

технологиями проектирования, реализации и оценивания учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях высшего и дополнительного профессионального образования.

1.9. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 18 часов контактной работы с обучающихся с преподавателем (4 часа лекций, 14 часов – лабораторные) и 90 на самостоятельную работу магистрантов.

1.10.Форма получения образования

Образование по дисциплине осуществляется в следующих формах: заочная.

1.11. Особенности реализации дисциплины.

Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план заочной формы обучения

Название раздела, темы Всего тру-доем-кость Аудиторные часы Самостоя-тельная работа
Всего (в т.ч. в интерактивной форме) Лекции Практические Лабораторные
Основные понятия и определения предметной области: информатизация образования    
Цели и задачи использования информационных технологий в образовании    
Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности психолога    
4. Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием информационных технологий    
5. Информационные технологии в управлении качеством образовательного процесса    
6. Методические аспекты использования информационных технологий в образовательном процессе    
7. Требования к информационным образовательным ресурсам    
ИТОГО:  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. «Основные понятия и определения предметной области: информатизация образования»

Проблемное поле информации общества. Компьютерная грамотность, информационная культура, информационно-коммуникативная компетентность. Основные компоненты информационной культуры (мировоззренческий, общеобразовательный, профессиональный). Информационно-учебная деятельность, средства новых информационных технологий, информационные системы. Медиаобразование и медиаграмотность. Основные направления и принципы медиаобразования. Функциональное назначение применения медиа-технологий.

Тема 2. «Цели и задачи использования информационных технологий в образовании»

Понятие информационных технологий в образовании (технология, информационная технология, компьютерная, бескомпьютерная технология). Технико-технологическая классификация инновационных технологий (для любой предметной области). Генезис развития информационных технологий обучения. Цели и задачи информационных технологий и информатизации в образовании (экономические, социальные, учебные, воспитательные и управленческие)

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

6.1. Основная учебная литература

1. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум для академического бакалавриата /Под ред. Ю. Д. Романова [и др.] ; под общ. ред. Ю. Д. Романовой. М.: Издательство Юрайт, 2016. 478 с. https://biblio-online.ru/book/83FA090E-42CC-498B-8011-BF3693B45523

2. Информационные технологии в управлении персоналом: учебник и практикум для прикладного бакалавриата /Под ред. Ю. Д. Романова, Т. А. Винтова, П. Е. Коваль, П.А. Музычкин. М. : Издательство Юрайт, 2016. — 291 с. — https://biblio-online.ru/book/A71C57AE-7453-4FFD-B9DB-E9C22FA7A5F5

3. Таратухина Ю.В. Деловые и межкультурные коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. 324 с. https://biblio-online.ru/book/C33C02B9-DFC5-4BC5-8DA2-17508D53EDCB

4. Черткова Е. А. Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2016. 297 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-9916-9188-8. https://biblio-online.ru/book/44E3DBD2-533A-438B-9E02-94C2CC0052FC

6.2. Дополнительная учебная литература

1. Воронин А.Н. Дискурсивные способности: теория, методы изучения, психодиагностика /А.Н. Воронин, М.: Институт психологии РАН, 2015 176 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430633&sr=1

2. Королева Н.Н. Психосемантические методы диагностики личности: учебное пособие. СПб.: РГПУ им А.И.Герцена, 2012 65 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=428318

3. Лисовская Н.Б., Трощинина Е.А. Психология кадрового менеджмента: учебно-методическое пособие. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 224 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=435428&sr=1

4. Лупандин В.И. Математические методы в психодиагностика[Текст]: учебное пособие. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 88 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=239710

5. Основные методы сбора данных в психологии: учебное пособие /Под ред. С.А. Капустина, М.: Аспект Пресс, 2012 – 160 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=104540&sr=1

6.3. Печатные и (или) электронные ресурсы
для лиц с ОВЗ

Материалы для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья размещены в Центре психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов УрГПУ.

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Информационное обеспечение дисциплины

Ресурсы удаленного доступа

1. http://mon.gov.ru – официальный сайт Федерального агентства по образования (Рособразования).

2. http://www.ntf.ru – портал Национального фонда подготовки кадров (приоритетный национальный проект «Образование» и «Информатизация системы образования».

3. http://www.informika.ru – сайт Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика».

4. http://www.rustest.ru - сайт Федерального центра тестирования.

5. http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений.

6. http://window.edu.ru – «информационная система – Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

7. http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».

8. http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.

9. http://www.ege.edu.ru – официальный информационный портал Единого государственного экзамена.

10. http://www.ict.edu.ru – федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

11. https://sites.google.com/site/psytestology/ сайт по психодиагностике Ю.Е. Водяха «PSY-testology» (Екатеринбург, УрГПУ, Институт психологии)

12. http://psy-diagnoz.com/ сайт, раскрывающий содержание ряда диагностических методик, процедур психодиагностического обследования.

13. http://www.ht.ru/cms/ сайт психодиагностической лаборатории А.Г. Шмелева «Гуманитарные технологии» (Москва, МГУ, факультет психологии)

14. http://lab.psytest.ru сайт психодиагностической лаборатории Н.А. Батурина (Челябинск, ЮУрГУ, факультет психологии).

15. http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/index.shtml - сайт «Педагогическая библиотека» содержит полнотекстовые электронные учебные пособия по исследовательским методам в педагогике и психологии. Представлены монографические труды и учебные пособия по проблемам психолого-педагогического исследования.

16. http://psychologylib.ru/enc/item/f00/s00/e0000048/index.shtml - Сайт «Библиотека по психологии» содержит ряд электронных учебно-методических пособий по экспериментальной психологии. Подробно освещены темы по планированию психолого-педагогического эксперимента.

17. http://psyjournals.ru/psyedu/2011/n1/ - сайт журнала «Психологическая наука и образование».

18. http://www.psydiag.yaroslavl.ru/- сайт научно-производственного центра "Психодиагностика". Основным направлением работы центра является разработка и адаптация психологических тестов в соответствии с требовниями международных стандартов. На сайте можно найти описание продуктов, предлагаемх центром, а так же оставить заказ на их приобретение.

19. http://www.ontarget.ru/ Профиль компании — разработка и адаптация к использованию в России зарубежных методик оценки персонала, таких как тесты профессиональных способностей, личностные опросники, мотивационные опросники, опросники по оценке компетенций и др.

20. http://vch.narod.ru/ – «Психологическая лаборатория». Большая коллекция тестов (описание + бланки).

21. http://www.e-test.ru/- сайт, на котором собраны авторские психологические тесты, созданные студентами и выпускниками факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова в рамках выполнения дипломных и курсовых проектов

22. http://www.psychometrica.ru/ - сайт, посвященный проекту «Psychometric Expert».

23. http://www.effecton.ru/– сайт был разработан специально для сопровождения программных продуктов Effecton Studio

Материалы для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья размещены в Центре психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов УрГПУ.

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Подготовка к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовку к каждому семинарскому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Обратите внимание (выписать, выучить) персоналии – фамилии имена ученых, практиков (отечественных и зарубежных) которые занимались изучением рассматриваемых на семинаре вопросов. Для эффективной подготовки к семинарскому занятию необходимо воспользоваться электронными образовательными ресурсами, представленными в электронной университетской библиотеке. Каждый студент ВУЗа имеет возможность пройти регистрацию, и получив логин и пароль, пользоваться материалами в любой точке доступа интернет сети. Для лучшей ориентации в материале обратите внимание на рекомендованную в программе литературу.

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИТНЕ (МОДУЛЮ)

Выход в Internet (ауд. 353), Компьютерный класс (ауд. З53). Интернет-книги.

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:

· технические средства обучения (мультимедийный проектор hp mp 3222, ноутбук ASUS A3500G, компьютеры: 6 машин – Celeron 800, 13 машин – Athlon 1800xp);

· программный пакет MS Office-97 (2000);

· Web-редактор MS Frontpage;

· браузер MS Internet Explorer (v.5 и выше);

· графический редактор Adobe Photoshop (v.5.5 и выше);

· программа распознания текстов ABBYY Fine Rider (v.4ю0 и выше);

· программу АСТ-тест;

· презентации по темам лекционных и практических занятий.

Приложение 1.

Фонд оценочных средств

Критерии:

- степень самостоятельности выполнения заданий;

Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины (модуля) или практики, описание показателей компетенций

Формируемые компетенции Требования к уровню сформированности Компонентный состав Оценочные средства Методические материалы
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); Пороговый Знает: принципы самоорганизации; основные функциональные компоненты процесса самоорганизации; Умеет: осуществлять поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи; Владеет: способностью находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи; творческое задание 1 См. Приложение 2.
Повышенный Знает: социально-личностные и психологические основы самоорганизации; основные функциональные компоненты процесса самоорганизации (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и коррекция); основные мотивы и этапы самообразования; типы профессиональной мобильности (вертикальная и горизонтальная); структуру профессиональной мобильности Умеет: осуществлять поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи, используя различные источники информации; Владеет: способностью находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи; способностью анализировать различные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки, грамотно, логично, аргументированно формировать собственные суждения и оценки творческое задание 2 См. Приложение 2.
готовностью модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий (ПК-2); Пороговый Знает развернутую классификацию качественных и количественных методов. Умеет адаптировать существующие диагностические методики согласно целях и задачам научного исследования Владеет информационными технологиями, позволяющими протоколировать полученные в ходе обследования эмпирические данные творческое задание 3 См. Приложение 2.
Повышенный Знает классификации качественных и количественных методов по разным основаниям. Умеет адаптировать существующие диагностические методики согласно целях и задачам научного исследования Умеет разрабатывать план диагностического обследования с учетом предмета научного исследования Владеет информационными технологиями, позволяющими структурировать полученные в ходе обследования эмпирические данные творческое задание 4 См. Приложение 2.
способностью и готовностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-11). Пороговый Знает: этапы оценочной деятельности педагога; Умеет: применять на практике отдельные активные методы обучения, некоторые инновационные технологии. творческое задание 5 См. Приложение 2.
Повышенный Знает: принципы проектирования в оценочной деятельности преподавателя; Умеет: применять на практике активные и интерактивные методы обучения, инновационные технологии; Владеет: навыками реализации учебного процесса, построенного на основе интерактивных технологий творческое задание 6 См. Приложение 2.

Приложение 2.

Промежуточный контроль

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачетного мероприятия (творческого задания).

Творческое задание (частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее оценить компетенции связанные с конкретными профессиональными действиями). Содержание задания отражает практику применения информационно-коммуникационных технологий в практике работы преподавателя, психолога организации

Примерная шкала оценивания

Оценка Критерии
Зачтено (пороговый уровень) Содержание ответа в значительной части соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25-30%). Продемонстрировано достаточное владение понятийно- терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур. Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассо­циативной взаимосвязи. Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изло­женным теоретическим аспектам. Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в за­данной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логи­чески взаимосвязаны. Объем ответа в су­щественной степени (на 25-30%) отклоняется от заданных рамок. Текст ответа примерно наполовину представляет собой стан­дартные обороты и фразы из учебника/лекций. Много стилистических штампов. Есть 3-5 орфогра­фических ошибок. Работа выполнена не очень аккуратно, встреча­ются помарки и исправления  
Зачтено (повышенный уровень) Содержание ответа соответствует теме задания. В ответе отражены все дидактические единицы, предусмотренные заданием. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют фактические ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно- терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики. Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структу­ра проблемы (задания): постановка проблемы - аргументация - выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла. Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога»

для ОПОП «37.04. 01 – Психология»

Магистерская программа «Психологическое консультирование»

Екатеринбург 2017

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога»

Тема 3. «Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности психолога» - student2.ru Составитель: Водяха Юлия Евгеньевна, доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Институт психологии УрГПУ

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры общей психологии УрГПУ

Протокол от 06.09. 2017 г. № 1.

Тема 3. «Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности психолога» - student2.ru

Заведующий кафедрой С.А. Минюрова

Тема 3. «Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности психолога» - student2.ru

Руководитель учебного подразделения Л.А. Максимова

Пояснительная записка

1.1. Наименование дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога»

1.2. Область профессиональной деятельности: решение комплексных задач в сфере образования, управления, социальной помощи населению, а также в научно-исследовательских организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

1.3. Объекты профессиональной деятельности: психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества.

1.4. Вид (виды профессиональной деятельности): научно-исследовательская; педагогическая.

Профессиональные задачи.

· постановка проблемы и определение задач, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения, подбор методик, построение математических моделей;

· организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов;

· подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;

· системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах, контроль и оценка эффективности обучения.

1.6. Цели и задачи дисциплины

Целью учебной дисциплины является формирование у магистрантов системы представлений о возможностях информационных технологий в профессиональной деятельности психолога, а также обучение практическим навыкам применения информационных технологий при решении конкретных профессиональных задач.

Задачи изучаемой дисциплины:

· формирование представлений о теоретических принципах, научном понятийном аппарате, современных научных психологических и педагогических концепциях в области информационных технологий, а также о информационной культуре профессионала;

· развитие готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа профессиональной информации;

· формирование готовности к самостоятельному оцениванию программного обеспечения и перспективах его использования с учетом решаемых профессиональных задач;

· формирование навыков работы с программными средствами общего и профессионального назначения.

1.7. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» входит в базовую часть. Курс является фундаментом для освоения других дисциплин магистратуры как теоретического, так и прикладного характера. Он дополняет, обогащает и углубляет знания магистрантов в области современных компьютерных технологий.

1.8. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

- готовностью модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий (ПК-2);

- способностью и готовностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-11).

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

Знать:

технологии, применяемые при решении профессиональных, психологических задач.

Уметь:

самостоятельно использовать компьютерные технологии для решения различных профессиональных задач.

Владеть:

технологиями проектирования, реализации и оценивания учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях высшего и дополнительного профессионального образования.

1.9. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 18 часов контактной работы с обучающихся с преподавателем (4 часа лекций, 14 часов – лабораторные) и 90 на самостоятельную работу магистрантов.

1.10.Форма получения образования

Образование по дисциплине осуществляется в следующих формах: заочная.

1.11. Особенности реализации дисциплины.

Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план заочной формы обучения

Название раздела, темы Всего тру-доем-кость Аудиторные часы Самостоя-тельная работа
Всего (в т.ч. в интерактивной форме) Лекции Практические Лабораторные
Основные понятия и определения предметной области: информатизация образования    
Цели и задачи использования информационных технологий в образовании    
Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности психолога    
4. Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием информационных технологий    
5. Информационные технологии в управлении качеством образовательного процесса    
6. Методические аспекты использования информационных технологий в образовательном процессе    
7. Требования к информационным образовательным ресурсам    
ИТОГО:  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. «Основные понятия и определения предметной области: информатизация образования»

Проблемное поле информации общества. Компьютерная грамотность, информационная культура, информационно-коммуникативная компетентность. Основные компоненты информационной культуры (мировоззренческий, общеобразовательный, профессиональный). Информационно-учебная деятельность, средства новых информационных технологий, информационные системы. Медиаобразование и медиаграмотность. Основные направления и принципы медиаобразования. Функциональное назначение применения медиа-технологий.

Тема 2. «Цели и задачи использования информационных технологий в образовании»

Понятие информационных технологий в образовании (технология, информационная технология, компьютерная, бескомпьютерная технология). Технико-технологическая классификация инновационных технологий (для любой предметной области). Генезис развития информационных технологий обучения. Цели и задачи информационных технологий и информатизации в образовании (экономические, социальные, учебные, воспитательные и управленческие)

Тема 3. «Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности психолога»

Применение информационные технологий при создании электронных бланков психодиагностического инструментария. Программное обеспечение статистических расчетов в научном психологическом исследовании. Информационные технологии количественной обработки первичных данных. Создание базы данных для научного исследования. Критерии оценки продуктов информационных технологий, применяемых в научном исследовании.

Наши рекомендации