Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса

Во второй главе были раскрыты три основные формы образо­вательно-воспитательного процесса: массовые, групповые и ин­дивидуальные, дана характеристика каждой конкретной формы.

Форма работы — это мероприятие, которое направлено на до­стижение каких-либо целей и конкретных задач (К. Ю. Бабанский, 1977; П. И. Пидкасистый, 1996; С.В.Кульневич, Т. П.Лакоцени-на, 2000; Ю.А.Конаржевский, 1997; Н.Е.Щуркова, 1991; и др.).

От способа организации воспитательного мероприятия зави­сит результат мероприятия и характер взаимоотношений между воспитанниками, воспитателем и воспитуемым.

Многие авторы предлагают делить формы на общие (универ­сальные) и специальные (по отдельным направлениям). Каждое мероприятие имеет свою конкретную цель, вытекающую из об­щей задачи воспитания (Т.А.Ильина, О.А.Журавлева, 1997; В.А.Караковский, 1998; Г.М.Дульнев, 1981; И.Г.Еременко, 1985; В.Ф.Мачихина, 1986).

Классный час. Классный час — одна из самых распространенных форм воспитательной работы в условиях коррекционного воспита­ния. И если общеобразовательные школы (массовые) постепенно отходят от этой формы, то в специальных коррекционных она до­вольно продуктивна, поскольку при ее использовании создаются условия для общения учеников, налаживания взаимоотношений между воспитанниками, реализации единых требований к учащим­ся, совместной с учащимися выработки критериев нравственного поведения, включения их в коллективные формы деятельности.

Одна из форм классного часа — этическая беседа. Через беседу воспитатель помогает ученику с нарушениями интеллектуального развития разобраться в создавшихся ситуациях, адаптироваться в коллективе, осознать нравственную составляющую его поступков.

Классный час проводится еженедельно, в специально отведен­ный для него день и час, но это не урок, длительность его может быть разной: в младшей школе (с 3-го класса) — 20 — 25 минут, в средней и старшей — 35 — 45 минут. От урока его отличает свобод­ная форма общения. В условиях специального обучения и воспита­ния классные часы должны иметь конкретную тематику нравствен­ного характера: поведение учащихся, участие в делах школы, ре­зультаты проверки готовности учащихся к обучению, подготовка к праздникам и т.д.

Классные часы в школе готовит учитель, в интернате эту обя­занность можно возложить на воспитателя. Перед проведением классного часа учителю (воспитателю) необходимо:

- определить тему;

- выбрать форму проведения;

- учесть возможности воспитанников;

- определить цели и задачи;

- составить план проведения классного часа;

- распределить задания между учащимися;

- учесть опыт воспитанников, их индивидуально-психологи­ческие особенности.

Главное требование в проведении классного часа — участие всех воспитанников.

Содержание этических бесед может быть различным, прово­дить их можно как индуктивным, так и дедуктивным путями.

Индуктивный путь проведения беседы предполагает подведение учащихся к общим выводам и умозаключениям на конкретном при­мере этического характера. Дедуктивный путь — это косвенное воз­действие на воспитанника, когда дается оценка не его поступка, действий группы детей, их позиции, культуры поведения. Такие беседы можно проводить с учащимися начиная с 4—5-х классов.

Приведем примерную тематику классных часов по нравствен­но-этическому воспитанию для учащихся 5 — 7-х классов специ­альной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема 1. Деятельность человека как выражение собственного ут­верждения.

Тема 2. Взаимоотношения в мире.

Тема 3. Общение с природой, ценности природы.

Тема 4. Забота человека о сохранении природы.

Тема 5. Красота природы, ее отражение в искусстве, литерату­ре, кино.

Тема 6. Экология. Участие школьников в решении экологиче­ских проблем.

Тема 7. Доброта и милосердие.

Тема 8. Злость и ненависть — враги человека.

Тема 9. Мой любимый писатель, поэт (литературный концерт).

Тема 10. Я живу потому, что есть красота, которую надо бе­речь.

Классный час — одно из наиболее эффективных средств кор­рекции поведения воспитанника специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Классно-групповые собрания. В специальной (коррекционной) школе VIII вида это особая форма организации коллективной жизни воспитанников, учащихся. Главная задача классных собра­ний — сформировать интеллектуальную, нравственную культуру каждого учащегося, добиться понимания задач воспитания, сво­их возможностей в их реализации. На групповом собрании воспи­татель может подводить результаты учебной, трудовой деятельно­сти, обобщать накопившийся опыт коллективного самоуправле­ния, заслушивать отчеты детей о дежурстве, работе в «зоне адек­ватного действия», посещении выставок.

Экскурсия. Это специально организованная познавательная деятельность группы детей, которая требует большой подготов­ки, участия всех учащихся. Экскурсии могут быть учебного и куль­турно-просветительного характера.

Педагог заранее определяет тему и место экскурсии, ее цели, задачи, организационные моменты, заранее знакомится с объек­том. Тематика экскурсий может быть разнообразной. Самое глав­ное — вызвать интерес у учащихся к изучаемому явлению, рас­крыть значение объекта экскурсии. По завершении экскурсии обя­зательно подводятся итоги.

Игра. Это участие учащихся в соревнованиях по определен­ным правилам. Выделяются дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры, игры имитационного характера, спор­тивные.

Воспитатель должен подготовить учащихся к игре, ознакомить с правилами, провести несколько пробных попыток, определить участие каждого конкретного школьника в игре. Обучение игре — самое существенное условие. В ходе игр учащиеся закрепляют по­лученные знания, усваивают правила общественного поведения, формы взаимодействия в коллективе, происходит коррекция их психических функций.

Воспитатель должен сам включаться в игру, тогда учащимся будет интересно играть, они быстрее овладевают правилами игры.

В игре виден успех или неудача. Многие учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида отказываются играть, так как боятся проиграть. Но воспитатель должен убедить учащихся в том, что более важен сам процесс игры, чем то, кем ты оказался — победителем или побежденным.

Последние годы широкое применение нашли игры-путеше­ствия, игры-считалки, проводящиеся на перемене с учащимися младших классов, малоподвижные и спортивные игры, игры на свежем воздухе. Выбор игры определяется материальными усло­виями, готовностью детей играть, интеллектуальными возмож­ностями.

Конкурсы. Это очень прогрессивная форма вовлечения детей в

различные соревнования.

Конкурсы проводятся как личное или командное соревнова­ние. Задача воспитателя — составить такую программу, при реа­лизации которой можно выявить возможности воспитанников. Конкурс может быть музыкальный, фольклорный, танцевальный, развлекательный и т. п. Умственно отсталых детей трудно вклю­чить в конкурсную программу. Задача воспитателя построить ме­роприятие таким образом, чтобы каждый участник (слабый и силь­ный) проявил себя в той или иной форме единоборства.

Примерная программа проведения экологического конкурса в 5-м классе-группе {ведущий — учитель биологии)

Цель. Учить детей наблюдать за жизнью окружающего мира, защищать природу, участвовать в ее создании.

Тема. «Красная книга». 10 заповедей природы: создай; поза­боться; наберись терпения; разговаривай с деревьями; защити; будь милосерден и благодарен; останови другого; выручай; изу­чи; береги.

1-й этап. Выступление ведущего — учителя биологии. К каж­дому понятию он предлагает подобрать соответственно существи­тельное. Просит высказать свое отношение к природе.

2-й этап. Чтение стихов о природе (определяется лучший чтец).

3-й этап. Ведущий вывешивает плакат, на котором написан следующий текст: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней (Л.Н.Толстой)».

Предлагает ответить на следующие вопросы, отгадать загадки.

• Что значит быть с природой?

• О чем с ней можно говорить?

• Почему надо беречь муравейники?

• Каких зверей называют «шатунами»? (Медведя, выгнанного из берлоги зимой.)

• Сколько ног у паука? (Восемь.)

4-й этап. «Грибы». Ведущий предлагает детям отгадать загадки.

• Я привыкла нравиться, кто съест меня — отравится. (Поганка.)

• Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, золотистые... (Лисички.)

• Я виден издалека. Шапка вся в горошек, ты меня не рви, зверям сохрани. (Мухомор.)

Лист красивый, весь резной,

В яркой зелени ветвей

Много-много желудей. (Дуб.)

Ее называют плакучая...

Белое платье, зеленые косы,

Семя летучее. (Береза.)

Зимой и летом одним цветом.

(Сосна, ель.)

За каждый правильный ответ начисляются 2 очка. Общая сум­ма балов не должна превышать 18 очков.

Конкурс заканчивается рассказом ведущего о тайнах и загадках природы, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

Во время выступления ведущего комиссия определяет победи­телей конкурса.

Читательская конференция. В условиях коррекционно-развивающего обучения уроки-конференции должны иметь четкие цели и задачи. Проводятся читательские конференции, посвященные неделе детской книги или предметного характера, например «Зо­лотые руки» (8 — 9-й классы). Конференция длится 35 — 50 минут, а для учащихся 7 — 9-х классов — до 1 часа.

Тема конференции определяется с учетом психофизических особенностей конкретной группы воспитанников. Участниками кон­ференции могут быть и воспитатели, они помогают учащимся де­лать обобщения, приучают их логически мыслить, делать выводы.

Конференция завершается выполнением задания. Например, на конференции «Твой учебный день» (5 —6-й классы) можно предложить воспитанникам расписать свой день по времени, рас­сказать, что они делали в обозначенное на часах время или какой момент из режима дня больше всего нравится и почему.

Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса - student2.ru

Кроме указанных форм работы с учащимися могут быть ис­пользованы: вечера, праздники, экскурсии, дискотеки (старшие школьники).

В воспитательной работе с детьми коррекционной школы

IVIII вида следует выделить три направления: трудовое, физиче­ское и эстетическое воспитание.

В процессе реализации этих направлений решаются очень важ­ные задачи социализации воспитанников, привития им этиче­ских норм и эстетических потребностей, укрепления их здоровья, формирования санитарно-гигиенических умений и навыков. Эти направления воспитательной работы предполагают использова­ние указанных выше форм. Ниже представлено содержание вос­питательной работы по возрастам.

Содержание воспитательной работы по возрастам

Физическое воспитание

7—10 лет

Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы

Охрана и укрепление 1. Формирование здоровья, физическое развитие

санитарно-гигиени­ческих умений и навыков.

2. Гигиеническое условие силы и кра­соты тела.

3. Предметы гигиенической помощи.

4. Физические упражнения

и их влия­ние на здоровье человека.

11—13 лет

Охрана и укрепление здоровья,

физическое развитие

1. Гигиена как условие сохранения здоровья.

2. Физическая культура — обязатель­ный учебный предмет.

3. Использование физических упраж­нений для развития двигательных качеств.

4. Погода и занятия физической куль­турой в различные времена года.

5. Игры и игровая деятельность школь­ников.

6. Плавание — важнейший компонент здорового образа жизни.

14—16 лет

Закаливание организма,

охрана здоровья,

физическое совершенствование

1. Использование различных средств закаливания.

2. Профилактика заболеваний.

3. Мужские привычки, копирование взрослых; польза, вред.

4. Женское поведение, его положи­тельные и отрицательные моменты.

5. Использование видов спортивных

занятий с целью физического со­вершенствования.

Трудовое воспитание и обучение

7—10 лет

Диагностика трудовых умений,

ручной труд

1. Формирование бытовых умений и навыков.

2. Вооружение учащихся навыками самообслуживания.

3. Труд как вид отдыха.

4. Труд как помощь другому человеку.

5. Умственный труд, культура умствен­ного труда (4-й класс).

11— 13 лет

Трудовое обучение и воспитание

1. Кем ты хочешь быть?

2. В труде счастье человека.

3. Физический труд. Основы профес­сионального труда.

4. Отношение людей к труду.

5. Трудовые нормы жизни:

а) помощь взрослых;

б) результаты труда.

6. Труд как способ удовлетворения бы­товых, учебных, интеллектуальных запросов человека. Трудовое обучение и воспитание

14—16 лет

Трудовая деятельность

как средство развития

профессиональной зрелости

1. Трудовое воспитание как средство жизнедеятельности.

2. Профессиональное образование.

3. Выбор профессии с учетом возмож­ностей человека.

4. Трудовая деятельность человека. За­коны трудовой чести.

Эстетическое воспитание (формирование и развитие умений видеть красивое)

7—10 лет

Человек и окружающий мир

1. Один день природы.

2. Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц.

3. Волшебные краски на листе бума­ги и в природе.

4. Готовимся к Новому году.

5. Выставка цветов.

6. Добрая музыка.

11 —13 лет

Человек и окружающий мир.

Реальность и жизнь

1. Взаимоотношения в природе.

2. Общение с природой, ценности при­роды.

3. Музыка (веселая, грустная) и чув­ства.

4. Красота природы, отражение ее в искусстве, литературе, кино, му­зыке.

5. Экологические проблемы. Участие школьников в экологической жизни.

14—16 лет

«Прекрасное — есть жизнь...»

Н. Г. Чернышевский

1. Что и кто нас окружает.

2. Природа — береги ее.

3. Умей слушать, видеть и создавать.

4. Мои любимые песни, музыка.

5. Король вальса (И. Штраус).

6. Великий живописец (Левитан).

Система работы воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида определяется «Типовым положением о специ­альном (коррекционном) образовательном учреждении для уча­щихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997). В этом документе предъявлены общие требования к учебно-воспитатель­ному процессу. Но поскольку вся система воспитания носит коррекционно-развивающий характер, очень важно разработать пе­дагогический режим для каждой конкретной школы, для каждого конкретного школьника.

Необходимо, чтобы этот режим создавал такие условия воспи­тания, которые способствовали бы ослаблению и преодолению недостатков развития аномального ребенка.

Выделяются два режима: охранительный и щадящий. Первый направлен на нормализацию поведения, сбалансирование эмо­циональных проявлений; второй — на уравновешивание нервных процессов. Условные рефлексы, вырабатываемые в определенных условиях, должны постоянно подкрепляться. Это происходит в процессе обучения и воспитания. В процессе воспитания мы ща­дим нервную систему, а она, получая сильные раздражители, по­могает созданию блока приятных условий для развития охрани­тельного торможения.

К внешним условиям, мешающим реализации охранительного и щадящего режимов, можно отнести:

- частую сменяемость воспитателей;

- завышенные требования к детям;

- резкую и частую смену распорядка дня;

- перевод ученика из одной группы в другую;

- болезненное состояние у ученика — временного или посто­янного характера;

- грубое отношение воспитателя к воспитанникам;

- непонимание воспитанниками требований воспитателя;

- невыполнение учащимися санитарно-гигиенических требо­ваний;

- частое использование порицаний.

Четкое соблюдение режима помогает воспитаннику определить­ся в детском коллективе, планировать свое время, соблюдать ус­тановленную в нем дисциплину.

Создание благоприятных условий для жизни и развития вос­питанников коррекционной школы VIII вида предполагает:

- определение режимных моментов с учетом разных возраст­ных групп (7—10 лет; 11 —13 лет; 14—16 лет);

- продуманность каждого мероприятия с учетом нагрузки на нервно-физиологическую систему умственно отсталых детей и под­ростков;

- единство требований педагога и воспитателя;

- учет психофизических данных каждого конкретного воспи­танника;

- индивидуальный и дифференцированный подход к учащим­ся в процессе реализации режимных мероприятий;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований и двига­тельного режима и т.д.

Эти требования невыполнимы без соблюдения следующих ус­ловий:

- понимания педагогом задач воспитания;

- определения в соответствии с этими задачами конкретных направлений воспитательной работы;

- знания педагогом особенностей развития психических функ­ций у воспитанника;

- проявления заботы о физическом здоровье воспитанников;

- выбора адекватных методов и средств реализации программы воспитания конкретной группы воспитанников и каждого отдель­ного воспитанника;

- постепенного включения воспитанников в различные виды деятельности, в том числе интеллектуальную и трудовую.

Вся система работы воспитателя определяется Законом РФ «Об образовании», уставом конкретной школы, интерната, детского дома, правилами внутреннего распорядка, программой воспита­ния.

Результаты реализации требований, положений, инструктив­ных рекомендаций должны быть отражены в документации вос­питателя.

План воспитательной работы

с группой №______на _____ полугодие 200___/200___учебного года

Утверждаю Директор школы №

«_____»__________2002

_________________подпись

I лист — титульный

Материальная база:

1. Комната для приготовления домашних заданий — №____________

2. Игровая комната для воспитанников интерната — №____________

3. Бытовая и санитарная комната — №_____________

4. Комната психолого-педагогической коррекции (с 6-го класса) — №____________Фамилия, имя, отчество воспитателя_________________

2 лист — анализ учебно-воспитательной работы с группой и задачи на новый учебный год

3 лист — учебно-диагностические и социально-педагогические данные на воспитанников

Образец заполнения

  № п/п   Ф.И.О. учащегося   Год рождения     Диагноз(цифровое обозначение)   Состояние здоровья     Семья   Поручения   Успеваемость     Личностные качества   Участие в дополнительном образовании   Система коррекционно-пед. воздействия
    Артёмов Денис Николаевич         317.09(70, 09)       основная   Из 4 чел. (мать, отец, брат)     Санитарная комиссия     Удовлетвор.       Контактен, отзывчив       Посещает кружок биологии     Ровный тон, требовательность

4 лист — работа с коллективом воспитанников

4.1. Тематика групповых часов.

4.2. Работа в библиотеке (направление).

4.3. Участие в школьных мероприятиях.

5 лист — отдельные направления и содержание воспитательной работы

6 лист — итоги воспитательной работы за текущий учебный год

Основным документом является план воспитательной работы на конкретный учебный год (полугодие). Он составляется на ос­нове «Программы воспитания» данного учреждения и может дей­ствовать год, полугодие.

В условиях коррекционного учреждения лучше составлять план на полугодие, с учетом возраста группы-класса. Приведем струк­туру плана воспитательной работы.

В анализе воспитательной работы должны быть отражены.

1.1. Уровень воспитанности учащихся.

1.2. Нормализация нравственного климата в группе.

1.3. Организация участия учащихся в различных видах деятель­ности.

1.4. Формирование положительного отношения учащихся к ов­ладению знаниями, умениями и навыками, особенно в процессе самоподготовки.

1.5. Нормализация взаимоотношений в детском коллективе.

1.6. Воспитание у воспитанников самостоятельности (навыков самообслуживания, бытовых умений, инициативности в играх, труде и т.д.).

1.7. Оказание помощи воспитанникам, нуждающимся в под­держке сотоварищей, взрослых.

Этот раздел в планировании представлен комплексно по от­дельным направлениям.

Необходимо ставить конкретные воспитательные задачи. При этом основой всегда остается коррекционно-компенсаторная за­дача, ее решение должно быть поступательное с обязательной пре­емственностью отдельных направлений работы. Систематически проводится анализ проделанной работы. Результатом этой работы должно быть духовно-нравственное развитие умственно отсталых детей.

Пример плана воспитательной работы см. в приложении. Календарный план может быть оформлен в виде тематического графика.

№ п/п Тематические мероприятия, режимные моменты, содержание Дата Формы работы Ответст­венные Где реализуется
Уметь трудиться в коллективе (312 п) 07.19.2002 Индивидуаль­но-групповая Воспи­татель На собра­нии группы

Таблица 5

Где заслуши­вается На класс­ном соб­рании На класс­ном соб­рании        
Формы проведе­ния Собрание Собрание        
Ответст­венные Воспита­тель Воспита­тель        
Кто участвует Учащиеся 3-х клас­сов Учащиеся 3 «Б»     Учащиеся 4-х клас­сов Мастерская 4-х клас­сов
Декабрь     Апрель    
       
       
       
Ноябрь     Март    
       
       
       
Октябрь     Февраль    
       
       
       
Сентябрь     Январь    
  Х    
Х      
       
Тематика мероприятий Уметь тру­диться в коллективе Мои трудо­вые обязан­ности     Твой сво­бодный день В гостях у дедушки Емели
             

В основу этой формы плана заложен принцип системности и коррекционной направленности в работе с конкретной группой. Особое внимание надо уделять возрастным и психофизическим особенностям воспитанников.

Образец комплексного плана представлен в таблице 5.

В этом плане отражена система работы класса (группы) по кон­кретным направлениям, в том числе на факультативах, в кружках художественного чтения, на музыкальных занятиях группового и индивидуального характера (детский хор, студия), занятиях физ­культурой и спортом, в техническом кружке и т. п.

Так как с воспитательной группой в условиях школы-интерна­та, детского дома работают два воспитателя, календарный план составляется ими совместно.

Особое значение приобретает ежедневный план работы воспи­тателя.

Он может быть составлен в произвольной форме (пример со­ставления такого плана см. в табл. 6).

Таблица6

Ежедневный план работы воспитателя

Дата Время Режимные моменты Содержание Участники
17.10.2002 14.00-15.20 Групповые собрания Уметь трудить­ся в коллек­тиве Воспитатель, дети группы № 7, гости
23.09.2002 14.00-15.20 Учащиеся на занятиях в столярной и слесарной мастерских Мои трудовые обязанности Учащиеся на занятиях в столярной и слесарной мастерских

Четкая программа воспитания, разработанная с учетом воз­растных и индивидуальных особенностей детей, позволяет успешно решать задачи воспитания детей с нарушениями интеллектуаль­ного развития.

Вопросы и задания

1. Что такое формы организации воспитательной деятельности?

2. В чем состоит индивидуальный подход в воспитании детей с нару­шениями интеллектуального развития?

3. Какие личностные качества являются наиболее важными при изу­чении воспитанников с нарушениями интеллекта?

4. Чем определяется выбор форм организации воспитательного про­цесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

5. Охарактеризуйте особенности дифференцированного подхода в вос­питании детей с нарушениями интеллектуального развития.

6. Перечислите основные формы работы воспитателя.

7. Почему в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью трудовое воспитание является ведущим?

8. Какой принцип можно назвать основным в воспитании детей в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида?

9. Составьте план-конспект1 классного часа.

10. Какие нормативные акты могут служить основанием для планиро­вания работы воспитателя?

11. Перечислите, какие основные режимы выделяются в работе кор­рекционной школы VIII вида.

12. В чем сущность охранительного и щадящего режимов?

13. Назовите внешние и внутренние условия реализации воспитатель­ного процесса в коррекционной школе

14. Составьте микрокалендарный и тематический план по одной из выбранных вами форм.

15. Составьте подробный ежедневный план воспитательной работы.

Рекомендуемая литература

Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспи­тания и обучения / X. С. Замский. — М., 1995.

Pay E. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошколь­ников // Психотерапия в дефектологии: кн. для учителя / Е. Ю. Pay. — М., 1992.

Антипов В.И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе / В. И. Антипов. — М., 1971.

Белкин А. С. Нравственное воспитание во вспомогательной школе /

A. С. Белкин. — М., 1977.

Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками/ О.С.Богданова, О.Д.Калинина. — М., 1985.

Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А.Вла­сова, М. С. Певзнер. — М., 1967.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред.

B. В. Воронковой. — М., 1994.

Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский; сост. Т.М.Лифанова; авт. коммент. М.А.Степанова. — М., 1995.

Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и деть­ми в условиях детского дома // Дефектология. — 1993. — № 6.

Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомога­тельной школе / И. А. Грошенков. — М., 1993.

Дулънев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной шко­ле / Г.М.Дульнев. - М., 1981.

Евтушенко И. В. Организация музыкальных занятий в системе учебно-воспитательного процесса в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот // Дефектология. — 1995. — № 5.

Колесов В. Д. Беседы о половом воспитании / В. Д. Колесов. — М., 1980.

Коломинский H.JT. Развитие личности учащихся вспомогательной шко­лы / Н.Л.Коломинский, В.М.Слуцкий. — Киев, 1978.

Коробейников И. А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях форми­рования интеллекта детей в условиях психической депривации // Де­фектология. — 1990. — № 3.

Кульневич СВ. Воспитательная работа в современной школе / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. — М., 2000.

Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К.С.Лебединская, М.М.Райская, Г.В.Грибанова. — М., 1988.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей / В. И. Лубовский. — М., 1989.

Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отста­лыми детьми / Н.Б.Лурье. — М., 1962.

Малкин М.Д. Работа классного руководителя с родителями учащихся по вопросам антиалкогольной пропаганды: методические рекомендации / М.Д.Малкин. - М., 1986.

Примерное содержание воспитания школьников / под ред. И. С. Марьенко. — М., 1980.

Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. — М., 1997.

Мозговой В. М. Методические рекомендации по организации физичес­кого воспитания во вспомогательной школе / В. М. Мозговой, А.А.Дмит­риев, А.С.Самыличев. — М., 1986.

Московкина А. Г., Сагдуллаев А.А. Мотивационный и эмоциональный профиль личности подростков с легкими формами умственной отстало­сти//Дефектология. — 1991. — № 3.

Петрова В. Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: сб. науч. тр. / В. Г. Петрова. — М., 1993.

Пузанов Б. П. Методические рекомендации по организации правового обучения и воспитания во вспомогательной школе / Б. П. Пузанов. — М., 1984.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я.Рубинштейн. — М., 1986.

Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сер­геева. — М., 2001.

Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспо­могательной школы / А.Н.Смирнова. — М., 1982.

Шилина 3. М. Классный руководитель: искусство воспитания / З.М.Шилина.-М., 1997.

Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / под ред. Т. Н. Го­ловиной. — М., 1972.

Ясникова Л.Д. Вопросы управления воспитательным процессом на современном этапе /Л. Д. Ясникова. — М., 1985.

Глава 9

Наши рекомендации