Спичаг - тест на культуру гимнаста
Названный вариант силового выхода в стойку давно стал стандартом. Само по себе это упражнение нетрудно, но по-настоящему технично и «стильно» его мало кто делает. (Наиболее грамотно спичаг выполняют гимнастки: дефицит силы, компенсируемый хорошей гибкостью, привел их к самому правильному техническому решению).
Нарис. 71-анас. 190 —обычное, вполне благополучное исполнение этого элемента. Однако до совершенства ему далеко. Для сравне-
БРУСЬЯ___________________________________________________________
ния рассмотрим другое, более изысканное исполнение (б). В чем различия?
Первая фаза «артистического» исполнения стойки согнувшись — подтягивание ног и таза вверх до плотной «складки» (к.к. 1—2). Координационно это действие элементарно, но требует от исполнителя очень хорошей активной гибкости и соответствующих силовых качеств.
Вторая фаза жима — переворот вперед до положения стойки согнувшись (к.к. 2—4). Это часть движения не только внешне эффектна, но — в такой форме — и физически наиболее рациональна, так как требует меньших усилий, чем в варианте а. Правда, при этом гимнасту нужно все время активно поддерживать предельное сгибание в тазобедренных суставах. Сам переворот выполняется равномерным, подчеркнуто плавным движением — до полного выпрямления тела в плечах. Приход в позу на к. ^предъявляет дополнительные требования и к подвижности в плечах, которая позволила бы свободно выйти в такое положение и далее удерживать его. Заметим, что не каждый способен легко решать эту задачу. Например, у одного из самых знаменитых наших чемпионов это не получалось...
____________ 77. Сличат - тест на культуру гимнаста
Третья и последняя фаза силового подъема в стойку должна делаться исключительно за счет движений ногами. Наиболее грамотная и эффектная форма движения ногами — через стороны, с максимально возможным их разведением (к. 5). Если ноги удается провести точно во фронтальной плоскости (через поперечный шпагат!), то такое движение оказывается не только красивым, но и надежным, так как только в этом случае не происходит неприятных возмущений в системе, опасных возможным нарушением равновесия в момент окончания подъема и фиксации стойки.
Нарушения равновесия при окончании жимов, особенно быстром, связаны с целым рядом причин. Одна из них — в необходимости переключения мышц с тягового режима на режим фиксации. Другая — в необходимости компенсации вращательного движения звеньев, особенно ног, с выходом в статическое положение.
Чтобы понять в чем здесь дело, нужно учесть, что быстрое разгибание при выходе в стойку по своему физическому действию подобно «антикурбету» (154) и, значит, способно сообщать телу ненужное здесь вращение вперед; чем быстрее, резче гимнаст завершает разгибание, перемещая ноги как на рис. 71-а, тем больше опасность «сброса» тела вперед. В этом случае спасает лишь своевременное движение плечами назад, но возникающие при таких операциях рывки, колебания в стойке никому не нужны.
Сравнивая, в заключение, оба способа выполнения «спичага», отметим, что в обычном жиме (а) присутствуют все действия, характерные для виртуозного способа (б), но они каждый раз оказываются не «дотянутыми» до совершенства. Конечно, можно делать стойку и так, судьи вас не накажут, но... и не наградят!