Используйте желание врага атаковать

В Айкидо, мы особенно часто подчеркиваем важность передвижений тела, но это не является уникальным для Айкидо, даже вне зависимости от того, что боевые искусства, которые включали движения тела, первоначально преследовались (в послевоенные годы).

Поскольку боевые искусства прошлого предназначались для эффективного применения на поле боя, они должны были предусматривать ситуации, когда приходилось иметь дело с большим числом противников. Так, вместо простого вытаскивания их на себя по одному, эти боевые искусства нуждались в технике боя, которая использовала бы движения тела, чтобы свободно крушить врагов, иначе бойцы не смогут владеть контролем над ситуацией.

В современных боевых искусствах, которые были превращены в спортивные состязания, этот аспект, кажется, легко теряется. Дзюдо стало соревнованием один против одного, и вдобавок ко всему, они только и занимаются тем, что начинают бороться только из положений захватов. Каратэ, из-за излишнего увлечения соревнованиями, также превратилось в обмен ударами на расстоянии. Эти виды движений могут быть эффективными при состязании один на один и в соответствии с весовыми категориями, но трудно сказать, могут ли они использоваться, чтобы защититься против нескольких человек, особенно если у врага есть оружие.

Нападение врага в свободной схватке весьма отличается от нападения на соревнованиях. Первый удар обычно наносится с расстояния, которое, при желании, будет именно таким, как Вы захотите.

Как я отметил ранее, вызывая желание Вашего противника атаковать и провоцируя его Вашей мнимой уязвимостью, Вы будете иметь с ним дело именно тогда, когда он действительно выполнит удар.

Люди часто говорят: "техники Айкидо эффективны против ударов, таких как в Каратэ, но неэффективны против таких ударов, как например, в боксе, когда человек не идет за своим ударом". Но если бы они сказали это мне, я ответил бы, что они думают так, потому что видят все исключительно через призму соревнований. Когда Вы вовлечены в бой не на жизнь, а насмерть, некорректно сравнивать техники Айкидо с техникой бокса, да и вообще думать что все как в кино или книгах. Это - действительно не вопрос техники вообще. Стратегия боевых искусств включает то, как я использую эмоции, намерения врага, который открыт при нападении на меня. Если Вы посмотрите на инцидент в Синдзюку еще раз, то увидите, что борьба началась тогда, когда противники были раздражены. В такой ситуации Вы должны остаться спокойными и собранными. Если это не так, Вы не сможете различать движения противников. Если Вы потеряете свое самообладание, то Вы не будете способными двигаться и придется пользоваться одной только силой, чтобы суметь свалить противника.

Люди, которые уверены в своих физических способностях, часто недооценивают этот момент. Заранее уверенные в себе, они противостоят противнику лоб в лоб и теряют присутствие духа, когда необходим выход из критической ситуации. Этот подход может быть полезным в соревнованиях один на один, но когда противники превзойдут численностью, то, в конечном счете, такие люди проиграют.

Я часто вижу не совсем трезвых студентов, которые сцепляются друг с другом в популярных барах в центре города. Даже в этих ситуациях попадаются те, у кого, кажется, даже есть некоторое знание Дзюдо, и знание того, как работать с захватом. Но они обычно скатываются к вялому состязанию, неспособные перемещаться, уже не говоря о том, чтобы бросить противника. Это не вопрос хороших или плохих методов обучения. Дело в том, что они не обучены и не знают, как иметь дело с реальной ситуацией, той, которая не является соревнованием.

Именно поэтому лучше не иметь намерения бороться. Держитесь так, как будто собираетесь напасть, и когда Ваши противники приблизятся, уходите быстро и резко. Они столкнутся друг с другом, создадут хаос и тем самым приведут себя к поражению. Иначе, если Вы будете драться один на один с каждым из толпы снова и снова, Вас в конечном счете победят. Победите противников через самого себя. Это - ключ к борьбе "один против многих". Это сделает возможным движения тела, которые будут следствием спокойного и рассудительного состояния.

Чтобы это проиллюстрировать, техники свободного стиля против многих атакующих и показываются на демонстрациях. Однако Вы должны помнить, что демонстрации не являются последовательностью спланированных действий.

ВИЗИТ МАЙКА ТАЙСОНА

Бокс – это еще один из видов единоборств, который акцентирует внимание на широком спектре движений тела, точно так же, как и Айкидо. В отличие от круговых движений Айкидо, ключевым моментом в боксе является использование работы ног. Часто говорят о том, что в реальной схватке преимущество будет у боксера, и я думаю, что это совершенно верно. В большой потасовке все сводится к тому, можете ли вы справиться с любой атакой нападающего, и у боксеров предостаточно практики такого рода.

7 февраля 1990 года Майк Тайсон, который на тот момент являлся Чемпионом мира в тяжелом весе по версии WBO, WBC и WBF приехал с визитом в моё додзё.

Визит спровоцировал множество толков, но я думаю, что он состоялся, потому что Тайсон почувствовал, что может многое почерпнуть из движений Айкидо. Репортеры рассказывали мне, что на протяжении демонстрации Тайсон не отрывал взгляда от движений ног. Те, кто прибыли с ним, следили только за верхними частями тела и поэтому не могли постичь сути Айкидо в полной мере, для того чтобы проводить какие-то параллели.

Однако больше всего Тайсона заинтересовало то, что мы называем «кокю нагэ». В этой технике нападающий входит в пространство партнера, и бросок осуществляется за счет синхронизации момента и силы атаки. Когда он увидел эту технику, то прокомментировал: «Эта техника построена исключительно на расчете времени, а не на силе». Как и следовало ожидать от гения бокса, он превосходно уловил основную причину эффективности Айкидо. Я был бы горд, если бы, после своего визита к нам, он продолжил бы защищать свой титул, будучи в своей наилучшей форме, но в конечном итоге, он потерял свои лавры.

Как бы там ни было, нет сомнений, что боксеры могут быть очень грозными противниками. Я понял это на собственном опыте.

Сразу же после Второй мировой войны, по рекомендации друга, я имел возможность посетить военные лагеря с показательными выступлениями по Айкидо. Это было приблизительно в то время, когда я решил основать собственное додзё, поэтому мне необходимо было собрать деньги, а такой тур по военным лагерям служил как средством получения дохода, так и отличной возможностью для установления контактов с общественностью.

С этой целью я объехал многие места, но не все шло гладко. Случались всякого рода происшествия, включая историю, которая произошла в лагере Асагасуми в префектуре Саитама.

Показательные выступления с целью демонстрации традиционных японских боевых искусств американским солдатам - это звучит великолепно, с той лишь разницей, что никто не интересуется всерьез боевыми искусствами оккупируемой страны. Американцы пришли на мои показательные выступления в ожидании шоу. Для них это было всего лишь развлечение. Они отказывались смотреть, самодовольно ухмылялись, курили сигареты и пили пиво. Их поведение внушало отвращение, но я не мог жаловаться, в конце концов, они были оккупационными силами.

Спустя какое-то время, рослый солдат кавказской наружности, который сидел на зрительских местах приблизился ко мне, стал в боевую стойку и атаковал меня. Он казался довольно уверенным боксером. Мой кохай (буквально «младший» по отношению к Сэнсэю Сиоде, в данном случае партнер, который помогал провести показательные выступления), который работал моим партнером во время показательных выступлений, решил взять его на себя. Кулак американца вылетел со скоростью молнии. Это был хук, и он попал прямо в лицо моему кохаю. Одним ударом он нокаутировал его. Солдаты на зрительских местах неожиданно взорвались – начали свистеть, хлопать в ладоши и громко смеяться.

Теперь американец повернулся ко мне. Он пытался провоцировать меня, передразнивая и кривляясь: «Привет, папа-сан!». Это был вызов Айкидо как боевому искусству. Боевой дух разгорался во мне по мере того, как я шел ему навстречу. Он был почти вдвое больше меня, и в его глазах читалось презрение.

Наши рекомендации