Айкидо - изучение фундаментальных принципов

Лично, я чувствую, что Айкидо - путь Сюгё*.

Японское слово "Сюгё" ("Шугё") очень сложно перевести на русский язык, хотя его и часто переводят как "самосовершенствование". Очень приблизительно, "Сюгё" может быть переведено, как "постоянная интенсивная тренировка, которой посвящен длительный период жизни" (то есть, речь идет не просто о посещении тренировок два-три раза в неделю, а о "полном погружении" в Айкидо).

Конечно, есть физическое обучение, благодаря которому мы становимся сильнее. Но помимо этого, занимаясь Айкидо, мы должны развивать и духовную сторону нашей жизни. Соответственно, есть практические методы, которые подходят для каждого человека, но становиться физически сильными - не является основной целью этого обучения. Поэтому, я думаю, что рассуждения о таких вещах, как физическая сила, действительно имеют смысл в отношении Айкидо. Когда мы думаем об Айкидо, как об искусстве, есть одна вещь, о которой можно категорично заявить: вместо того, чтобы полагаться на силу или что-то еще, Айкидо основывается на определенных базовых принципах. Если Вы будете следовать этим принципам, то вы будете в состоянии защититься.

Занятия Айкидо не сделают ваши руки большими и сильными и не дадут вам тело, похожее на бронежилет, которое сможет выдержать любой удар. Однако, если ваши движения и использование силы будут соответствовать фундаментальным принципам Айкидо, то вы сможете управлять противником, который физически сильнее.

Именно из-за своих занятий Айкидо я прожил такую длинную жизнь. Я прошел бурю Второй Мировой войны и столкнулся с некоторым количеством чрезвычайно трудных ситуаций, но так или иначе, сумел дожить до сегодняшнего дня. Это, я думаю, является подарком, который я получил от своих занятий Айкидо. Время от времени, мне приходилось защищаться с помощью принципов, которые я взял в Айкидо. Это логическая система методов, которую мы могли бы назвать основным фондом, с древних времён в боевых искусствах называется «riai». Если вы перемещаете ваше тело в соответствии с riai, то на самом деле вам не нужно иметь большую силу, и вы сможете управлять вашим противником. То есть можно сказать, что обучение Айкидо предназначено для того, чтобы движения нашего тела соответствовали riai*.

[Riai не имеет реального эквивалента в русском или английском языке и подразумевает логические условия, необходимые для эффективности техники. Это основной принцип, на основе которого создана структура базовых техник. В книге это переведено как "фундаментальные (или базовые) принципы".]

Есть один момент, который может быть неправильно истолкован. Если вы узнали базовые принципы Айкидо, это ещё не значит, что вы постигли riai. Фактически, разговоры типа: "Котегаеси работает, когда вы делаете таким образом" или "Никадзё болезненны, когда вы делаете так», в действительности практически не имеют значения. Конечно, сами навыки студенты должны приобрести, но эти навыки бессмысленны по отношению к Айкидо с такими стандартами. Вопрос не в том, как использовать технику. Скорее это ключ к тому, что бы найти riai, который можно отыскать, если изучаешь эти техники. Если это останется непонятым, то вы окажетесь в ситуации, когда у вас, например, ничего не получилось, и вы скажете: «Этот приём не получился так, как я обычно делаю в додзё, поэтому моя техника не работает». В результате, так мы создаём впечатление, что Айкидо является неэффективным. Поэтому, значение отдельных техник Айкидо не заключается в том, чтобы, заставить нас понять сущность Айкидо. Это произойдёт только, когда мы полностью поймём riai.

Если наши движения совместимы с riai, то наша зависимость от индивидуальных приёмов естественным образом исчезает. И неважно, какие техники использует противник - мы будем в состоянии реагировать на них правильным образом.

Когда кто-то действительно придёт к такому заключению, он сможет увидеть реальную цену Айкидо как боевого искусства, как Будо. Но как проявляется riai Айкидо, когда Вы оказываетесь в ситуации, когда должны защищаться? Позвольте мне проиллюстрировать это простым примером.

ИНЦИДЕНТ В СИНДЗЮКУ.

Это случилось в 1935 году, в то время, когда я еще обучался в школе Уэсибы. Однажды вечером я шел в Синдзюку со своим кохаем* г-ном Т.

[Отношения Семпай/кохай (старший/младший) повсеместно приняты в Японских БИ и основаны в большей степени на дате вступления в организацию. Более опытный Семпай предлагает руководство и дружбу кохаю, кто в свою очередь предлагает уважение и личную лояльность.]

В те дни Синдзюку было местом, известным своими рэкетирами и хулиганами, так что было довольно неуютно. Теперь мне бы не хотелось, чтобы это стало широко известно, но в то время нашей целью, с которой мы пришли в это сомнительное место, было найти кого-нибудь, на ком мы могли проверить свои навыки. Поймите, в начале двадцатых годов я был молодым человеком со вспыльчивым характером. Я также имел некоторое понимание Айкидо, и хотел узнать, насколько готов использовать свои знания. Это было для нас единственным способом проверить себя. Для молодых людей, имеющих такую цель, Синдзюку было идеальным местом.

Когда я пишу это, мне кажется, что я покажусь вам грубым и сильным, но в те дни в школе Уэсибы такая манера поведения не была чем-то необычным. Поскольку в Айкидо не проводят никаких соревнований, мы не могли определить, насколько сильнее становились, даже с учетом наших интенсивных ежедневных тренировок. Вот почему, несмотря на запреты Уэсибы проводить испытания подобные этому, все периодически ходили в такие места проверить себя.

Г-н Юкава, такой же студент, как и я, но постарше, (к сожалению, он уже умер), любил этот вид испытания. Он оказывал большое влияние на меня. Были и младшие студенты, которые тоже любили этот вид «деятельности». Периодически кто-то из них возвращался в додзё после драки и говорил что-то вроде: "Я был побежден сегодня!", после чего показывал нам свои раны. Очень удивленный этим, я подталкивал его, чтобы он попробовал снова, и он бодро выходил на поиск приключений на следующий же вечер.

Мой кохай, по тренировкам г-н Т также очень любил этот вид "обучения на улице", и всегда был рядом, когда я шёл в Синдзюку, прикрывая меня. В этот раз, он увидел группу якудза, которые собрались вместе. «Сэмпай, там есть ребята, которые выглядят довольно дерзкими», шепнул он мне с горящими глазами. "Я пойду, врежусь в них, и мы начнем драку!"

Если честно, я был также возбужден. Хлопнув его по спине, я сказал, " Разрешаю! " Он быстро дошел прямо до группы якудза и внезапно толкнул своим плечом одного из них. "Что это значит?", спросил якудза сердито. Думая, что это было началом драки, я уже приготовился присоединиться. Но тут произошло нечто неожиданное. Привлеченные его сердитым голосом, из подворотен появились другие члены этой бригады. Потрясенный, г-н T побежал обратно ко мне. Это было в тот момент, когда я уже шёл вперёд.

Я быстро понял, что их было больше чем 30, а нас только двое. С одной стороны, я был ошеломлён перспективой такой трудной схватки, но в то же время подумал: "Это становится интересным".

Поддерживаемый теперь всеми своими товарищами, сердитый якудза объявил: "Я являюсь тем-то и тем-то в бригаде. Как вас зовут и из какой вы банды". Я ответил: "Мы – не из банды. Я – Сиода из Айкидзюцу*."


[* Название Айкидо использовалось после 1942 года. До этого искусство называли Kobukan Budo, Aikijutsu, Asahi Ryu, Aioi Ryu, Aiki Budo, и др.]

Это похоже на сцену из кино про гангстеров, но в те дни это был нормальный способ начать драку. Якудза сегодня не имеют никакой чести, но в старые дни, как только они стали якудза, они были авторитетными и их сдерживали некоторые обязательства. Они бы не достали ножи без особого повода.

"Что такое Айкидзюцу?", спросил он с насмешкой. Его незнание Айкидзюцу не было удивительным. По сравнению с Дзюдо, которое пользовалось популярностью, и было включено в учебный план физического воспитания в школах, Айкидзюцу было известно немногим людям. Так как ему обучали прежде всего в полиции и армии, то для обычного человека, чтобы прийти в додзё, было необходимо иметь двух спонсоров. С такими строгими условиями, посторонние были ограничены в возможности видеть техники Айкидзюцу.

По этой же причине, даже сердитый якудза должно быть думал, что я имел поверхностное понятие о нем, вдобавок ко всему, я был уверен, что он отправит свою охрану обратно, когда увидит, насколько маленьким я был.

Наши рекомендации