Методы организации учебно-воспитательного процесса
· Объяснительно-иллюстративный метод обучения (при знакомстве детей с разнообразием изделий декоративно-прикладного творчества)
(беседы, различные пособия, иллюстрации, репродукции, показ кино и диафильмов)
· Репродуктивный метод обучения (при формировании умений и навыков учащихся)
· Исследовательский метод обучения
Предполагает обеспечение поисковой творческой деятельности учащегося по решению новых для него проблем. Метод используется при самостоятельной творческой работе, в индивидуальных поделках и сувенирах.
· Частично-поисковый метод обучения
(рекомендуется во время самостоятельной работы учащихся (вязание по схемам, сувениры и т.д.)
Педагогические приемы
· Формирование взглядов
(убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
· Организация деятельности (приучение, упражнение (работа по схеме), показ, подражание, требование);
· Стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
· Сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
· Прием свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Методы проведения занятия
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теорию и практику.
Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, плакат, графика, народные промыслы, флористика. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изученному материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все виды наглядности:
· Видеоматериалы
· Показ иллюстраций
· Показ рисунков
· Показ репродукций
· Показ журналов и книг
· Показ фотографий
· Показ эскизов
· Демонстрация приемов работы, дающих детям возможность закрепить знания на практике
Учебно-материальная база.
Реализация данной программы невозможна без следующего перечня необходимого оборудования, учебных материалов и пособий.
1. Крючки и спицы разных размеров и назначения.
2. Пряжа разных цветов, толщины и состава.
3. Карандаши простые и цветные, ластики, точилки.
4. Бумага для выкроек и эскизов.
5. Клей ПВА для работ при конструировании.
6. Линейка, треугольник с прямым углом,циркуль, сантиметровая лента.
7. Трафареты, лекала из картона.
8. Ножницы, распарыватель.
9. Иглы швейные и булавки портновские.
10. Швейные нитки различных цветов.
11. Клеевой пистолет для фиксации мелкой фурнитуры.
12. Подборки и журналы с всевозможными схемами по вязанию.
13. Дидактические и методические материалы для изготовления сувениров и других изделий.
14. Фурнитура (пуговицы, глазки, носики для мягких игрушек).
15. Набивочный материал (синтепон, синтепух, вата).
16. Гладильная доска, электрический утюг.
Инструктаж по технике безопасности и правила поведения
При работе с острыми инструментами и утюгом.
1.На учебном столе не должно быть посторонних предметов. Рабочее место
необходимо содержать в чистоте и порядке.
2. Крючки должны быть хорошо отшлифованы и хранятся в специальных коробочках или футлярах.
3. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
4. Не пользоваться ржавыми иглами и булавками, т.к. они могут порвать изделие, сломаться и поранить. Иглы и булавки хранить в игольнице или специальной коробочке с крышкой.
5. Влажно-тепловую обработку проводить в отведённом месте, утюг ставить на специальную подставку.
6. Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы шнур его не попадал под подошву утюга, не перекручивался. После работы утюг сразу же выключать из электросети. Шнур наматывать на утюг после того, как он полностью охладиться.Хранить утюг в вертикальном положении.
7. Не прикасаться к выключателю света мокрыми руками.
8. Выполнять работу внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела и разговоры.
Зарядка для вязальщиц
1. Из исходного положения, стоя, руки вытянуть вперёд и держать палку на ширине плеч: производятся вращательные движения руками, как вертят руль автомобиля, до скрещения рук. Дыхание свободное. Надо сделать 8 - 12 « кругов» за 1 минуту.
2. Исходное положение как в позиции № 1: палка закладывается за голову, при этом надо стараться спустить её как можно ниже за спиной, максимально прогибая спину. Повторять 3 - 5 раз в течении 1 минуты.
3. Исходное положение то же, подбрасывать и тут же ловить палку на лету: сначала двумя руками, затем каждой рукой попеременно. Всего выполняется 12 - 15 бросков в течении 0,5 – 1 минут.
4. Исходное положение, стоя, ноги на ширине плеч; вытянутые вверх, отведённые назад руки держат палку за концы, лицо обращено к палке; руки перемещают палку максимально вправо – влево с одновременным поворотом головы за палкой, с обращённым к ней лицом. Всего выполняется 5 – 6 пар перемещений за 0,5 – 1 минут.
Гимнастика для глаз
Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 – 7 раз.
1.Вертикальные движения глазами вверх (считать до трёх), вниз (считать до трёх).
2.Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
3Круговые движения глазами с начала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
4.Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.