Хорощо сформулированный результат.

Предположим, что вы уже решили заняться са­могипнозом. Вы уже знаете, что вам хочется пробыть в трансе десять минут, и теперь вы думаете о том, какого результата вы хотите за эти десять минут добиться, какова цель вашего пребывания в трансе. В самом общем виде эта цель формулируется так: «Я хочу изменяться, я хочу стать каким-то другим», но каким конкретно?..

Виталий: Я хочу, чтобы моя память была огром­ной.

С. Горин: Это не цель. Что именно ты хочешь хорошо запомнить?

Виталий:Все.

С. Горин: Если ты будешь запоминать все, илисойдешь с ума. Зачем тебе запоминать, что перед тобой находится девять стульев и один диван? Или что урожайность зерновых в соседнем районе составила этой осенью 27 центнеров с гектара? Пос­тавить перед собой глобальную задачу — это все равно, что не ставить никакой задачи. Что ты кон­кретно хочешь запомнить сегодня, поскольку тебе это вскоре понадобится?

Виталий: Ну, мне скоро предстоит сдавать экза­мены в техникуме, и я подумал, что для этого нужна хорошая память...

С. Горин: Давай сразу сделаем твою цель- кон­кретной: «Я хочу легко запомнить содержание од­ного учебника — так, чтобы я его легко воспроизвел во время экзамена». Какие цели были у других участников семинара?

Олег: Я хочу не курить.

С. Горин: Это тоже не цель. Вместо того, чтобы говорить о том, чего вы не хотите делать, скажите о том, что вы хотите делать. Вы же знаете, что внушения с отрицанием не выполняются.

Олег: Я хочу спокойно смотреть на сигареты, равнодушно относиться к курению других.

С. Горин: Теперь намного лучше. В формули­ровке результата есть определенные правила, два из которых мы уже применили.

Правило первое: ваша цель должна быть очень конкретной (если цель конкретна, то конкретен и результат). Если вы ставите перед собой большую цель и считаете, что именно она вам нужна — раз­бейте ее для начала на цепочку маленьких целей, достижение каждой из которых по очереди приведет вас к этой большой цели.

Правило второе: цель должна быть конструк­тивной (формулируйте ее в терминах «я хочу делать X», а не «я не хочу делать Y»).

Правило третье: формулируя цель, обязательно определите, как вы узнаете о том, что вы ее достигли. Просто задайте себе вопросы: «Как я узнаю о том, что результат получен? Что будет внешним подтвер­ждением результата?» Как вы себя будете вести, когда получите результат? Что вы при этом увидите? Услышите? Почувствуете?

Правило четвертое: определите контекст, в ко­тором вы хотите иметь результат. (И, соответственно, контекст, в котором вы не хотите его иметь). Обычно это правило иллюстрируют мифом о царе Мидасе, который пожелал обращать в золото все, к чему прикоснется... Он просто не сформулировал нужный контекст для результата, который хотел иметь. Чтобы не оказаться на месте Мидаса, задайте себе вопросы: «Где, когда, по отношению к кому я хотел бы получить результат? Где, когда и по отношению к кому не хотел бы?..».

Правило пятое: обращаясь за помощью к под­ сознанию, определите, тем не менее, что вы можете сознательно сделать для достижения цели. Спросите себя: «На что я могу опираться для получения результата? Что я могу приобрести дополнительно, чтобы опираться на это для получения результата? Что я могу сделать уже сегодня для получения результата? Что я уже делаю для этого, и могу только продолжать это делать?».

Правило шестое: определите, не помешает ли достижение одной цели достижению других. Спро­сите себя: «Что случится, если я получу результат? Как достижение результата повлияет на другие аспекты моей жизни? Как изменятся мои отношения со значимыми для меня людьми? Есть ли во мне силы, которые будут стремиться разрушить этот ре­зультат?».

Эти простые правила могут показаться скучными или излишними, но их исполнение гарантирует нам правильный ответ на окончательный вопрос: «Хочу ли я того, чего хочу?» Сиюминутное намерение может оказаться очень далеким от того, что сам действительно нужно. У Генри Форда есть интерес­ное высказывание: «Человек имеет два мотива по­ ведения — один настоящий, и второй, который кра­сиво звучит». Если при работе с партнером вы можете опираться на «красиво звучащий» мотив, то при работе с собой лучше бы знать настоящий. Еще одно соображение, касающееся уточнения ваших целей. Подумайте о том, как вы обычно ре­шаете задачу. Я не ошибусь, наверное, если пред­положу, что вы выясняете условия задачи, пытаетесь создать цепочку действий, которые, как вам кажется, приведут к ответу...

Реплика из зала: Для того чтобы решить задачу, надо начать ее решать!

С. Горин: А вот и нет. Прежде всего надо под­умать: а есть ли задача? Тысячи людей, не задавших себе этот вопрос, тратят тысячи часов и уйму энергии на упорное решение задач типа: «Установить, яв­ляется яблоко большим или красным». Если после длительных поисков человек приходит к выводу, что «яблоко и большое, и красное» — это не является правильным ответом, потому что правильный ответ в данном случае: «Здесь нет задачи». В нейролингвистическом программировании су­ществует так называемая «Мета-Модель» — система вопросов, позволяющая отделить форму высказыва­ния от содержания, и тем самым позволяющая уз­нать истинные проблемы или цели человека. Хоро­шее описание Мета-Модели можно прочитать в книге Л. Камерон-Бэндлер «С тех пор они жили счастливо». Мне кажется, что лучше всего можно подвести итог данной теме с помощью метафоры. Итак, в одну из стран «третьего мира» приезжает энергич­ный американец и видит туземца, который валяется под пальмой. Американец подходит к туземцу и говорит: «Чего ты лежишь просто так? Залезь на пальму, стряхни несколько орехов, отнеси их на базар и продай». Тот спрашивает: «А зачем мне это нужно?». «Ну, ты продашь орехи, у тебя поя­вятся деньги, ты сможешь нанять трех работников, которые вместе с тобой будут лазить на пальмы. Вместе вы сорвете больше орехов, ты их продашь, и получишь больше денег». Туземец опять спрашива­ет: «А зачем мне это нужно?». Терпеливый амери­канец объясняет: «Ты сможешь нанять работников, они за тебя будут лазить на пальмы, срывать орехи, продавать их на базаре, а ты будешь только получать деньги и валяться под этой пальмой». Туземец от­вечает: «А я и так валяюсь!». Вспомните эту исто­рию, когда решите серьезно измениться...

Обсуждение.

Вопрос: Насколько эффективен самогипноз при болезненных операциях?

С. Горин: Применение самогипноза и гипноза при операциях имеет давнюю историю; уже в про­шлом веке были люди, готовые поставить гипноти­ческое обезболивание «на поток». Например, в 1843 году Эллиот провел более 300 хирургических опе­раций, применяя для обезболивания гипноз. Знаете, для обыденных походов к стоматологу самогипноз, пожалуй, и не нужен. Мы можем вос­пользоваться тем, что с определенной проблемой свя­зано определенное направление взгляда. Острая боль, которая бывает при стоматологических мани­пуляциях, соответствует кинестетической модальнос­ти, то есть, направлению взгляда вправо вниз. Пе­реведите взгляд вверх — и боль наполовину ослаб­нет, это уже проверено. Неважно даже, будете ли вы конструировать для себя какие-то приятные кар­тинки, чтобы отвлечься, или просто закатите глаза вверх. Есть простая техника работы с головной болью, основанная на связи направления взгляда с опреде­ленной проблемой. Можете применять ее для экспресс-помощи знакомым (или для создания репутации колдуна).

Попросите человека подумать о головной боли, а потом предложите ему смотреть на ваш палец, ко­торый вы будете двигать в разных направлениях — и уведите взгляд партнера от того направления, в котором он чувствовал боль. Боль исчезает мгно­венно (правда, ненадолго). В сексологической практике я рекомендую жен­щинам, у которых есть трудности с достижением оргазма, смотреть во время полового акта вправо вниз. Оргазм — это кинестетическая модальность, так что уход взгляда в кинестетику многим женщи­нам помогает.

Вопрос: Меня часто беспокоит бессонница, может ли самогипноз здесь помочь?

С. Горин: Разумеется. Вы можете погружать себя в сон, пользуясь техниками самонаведения транса. Но для облегчения засыпания тоже есть более про­стая техника. Подумайте о том, как вы узнаете о том, что вы уже спите? Как вы вообще отличаете состояние сна от состояния бодрствования? По каким признакам? Ответив на эти вопросы, вы узнаете собственную стратегию засыпания, и вам останется только ис­пользовать ее. Приведу собственный пример: я узнаю о том, что уже сплю, по возникновению сно­видений. Значит, стараясь сконструировать яркие зрительные образы, я могу ускорить засыпание — так оно и происходит. Самогипноз, кстати, хорошо применять для заказа определенных сновидений (с определенным сюжетом, действующими лицами), и у многих это получается довольно легко.

Вопрос: Мне иногда приходится выпивать с де­ловыми партнерами, но я хотел бы сохранять при этом трезвый ум. Может мне помочь в этом какая-то техника самогипноза?

С. Горин: Этот вопрос обозначает несколько про­блем. Во-первых, что значит «мне приходится»? Слова типа «приходится», «должен», «вынужден» — это любимые слова советского сознания, которые не всегда имеют смысл. И для того чтобы выяснить, есть ли смысл в вашем «должен» или «приходится», попробуйте задать себе вопросы: «Что меня вынуж­дает? Что произойдет, если я этого не сделаю?». В каждом «должен» подразумевается «иначе» («до­лжен сделать это, иначе будет то») — подумайте, есть ли «иначе» в ваших «должен». Во-вторых, с помощью самогипноза вы можете организовать ваше поведение так, чтобы можно было достигать цели без опьянения — то есть, вы можете задействовать самогипноз для повышения эффек­тивности своего трезвого общения. И в-третьих, был вопрос о том, как не подда­ваться опьянению. Мы можем использовать вашу стратегию опьянения. Как вы узнаете о том, что вы — в опьянении?

Ответ:У меня кружится голова и становится горячо в желудке.

С. Горин: В какую сторону кружится голова?

Ответ: По часовой стрелке.

С. Горин: Значит, для борьбы с чувством опь­янения вам надо ощутить вращение головы против часовой стрелки (между прочим, это легче сделать, чем кажется на первый взгляд), одновременно вспом­нив, как мороженое холодит желудок. Использова­ние собственной стратегии позволит вам за пятнад­цать минут выйти даже из глубокого опьянения.

Реплика: Меня удивляет, что вы преподаете са­могипноз, и тут же говорите о том, что в большом числе случаев он не нужен. Так где же он все-таки нужен?

С. Горин: Есть достаточно общее правило — если можно чего-то достигнуть простым путем, не ищите сложных. Для достижения многих целей, о которых вы говорите, есть более простые методики, чем самогипноз. Например, такая цель, как повыше­ние творческой активности... Один из моих знако­мых достигал ее очень оригинальным способом. Когда ему нужно было решить сложную математи­ческую задачу, он это делал в постели с женщиной: дожидался ощущения огромного подъема, прилива энергии — и направлял эту энергию на решение задачи. Понятно, что такая методика относится к психологическому садизму, но, в принципе, человек все сделал верно — взял ощущение в одном кон­тексте и перенес в другой. Вот этот навык, навык переноса чувств из контекста в контекст, является хорошей альтернативой самогипнозу (разумеется, приведенный мною конкретный пример я вам не рекомендую.,.). Другая альтернатива самогипнозу — работа с собственной стратегией определенного действия или создания определенной проблемы. Узнайте свою стратегию — и либо делайте так всегда, чтобы по­высить эффективность действия, либо делайте на­оборот, чтобы избавиться от проблемы. Что касается конкретных целей для самогипноза, то их достаточно много. Вы можете серьезно помочь себе оставаться здоровыми с помощью самогипноза, можете помочь себе выздороветь от многих заболе­ваний (начиная с простудных и заканчивая онколо­гическими — описаны и такие случаи). Можете повысить эффективность своих действий или своего поведения в деловом общении, для этого даже су­ществует отработанная схема:

Шаг 1. Попросите подсознание вспомнить все те случаи (или один-единственный случай), когда вы действовали или вели себя очень эффективно.

Шаг 2. Попросите подсознание выделить главное в вашем поведении или ваших действиях, от чего зависел успех.

Шаг 3. Попросите подсознание воспроизводить эти главные моменты ваших действий или поведения каждый раз, когда для этого имеется подходящий контекст, и пусть подсознание делает это автомати­чески. Думаю, на первое время вам этого хватит.

Вопрос: Я читал книжку о колдунах, и там го­ворилось, что колдуном может стать только тот, кто сможет смотреть в глаза человеку пять минут, не моргая. Есть ли в этом смысл?

С. Горин: Не знаю, какой тут смысл с «колдов­ских» позиций... Возможно, это просто желание ог­радить свои навыки от непосвященных. Ведь «смот­реть, не моргая» — это инструкция с отрицанием, и выполнить ее сложно; такая инструкция может служить заменой слову «отвяжись!» Я могу сказать кому-то из вас, что он сможет стать великим чело­веком, если сможет в течение пяти минут не думать про белого медведя. Вы поймите: есть белый медведь, он большой и лохматый, но думать о нем нельзя!

Реплика: Я от него теперь до завтра не отвя­жусь. ..

С. Горин: Успокойтесь, вы сможете стать вели­кими людьми, продолжая думать про белого мед­ведя. Я не могу оставить вас без выбора... По-моему, система колдовства должна походить на наш семи­нар в переводе на древнеславянский...

Вопрос: По-вашему, порчи и сглаза нет?

С. Горин: По-моему, этот вопрос является типич­ной несуществующей задачей. В рамках диалекти­ческого материализма, которого мы придерживаемся, вопрос не имеет смысла.

Напутствие.

Семинары вроде нашего принято заканчивать тем, что ведущий наводит транс на группу и дает набор постгипнотических инструкций. Но вы очень много занимались трансами, я боюсь вызвать у вас пере­дозировку, поэтому попробую сформулировать на­путствие так, чтобы его воспринимало только ваше сознание (а вы попробуйте не впадать при этом в транс).

Мне бы не хотелось, чтобы вы считали, что пол­учили на семинаре новое мировоззрение и пакет стропроцентных истин в придачу. Я думаю, что вы получили набор гипотез, более или менее объясня­ющих то, что иногда происходит в человеческом общении. Если где-нибудь когда-нибудь вы будете настаивать на предыдущей версии, я объявлю все, сказанное мною до сих пор, ложью от начала до конца. Какой гипноз, в самом деле? Кто из вас держал его в руках, измерял линейкой? Вы пол­учили набор инструментов и узнали, как ими пол­ьзоваться, вы поняли, что они могут работать — но почему они работают, я не знаю и сам.

И я не знаю, почему все эти вещи начинают работать только тогда, когда вы начинаете их ис­пользовать. Учебник, руководство, самоучитель — это самые обманчивые вещи на свете: они дают иллюзию умения и иллюзию знания. Мне иногда кажется, что люди платят за учебник, чтобы отку­питься от необходимости что-то делать или что-то узнавать. Поэтому держите свои конспекты (или эту книжку) под рукой, читайте их за обедом, оставляя на них пятна, читайте за прилавком, немилосердно перегибая переплет — и проверяйте в действии все, что прочитаете. Можно купить сотню книг про обу­чение плаванию, но чтобы научиться плавать — надо плавать...

Есть люди, которые испытывают трудности при любом выборе. Они не могут рещить, в какую дверь автобуса войти, не знают, с чего начать изложение дела... Если вам покажется, что вы готовы применять в работе гипнотические техники, но не знаете, с чего начать — я разрешаю вам воспользоваться моей стратегией принятия решений, стратегией выбора. Я долго держал ее в секрете, используя только в особо важных случаях. Она очень эффективна и столь же проста: сделайте выбор между орлом и решкой и бросьте монетку...

Я сожалею, что у нас мало времени для того, чтобы вы научились притворяться. Милтон Эриксон говорил: «Вы можете притвориться мастером какого угодно дела — и справиться с этим делом. Совер­шенно неважно, умете ли вы гипнотизировать пли нет. Вернувшись домой, просто притворитесь гипно­тизером. Люди пойдут за вами и начнут притво­ряться, что они погружаются в транс. И через не­которое время им надоест притворяться, и они за­будут, что всего лишь притворяются... Но не давайте себя одурачить, и не забывайте, что вы всего лишь притворяетесь».

Я был рад познакомиться с вами и кое-чему научиться от вас. До свидания.


Наши рекомендации