Формирование тематики ВКР и закрепление руководителя
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
И ТРЕБОВАНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
МАГИСТРА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для направления подготовки
09.04.01– «Информатика и вычислительная техника»
Авторы: Шмакова Е.Г., Григорьева С.В., Дмитриева Т.В., Карпов А.В.
Москва – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1 Цели и задачи ВКР. 3
2 Формирование тематики ВКР и закрепление руководителя. 5
3 Порядок выполнения ВКР. 8
3.1 Структура пояснительной записки ВКР. 8
3.2 Основное содержание пояснительной записки ВКР. 9
3.3 Подготовка и оформление окончательного варианта ВКР. 16
3.3.1 Требования к оформлению.. 16
3.3.2 Подготовка ВКР к защите. 23
3.3.3 Презентация. 24
3.3.4 Запись ВКР на электронный носитель. 24
3.3.5 Протокол проверки на плагиат основного текста ВКР. 24
4 Процедура защиты ВКР. 25
4.1 Внешний вид защищающегося. 25
4.2 Что нужно сделать перед процедурой защиты.. 25
4.3 Презентация, доклад. 25
4.4 Ответы на вопросы.. 28
4.5 Завершение процедуры защиты и предварительное выставление оценок 29
4.6 Объявление результатов защиты.. 30
Список информационных источников. 31
Введение
Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертациии представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу (ВКР), связанную с решением задач научно-исследовательского вида деятельности.
Цели и задачи ВКР
Основной целью выполнения ВКР является подтверждение обучающимися своих способностей и умений, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
ВКР является видом учебной отчетной документации, отвечающей требованиям программ обучения и свидетельствующей о том, что ее автор в процессе обучения сформировал следующие компетенции:
№ п/п | Код компетенции | Содержание компетенции в соответствии с учебным планом |
ОК-1 | способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | |
ОК-2 | способность понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов | |
ОК-3 | способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности | |
ОК-4 | способность заниматься научными исследованиями | |
ОК-5 | использование на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом | |
ОК-6 | способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности | |
ОК-7 | способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности | |
ОК-8 | способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) | |
ОК-9 | умение оформлять отчеты о проведенной научно-исследовательской работе и подготавливать публикации по результатам исследования | |
ОПК-1 | способность воспринимать математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания, умением самостоятельно приобретать, развивать и применять их для решения нестандартных задач, в том числе, в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте | |
ОПК-2 | культура мышления, способность выстраивать логику рассуждений и высказываний, основанных на интерпретации данных, интегрированных их разных областей науки и техники, выносить суждения на основании неполных данных | |
ОПК-3 | способность анализировать и оценивать уровни своих компетенций в сочетании со способностью и готовностью к саморегулированию дальнейшего образования и профессиональной мобильности | |
ОПК-4 | владение по крайней мере одним из иностранных языков на уровне социального и профессионального общения, способностью применять специальную лексику и профессиональную терминологию языка | |
ОПК-5 | владение методами и средствами получения, хранения, переработки и трансляции информации посредством современных компьютерных технологий, в том числе, в глобальных компьютерных сетях | |
ОПК-6 | способность анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями | |
ПК-1 | знание основ философии и методологии науки | |
ПК-2 | знание методов научных исследований и владение навыками их проведения | |
ПК-3 | знание методов оптимизации и умение применять их при решении задач профессиональной деятельности | |
ПК-4 | владение существующими методами и алгоритмами решения задач распознавания и обработки данных | |
ПК-5 | владение существующими методами и алгоритмами решения задач цифровой обработки сигналов | |
ПК-6 | понимание существующих подходов к верификации моделей программного обеспечения (ПО) | |
ПК-7 | применение перспективных методов исследования и решения профессиональных задач на основе знания мировых тенденций развития вычислительной техники и информационных технологий | |
ДОПК-1 | способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности и использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ | |
ДПК-1 | способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, отчеты, представлять результаты научно-исследовательской работы в виде научных публикаций, рефератов, презентаций, в том числе оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати; владеть опытом публичных выступлений с научными докладами и сообщениями | |
ДПК-2 | готовностью демонстрировать навыки научно-исследовательской деятельности (планирование исследования, сбор информации и ее обработки, фиксирования и обобщения полученных результатов), владением методологическими принципами и методическими приемами научной деятельности, методами научных исследований, знанием теорий науки в предметной области |
ВКР выполняется каждым обучающимся индивидуально и, как правило, является развитием ранее выполненных при освоении программы магистратуры теоретических и практических работ.
Порядок выполнения ВКР
Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. ВКР выполняются в форме магистерской диссертации.
Работа над магистерской диссертацией делится на несколько этапов:
- подготовительный;
- исполнительный;
- оформительский;
- предварительная защита работы;
- защита работы в ГЭК.
Соискатель, выбрав объект исследования, собирает необходимые данные, изучает литературу по теме исследования или разработки, проводит анализ имеющихся решений по аналогичным проблемам.
Исполнительный этап заключается в выполнении работы по существу задания, включая графический материал в соответствии с заданием и составляет основную часть времени, отведенного на выполнение выпускной квалификационной работы.
Оформительский этап заключается в написании текста выпускной квалификационной работы и оформлении иллюстративного материала, выносимого на защиту, в соответствии с требованиями настоящего пособия. После оформления в полном объеме выпускная квалификационная работа подписывается в следующей последовательности: автором, научным руководителем, заведующим кафедрой.
Предварительная защита ставит своей целью помочь студенту подготовиться к защите: правильно организовать доклад, выделить ключевые моменты, использовать иллюстративный (графический) материал, получить навыки публичного выступления, ответов на вопросы и ведения научной дискуссии.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей ВКР и имеет строго определенную форму. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы приведен в приложении 2.
Задание
Задание на выполнение ВКР оформляет научный руководитель, на основе которого вместе с обучающимся составляется график подготовки и оформления выпускной квалификационной работы (приложение 3,4).
Руководители ВКР и заведующие выпускающими кафедрами должны систематически контролировать ход выполнения ВКР в соответствии с графиком.
3.2 Основное содержание пояснительной записки ВКР
Основное содержание пояснительной записки включает следующие разделы:
- СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1 ОБЗОР ЗАДАЧ И РАБОТ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ И РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ
- 3 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТАННЫХ МОДЕЛЕЙ И АЛГОРИТМОВ
- 4 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕШЕНИЙ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Все вышеуказанные разделы являются обязательными. Их название и последовательность представления в ВКР не могут быть изменены. Содержательное наполнение разделов зависит от темы ВКР.
Содержаниеразмещают после титульного листа и задания на ВКР, начиная со следующей страницы, и продолжают на последующих листах (при необходимости).
Содержание ВКР включает в себя:
- введение;
- наименование всех разделов (при необходимости – подразделов, пунктов);
- заключение;
- список использованных источников;
- обозначения приложений и их наименований с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР.
Основное содержание ВКР готовится на компьютере в формате *.doc или *.docx.
Введение является обязательным элементом выпускной квалификационной работы. Во введенииобосновывается выбор темы работы, ее актуальность и практическая значимость, дается анализ выбранной литературы, определяются цель, объект, предмет, формулируются задачи, раскрывается структура исследования.
Актуальность исследования определяется необходимостью, потребностью изучения выбранной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. Обосновывая актуальность темы работы, следует сформулировать проблему, дать краткий анализ и оценку изложенных в литературе теоретических концепций и научных положений, а также ряд важных прикладных аспектов данной проблемы. Для этого во введении нужно рассмотреть степень разработанности проблемы. Источники, указываемые в этом пункте (параграфе) обязательно разделяются и группируются(расписываются) по типам, научным направлениям (школам), объектам исследования и т.п..
Необходимо показать специфику и особенность формирования и развития изучаемых процессов, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом регулировании в современных условиях. В связи с этим выпускная квалификационная работа может рассматриваться как один из вариантов решения проблемы, тем самым, приобретая теоретическую и практическую значимость.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта и предмета исследования.
Объект – это процесс(ы) или явление(я) общего характера порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет – нечто конкретное, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования - те значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые собирается исследовать обучающийся в своей работе. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос исследуемой проблемы, и, как правило, находит отражение в названии выпускной квалификационной работы, по сути с ним совпадая.
Цель исследования (или гипотеза исследования) ориентируется на его конечный результат и отражает главную установку, которая решается всей исследовательской работой.
Цель работы – повышение эффективности … за счет разработки …
Для реализации поставленной цели формулируются задачи исследования, в них ставятся вопросы, на которые должен быть получен ответ. Решению каждой задачи может быть посвящен отдельный параграф.
Задачи работы:
1. Обзор и системный анализ задач по теме исследования …
2. Разработка информационных моделей по теме работы с применением методов …
3. Разработка оригинальных алгоритмов по теме работы …
4. Программная реализация и апробация предложенных информационных моделей и алгоритмов …
5. Обоснование решений по обеспечению эксплуатационной и информационной безопасности разработанной системы
6. Обоснование и экономический расчет затрат на разработку системы
7. Исследование эффективности предложенных проектных и технологических решений
Объем текста введения в работе строго не регламентирован - обычно он составляет 2-5 страниц.
Первая глава«Обзор задач и работ по теме исследования» выпускной квалификационной работы является, как правило, теоретико-методологическим. Здесь рассматриваются ключевые теоретические (по теме выпускной квалификационной работы) и их связь с конкретными вопросами выпускной квалификационной работы. Содержание первой главы сводится к рассмотрению сущности рассматриваемой проблемы, описанию состояния ее решения на современном этапе, кроме этого, в ней же приводятся изложенные в научной литературе теоретические концепции, научные положения и важнейшие понятия по избранной теме, а также методика проведения исследования, при этом используются работы тех авторов, которые были перечислены в пункте «Степень разработанности проблемы» во Введении.
Во второй главе «Проектирование информационных моделей и разработка алгоритмов» выпускной квалификационной работы могут рассматриваться аспекты создания АСУ, информационной системы, информационно-программного изделия: разработка архитектуры, структурных, функциональных и других схем проектируемой системы; создание архитектуры, концептуальной, логической и других моделей данных. Целесообразно осветить вопросы интеграции бизнес-процессов, указать какие этапы жизненного цикла объекта поддерживает предлагаемая система.
Структура второй главы:
Алгоритмы работы
Алгоритмы либо собственной разработки, либо уже известные, оформленные в виде схем алгоритмов с пояснениями.
В третьей главе «Технология программной реализации разработанных моделей и алгоритмов» необходимо отразить необходимые аспекты практической реализации предлагаемых проектно-технических решений.
Структура третьей главы:
Приложения
Приложениявключаются только в том случае, если имеются дополнительные и вспомогательные материалы, загромождающие текст основной части ВКР и на них есть ссылки в самой работе.
В качестве приложений возможно включать следующие материалы:
– акт внедрения результатов исследования в производство или в учебный процесс;
– заявка на патент или полезную модель;
– научная статья, опубликованная или представленная к публикации;
– отчет о НИР, представленный на конкурс студенческих работ;
– макеты устройств, пакеты прикладных программ, информация о докладах на конференциях по теме ВКР и др.
– список опубликованных научных работ по теме исследования (при их наличии);
– протоколы проведенных исследований и т.д..
3.3 Подготовка и оформление окончательного варианта ВКР
3.3.1 Требования к оформлению
Текст ВКР должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне белой бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60.
Основной текст работы печатается через 1,5 интервал (27-30 строк на странице) и через 1 интервал (ссылки и сноски) шрифтом Times New Roman, размером 14 (основной текст), 12 – текст в ссылках, сносках и таблицах. Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм. Текст работы выравнивается по ширине.
Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. В ВКР должны быть четкие линии, буквы, цифры и знаки.
Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим нанесением исправленного текста (графики) машинным или рукописным способом. Наклейки, повреждения листов ВКР, помарки не допускаются.
Фамилии, названия учреждений и другие имена собственные в тексте ВКР приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия учреждений в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия. Имена следует писать в следующем порядке: фамилия, имя, отчество или – фамилия, инициалы через пробелы, при этом не допускается перенос инициалов отдельно от фамилии на следующую строку.
Сокращение русских слов и словосочетаний в тексте ВКР выполняется по ГОСТ 7.12-93, сокращение слов на иностранных европейских языках – по ГОСТ 7.11-2004. Не допускаются сокращения следующих слов и словосочетаний: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «например». Если в ВКР принята особая система сокращения слов и наименований, то перечень принятых сокращений должен быть приведен в структурном элементе ВКР «Определения, обозначения и сокращения». В тексте ВКР, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, допускается использовать введенные их авторами буквенные аббревиатуры, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.
Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов
Наименования структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» являются заголовками структурных элементов ВКР.
Заголовки структурных элементов ВКР пишутся в середине строки прописными буквами без точки, не подчёркиваются, например:
ВВЕДЕНИЕ
Каждый структурный элемент ВКР следует печатать с нового листа (страницы), в том числе разделы основной части.
Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Пример – 1, 2, 3 и т. д. Например:
3 Исследование эффективности полученных решений
Подразделы нумеруются в пределах раздела. Номер подраздела включает номер раздела и подраздела, разделённые точкой. Например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.
Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела и пункта, разделённые точкой. Например, 1.1.1, 1.1.2 и т.д.
Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделённые точкой. Например, 1.1.1.1, 1.1.1.2 и т. д. Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Если пункт состоит из одного подпункта, то подпункт не нумеруется. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.
Пример непосредственно СОДЕРЖАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ5
1 Обзор задач и работ по теме исследования 7
2 Проектирование информационных моделей и разработка алгоритмов10
2.1 Выбор методов и средств проектирования10
2.2 Логическое проектирование системы11
2.3 Физическое проектирование системы13
2.4 Проектирование макета пользовательского интерфейса15
2.5 Алгоритмы работы18
3 Технология программной реализации разработанных моделей и алгоритмов25
4.1 Выбор средств программной реализации25
4.2 Программная реализация пользовательского интерфейса системы29
4.3 Обеспечение эксплуатационной и информационной безопасности разработанной системы33
4.4 Обоснование и экономический расчет затрат на разработку системы39
4 Исследование эффективности полученных решений43
4.1 Исследование эффективности проектных решений43
4.2 Исследование эффективности технологических решений48
4.3 Исследование эффективности разработанных алгоритмов51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ57
ПРИЛОЖЕНИЯ59
П.1 Графический материал к пояснительной записке59
П.2 Листинг подпрограммы фильтрации и группировки данных 61
П.3 Акт внедрения разработки 65
Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
Заголовки разделов, подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовок подраздела не должен быть последней строкой на странице.
Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте ВКР на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ь). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
Например,
а) текст
1) текст
2) текст
в) текст
Нумерация страниц
Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Титульный лист, задание на ВКР и содержание включают в общую нумерацию страниц ВКР, номера страниц на них не проставляют.
Иллюстрации и таблицы, размещенные в тексте ВКР на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 (297×420) учитывают как одну страницу.
Нумерация страниц ВКР и приложений, входящих в состав ВКР, должна быть сквозная.
Формулы
Формулы набираются с использованием редактора формул MicrosoftEquation (входит в состав MS Office). При этом под «формулой» понимается любая последовательность не менее чем двух символов, не являющаяся словом (названием, аббревиатурой) в русском или каком-либо другом языке.
Нумерация формул осуществляется строго последовательно (в порядке расположения в тексте пояснительной записки), в круглых скобках, арабскими цифрами, начиная с 1. Номера формул проставляются строго по правому краю. При этом нумеруются только те формулы, на которые имеются ссылки в тексте. Формулы, на которые не содержатся ссылки в тексте статьи, не нумеруются.
Текст формулы выравнивается по левой стороне на расстоянии 1.25 сантиметра от левого края текста (с красной строки) независимо от того, нумеруется данная формула или нет:
(1)
Если формула не умещается на строке, то она переносится на следующую строку после знака «=» или после математических знаков «+», «–», и др. При этом выравнивание второй строки формулы остается прежним – 1,25 сантиметра от левого края текста статьи, как это показано в примере с формулой (2):
(2) |
Между текстом и следующей за ним формулой, в многострочных формулах и между формулой и следующим за ней текстом оставляются пустые строки.
При ссылке на формулу, необходимо указать ее полный номер в скобках, например, «... в формуле (2)».
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой, в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова "где", без двоеточия после него. Например:
Абсолютное снижение трудовых затрат (DТ):
DТ = Т0 - Т1,
где Т0 – трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту;
Т1 – трудовые затраты на обработку информации по предлагаемому варианту.
Для набора переменных (букв) следует использовать шрифт Times, курсив, не жирный (устанавливается в настройках MicrosoftEquation): например, t, V, s, U. Для набора цифр следует использовать шрифт Times, не курсив (!), не жирный (устанавливается в настройках MicrosoftEquation): например, 1, 2, 15. Размер шрифта для переменных и цифр – 14 пунктов. Размеры остальных элементов формул (устанавливаются в настройках MicrosoftEquation):
- крупный индекс – 8 пунктов;
- мелкий индекс – 6 пунктов;
- крупный символ (знаки суммы, интеграла) – 18 пунктов;
- мелкий символ – 12 пунктов.
Для обозначения векторов, матриц допустимо использование других элементов стилистического оформления шрифтов, например, не курсивных, жирных букв, шрифта Arial и т.п.
Для стандартных функций (тригонометрических, логарифмических и т.п.), а также для специальных символов (sup, inf и т.п.) следует использовать шрифт Times, не жирный, не курсив (что соответствует стандартным настройкам MicrosoftEquation), например,
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, диаграммы, схемы), помещаемые в ВКР, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации. 9.9.2 Все иллюстрации в тексте ВКР (графики, чертежи, схемы, диаграммы и др.) размещают непосредственно после первой ссылки на них (или на следующей странице) и обозначают словом «Рисунок».
На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте ВКР.
В тексте пояснительной записки может быть некоторое количество иллюстраций, которые могут представлять собой схемы алгоритмов, структуры вычислительных центров, макеты обрабатываемых программой производственных документов, графики и т. д. Все рисунки оформляются на чертежной бумаге (формат А4) на отдельных листах. Надписи на рисунках также должны быть выполнены стандартным шрифтом.
Иллюстрации за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например – Рисунок 1.1. При ссылках на иллюстрации следует писать "... в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации и "... в соответствии с рисунком 1.2" при нумерации в пределах раздела.
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают образом: Рисунок 1 - Детали прибора.
Рисунок 1 - Подпись к рисунку выравнивается по центру, печатается нежирным шрифтом размером 12 пунктов и при необходимости может быть
продолжена на следующей строке
После подрисуночной подписи оставляется одна пустая строка и продолжается печать текста статьи.
Таблицы
Таблицы помещаются в тексте в порядке ссылки на них по окончании того абзаца, в котором данная таблица была первый раз упомянута.
Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический (желательно) заголовок.
Нумерационный заголовок нужен для того, чтобы упростить связь таблицы с текстом; при ссылке в тесте достаточно указать: табл. 1. Таблицы нумеруются последовательно в порядке расположения в тексте пояснительной записки, арабскими цифрами. Слово «Таблица» (с заглавной буквы) и ее номер печатаются курсивом, и выравнивается по правому краю. Между словом «Таблица» и предшествующим абзацем оставляется одна пустая строка. После номера таблицы точка не ставится.
Далее, на следующей строке, следует тематический заголовок таблицы без знака препинания на конце, который выделяют полужирным шрифтом, и центрируется по отношению к таблице.
Пример:
Таблица 1
Подготовка ВКР к защите
За месяц до защиты может быть назначена предзащита ВКР. В комиссию по предзащите входят все сотрудники, осуществляющие научное руководство ВКР. Для устранения полученных замечаний комиссия назначает обучающемуся сроки, несоблюдение которых может являться основанием для недопуска ВКР к повторной предзащите (или защите) как несоответствующей установленным требованиям. Перед предзащитой ВКР подлежит размещению в электронно-библиотечной системе Университета и проверке на объем заимствований. Порядок размещения ВКР размещению в электронно-библиотечной системе Университета, проверки на объем заимствования, в том числе содержательного и выявления неправомочных заимствований. После успешного прохождения предзащиты, обучающийся, допущенный к защите ВКР, обязан за две недели до защиты ВКР сдать на выпускающую кафедру готовую ВКР с отзывом научного руководителя в печатном виде (приложение 5), а также на электронном носителе.
Требования к переплету ВКР:
- жесткий переплет,
- перед титульным листом ВКР вшивается файл (для хранения отзыва, рецензии),
- цвет обложки устанавливается факультетом,
- по желанию обучающегося на обложке может быть указана надпись: «Выпускная квалификационная работа».
По завершению выпускные квалификационные работы специалистов, магистров подлежат рецензированию. Рецензирование работ осуществляется, как правило, руководителем (заместителем руководителя) организации (соответствующего структурного подразделения) по месту сбора материалов (прохождения преддипломной практики). Пример оформления рецензии представлен в приложении 6. Рецензентами могут быть, как правило, преподаватели других кафедр соответствующего профиля Университета или иной образовательной организации, сотрудники НИИ, практические работники различных учреждений соответствующего профиля деятельности, имеющие большой опыт работы. Не менее 20% ВКР должны быть переданы на рецензирование практическими работниками различных предприятий, организаций и учреждений – представителей работодателей.
Поиск рецензента студент осуществляет самостоятельно или по рекомендации руководителя. Взаимодействие с рецензентом выпускник осуществляет самостоятельно по согласованию с рецензентом.
Рецензент оценивает ВКР согласно установленным требованиям. Рецензия подписывается рецензентом и заверяется печатью организации, в которой он работает.
Заведующий кафедрой рассматривает завершенную работу и при положительном решении заведующий кафедрой подписывает представленную работу, тем самым допуская ее к защите.
Презентация
Для защиты ВКР студент должен разработать и подготовить наглядное представление графической части (презентацию).
Материалы графической части, оформленные в формате *.ppt или *.pptx, демонстрируются студентом в ходе защиты ВКР посредством компьютера, LCD - проектора и другими техническими средствами.
Рекомендуется придерживаться следующей структуры презентации:
- Титульный слайд.
- Цели и задачи работы.
- Положения, выносимые на защиту.
- Слайды, раскрывающие основное содержание работы.
- Основные выводы и результаты работы.
- Список публикаций автора по теме диссертации и список конференций, где обсуждалась ВКР.
Процедура защиты ВКР
Внешний вид защищающегося
На защите студент должен придерживаться офисного стиля в одежде. Если жарко, допустимо без пиджака, в светлой рубашке. В целом, форма одежды должна подчеркивать уважение докладчика к комиссии и торжественность момента.
Презентация, доклад
В соответствии с заранее согласованной последовательностью секретарь ГЭК приглашает к защите выпускника, зачитывая фамилию, имя, отчество выпускника и название темы ВКР.
В докладе необходимо изложить актуальность и обоснованность темы, основное содержание ВКР, отметить оригинальные решения и дать им обоснование. Общеизвестные положения и сведения в докладе излагать не рекомендуется.
При защите ВКР рекомендуется руководствоваться планом или тезисами доклада. С целью оказания помощи студентам в подготовке доклада руководителем может быть организована предварительная защита.
На защите ВКР доклад имеет большое значение. Плохой доклад может свести на нет даже отлично выполненный проект. Доклад может быть просто плохо подготовлен или дипломник слабо владеет темой проекта. Эти "несчастные" случаи здесь не рассматриваются.
Основные причины плохого доклада:
1) дипломник не готов к эмоциональному напряжению, с которым связана защита ВКР. Несмотря на закаленность экзаменационными стрессами, защита проекта для студента более сложная и незнакомая форма испытания;
2) отсутствие опыта публичных выступлений. Студент, как правило, не умеет четко и громко докладывать, свободно и в то же время с достоинством и уважительно к комиссии держаться во время доклада. Это проявляется в неконтролируемых, а иногда и некрасивых действиях (почесывание, болтание указкой из стороны в сторону, держание руки в кармане, шмыганье носом и т.п.).
Одна из распространенных ошибок, характерная для студентов, – излишняя уверенность в том, что он может сделать доклад без предварительного составления текста и работы над ним. Из-за волнения, которое часто возникает на защите проекта, нужные слова забываются, возникают неприятные паузы в докладе, которые существенно снижают его качество и формируют негативное мнение комиссии о проекте.
Худший вариант, когда доклад читают с листа – "по бумажке". Подготовка доклада приходится на самый напряженный период дипломного проектирования, когда надо привести проект в окончательный порядок, "собрать подписи" и когда, как обычно, не хватает времени. Тем не менее, к подготовке доклада надо отнестись с максимальным вниманием. Опыт руководства выпускниками позволяет утверждать, что хороший доклад на 80% гарантирует успешную защиту, конечно, при условии, что студент владеет предметом своей ВКР.
Продолжительность доклада приблизительно 7 мин, комиссия предпочитает короткий и четкий